Программа становления исследовательской культуры студентов СПО как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста
Программа становления исследовательской культуры студентов СПО как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста
Преподаватель ТМФВиС Петрова И.А. ГАПОУ ТСПК
Научно-исследовательская работа студентов - является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в педагогической деятельности полученные знания и умения, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития образования.
Основной целью инновационной деятельности является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения их к научной, творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионального уровня подготовки специалистов СПО.
Применение инновации в данном случае – это организация и осуществление исследовательской работы научно-студенческого кружка «Исследователь» специальности «Физическая культура» ТСПК на основе разработанной программы.
Программа становления исследовательской культуры студентов была подготовлена руководителем научного кружка, апробирована студентами и учителями общеобразовательной школы.
Основная цель программы - организация инновационной научно-исследовательской деятельности и выбора индивидуального маршрута исследования через создание научного кружка и подготовки студента-исследователя, ориентированного на инновации в образовании, создание необходимых условий для проведения научно-исследовательской работы студентов по вопросам физического воспитания школьников.
Задачи программы - развивать у студентов стремление и способности к творческому воплощению полученных знаний в своей практической деятельности.
Новизна - групповая форма работы для обеспечения преемственности и продолжения апробации выбранной темы исследования. Необходимость продолжения экспериментальной деятельности, получение дополнительных данных в результате изменения средств, методики и возраста учащихся, участвовавших в исследовательской работе. Возможность сделать заключение и дать практические рекомендации по внедрению в образовательный процесс разработанных и апробированных продуктов исследовательской деятельности.
Образовательная значимость - проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия – это не только содержание «Программы становления исследовательской культуры студентов как фактора подготовки конкурентоспособного специалиста», это овладение методологической культурой и решение задач:
обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов;
знакомство с современными научными методологиями, работа с научной и периодической литературой;
повышение результативности участия студентов в научной деятельности.
Внедрение инновационной деятельности позволяет формировать и развивать у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу в образовательных учреждениях; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; готовности и способности к самоанализу и самооценки уровня профессиональной компетентности.
Условия реализации программы - для освоения программы предусмотрены два этапа:
Первый этап -
Овладение методами исследования, овладение умениями представлять различные подходы к проблеме, овладение навыками ведения исследования.
Изучение проблемы на месте проведения исследовательской, часто экспериментальной работы.
Создание рабочих групп для проведения исследования.
Распределение обязанностей и практическая подготовка к выполнению экспериментальной работы.
Первый этап - характеризуется теоретической и методической подготовкой студентов-членов научного кружка, разработкой проекта исследования.
Основные формы работы: групповая и индивидуальная.
Второй (практический) этап -
Выбор индивидуального маршрута исследования.
Проведение исследовательской деятельности.
Практическая реализация проведенных исследований, а именно:
- апробирование экспериментальных материалов в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах.
- анализ выполненного заказа школы;
- использование полученных результатов для подготовки конечного продукта (методических разработок, программ, комплексов упражнений), для выступления на конкурсах, конференциях, для выполнения курсовых и ВКР.
Второй этап - управление исследовательской деятельностью студентов осуществляет, научный руководитель кружка, учителя-методисты базовой школы, научные руководители КР и ВКР.
Основные формы работы: групповая и индивидуальная.
Экспериментальная исследовательская деятельность членов научного кружка «Исследователь» осуществляется на базе МБОУ СОШ № 81 г.о. Тольятти. В исследованиях принимали участие школьники всех возрастных групп. Помощь в осуществлении экспериментальной исследовательской деятельности оказывали учителя МБОУ СОШ № 81 Елизарова А.П., Шлык Ю.В.
Результативность реализации программы -
Тема: Использование средств физического воспитания для оздоровления детей в летнем лагере - работа Ивановой О. и Алексеёнок А. была представлена на 3 городской студенческой конференции. Работа была отмечена дипломами 2 степени.
2. Тема: Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма и уровень интереса школьников к занятиям физическими упражнениями – выполненная работа Митенькиной М. рекомендована для участия в конкурсе дипломных работ на региональном уровне. Продолжение выполнения этой темы Кашицыной Валентиной закончилось созданием «Рекреационно-оздоровительной программы физического воспитания школьников МБОУ СОШ № 81».
3. Тема: Использование военно-прикладной подготовки на уроках и внеклассных занятиях для повышения физической подготовленности молодежи допризывного и призывного возрастов – была разработана и выполнена с юношами 10 классов Шрайнер Д. Продолжение работы с изменением средств ВПП - Повышение физической подготовленности юношей старших классов средствами военно-прикладной подготовки – была выполнена с юношами 11 классов Рожковым А. – Выполнение экспериментальной деятельности на площадке МБОУ СОШ № 81 позволило расширить возможности программы ВПП и внедрить её во внеклассную работу со старшими школьниками.
4. Тема: Использование антистрессовой пластической гимнастики для развития гибкости и изменения отношения к занятиям физическими упражнениями у девушек старших классов –– была выполнена студенткой Абрамовой Ю. и рекомендована для участия в смотрах-конкурсах студенческих научно-исследовательских работ, стала предметом написания методической разработки для студентов и преподавателей ФКиС.
5. Тема: Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом девушек старших классов. Исполнитель: студентка 4 курса Асанова Халида. Экспериментальная работа проводилась с девушками 10-11 классов. После проведения предварительной работы была создана группа в составе 11 человек, желающих принять участие в эксперименте. Продолжение работы с изменением возраста и средств экспериментальной деятельности - Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом учащихся среднего школьного возраста проводила студентка 4 курса Маштакова Анастасия.
В экспериментальной работе участвовали учащиеся 9 классов, что привело к созданию в школе группы «Здоровья».
6. Тема: Использование упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста. Начало выполнения было положено студентом 4 курса Клименко Максимом. Продолжение работы с изменением возраста и комплекса упражнений - Развитие силы юношей старших классов на уроках физической культуры при помощи парных упражнений осуществлял студент 4 курса Курочкин Сергей – результаты этой работы дали возможность подготовить методическую разработку по использованию работы в парах на уроках физической культуры учащихся разного возраста.
Подготовлены и внедрены в процесс физического воспитания школьников, следующие программы -
Программа военно-прикладной подготовки юношей старших классов в урочное и внеурочное время.
Рекреационно-оздоровительная программа физического воспитания школьников.
Программа оздоровительной смены летнего лагеря «Город здоровья».
Методическая разработка для учащихся и преподавателей специальности «Физическая культура» - «Антистрессовая пластическая гимнастика, как средство развития гибкости школьников».
Программа борьбы с излишним весом учащихся среднего и старшего школьного возраста в группе здоровья.
Инновационная деятельность по апробированию программы становления исследовательской культуры студентов, как фактора подготовки конкурентоспособного специалиста рассматривается как важнейшее условие становления личности будущего специалиста и важнейший фактор воспитания личности студента на основе развития его личностного потенциала.
15