«Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума как способ становления конкурентоспособного специалиста»


Тема: «Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума как способ становления конкурентоспособного специалиста» (обобщение опыта работы по теме самообразования).
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум».
Баженова Ирина Викторовна, методист ГБПОУ «УМТ»
Тема: «Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума как способ становления конкурентоспособного специалиста» (обобщение опыта работы по теме самообразования, промежуточные результаты за 2 года).
Цель: Организовать работу студенческого научного общества в ГБПОУ «УМТ»
Срок реализации: 4 года (2014 – 2019 учебные годы).
Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.
Понятно, что полноценное становление специалиста невозможно без его приобщения к науке, а это возможно через организацию научно-исследовательской деятельности студентов.
В 2014 г. передо мной встала необходимость координировать инновационную деятельность техникума, при выборе направления данной деятельности было принято решение создать в техникуме студенческое научное общество.
Не имея опыта работы в данном направлении, на первом этапе работы были изучены нормативные документы по организации НИД, специальная литература и интернет – источники, прослушаны вебинары по следующим темам: «Организация работы с одаренными детьми», «Организация исследовательской деятельности школьников» (проекта «Инфоурок).
На следующем этапе, также, прибегнув к изучению опыта работы коллег других образовательных организаций, были определены методы, приёмы, способы решения проблемы.
Так, на основании нормативных документов и в соответствии с Уставом и другими локальными актами техникума было создано студенческое научное общество «Эрудит».
Цели и задачи СНО:
СНО призвано развивать творческое мышление, инициативу и навыки учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся, способствовать развитию и реализации научного потенциала обучающихся.
Основными задачами СНО являются:
• содействие глубокому познанию в различных областях науки; привитие навыков организации самостоятельной научно-исследовательской работы;
• овладение различными формами, методами, способами и средствами научно - исследовательской работы;
• овладение умением отбирать, анализировать, систематизировать материал; выявлять и формулировать проблемы; грамотно оформлять научную работу; • приобретение опыта публичных выступлений;
• повышение качества подготовки квалифицированных кадров, адаптированных к современным социально-экономическим тенденциям развития области.
Для того, чтобы коллегам было проще разобраться с пониманием что такое исследовательская работа студентов, был организован и проведен семинар-практикум «Организация исследовательской работы среди обучающихся».
Для организации эффективной работы СНО внесено предложение включить в учебные планы учебную дисциплину «Проектная деятельность».
Результатом первого года работы стала студенческая научно-практическая конференция «Меня оценят в XXI веке», в которой приняли участие 5 студентов.
Естественно, что уровень СПО не подразумевает проведения серьёзных и фундаментальных научных исследований или глубинной проработки научных проблем. Для этого в учреждениях СПО, как правило, нет ни технической базы, ни уровня подготовки кадров, да и задача такая не ставится. Прежде всего, это приоритет Российской государственной академии наук, высших учебных заведений, специализированных научно-исследовательских институтов. Главное, что проводимая учебно-исследовательская работа в техникуме позволяет формировать у студентов компетенции необходимые для научно-исследовательской деятельности.
Во ФГОС предлагаются некоторые формы научно-исследовательской деятельности, которые хорошо изучены в теоретических исследованиях. Так в многочисленных публикациях рассматриваются различные формы проектной деятельности студентов как разновидность научно-исследовательской деятельности, раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности студентов; охарактеризованы этапы учебного проекта и описана роль педагога на каждом из них, разработаны научные подходы в оценивании проектной деятельности.
Анализ литературы позволяет выявить основные направления научно-
исследовательской деятельности студентов.
Первое направление – индивидуальная работа: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа со студентами по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта).
Второе направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. Также анализ образовательной практики показывает, что научно-исследовательскую деятельность студентов можно развивать через организацию внеурочной работы, сочетающую в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.
В этом году, для дальнейшей работы по организации деятельности СНО проведено совещание с руководителями секций СНО «Эрудит» и разработаны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов (пособие для педагогических работников).
Второй год работы над темой позволил выделить ряд проблем и противоречий при организации работы СНО:
- необходимость организации научно-исследовательской деятельности и неподготовленностью преподавателей к ее осуществлению;
– необходимость развития научного мышления студентов и недостаточным применением приемов для его развития;
– необходимость использования различных форм урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетенций необходимые для научно-исследовательской деятельности и недостаточным применением их в образовательной практике.
Вывод: Для решения данных противоречий необходима совместная работа всего педагогического коллектива.
Еще академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный преподаватель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования. Решение проблемы реформирования системы профессионального образования находится, в том числе, и в изменении педагогического сознания преподавателя, владении преподавателем методикой организации научно-исследовательской деятельности студентов, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Как методист, я вижу три основных условия для практического осуществления научно-исследовательской деятельности студентов со стороны преподавателей и научных руководителей:
иметь искреннюю заинтересованность в такой деятельности;
мотивировать и постоянно стимулировать студентов к учебным исследованиям;
проводить исследования на должном уровне (студенты должны получать моральное удовлетворение от проделанной ими работы).