Развитие общих компетенций студентов на уроках физики с применением активных форм и методов обучения
Джусоева Ольга Владимировна
Развитие общих компетенций студентов на уроках физики с применением активных форм и методов обучения
ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» г. Тольятти
Компетентностный подход вошел в систему образования Российской Федерации в связи с включением в Болонский процесс. В настоящее время способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО гуманитарно-педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС при подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов.
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин. При этом общая компетенция (ОК) понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся. [2]
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеучебной деятельности студентов.
Каждый педагог на занятии должен обучать, развивать и воспитывать. Традиционные методы обучения не всегда позволяют в полной мере реализовать такой подход. Для решения задач качественной подготовки специалистов среднего звена необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. [3]
Использование на уроках физики активных методов обучения помогает формировать умения и потребности применять приобретенные знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения в соответствии с конкретной ситуацией.
Рассмотрим примеры применения активных методов и форм обучения при формировании общих компетенций студентов на уроках физики.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. [6]
Планирование самостоятельной работы с обучающимися по физике в основном связана с формированием общих компетенций обучающихся. Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь физики с их будущей профессией.
В современной педагогике и, в частности, в обучении физике в условиях СПО используются следующие методы:
1) Словесные:
а) Метод дискуссии – по вопросам преподавателя или студентов, требующих размышлений, студенты на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.
б) Метод самостоятельной работы с информацией - все студенты самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его преподавателем.
в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все студенты самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию выполняют письменно – графическую работу по естествознанию творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.
г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы – студенты решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания.
д) Метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам преподаватель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний.
е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все студенты по заданию преподавателя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач экологического, генетического, молекулярно-биологического содержания для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность студентов.
2) Наглядные:
а) Частично поисковый демонстрационный – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых преподавателем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей и других изобразительных пособий.
б) Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кинофильмов, слайдов, теле-, видеофильмов.
в) Метод опорных сигналов – педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; студенты копируют, прорабатывают и воспринимают опорные сигналы.
3) Практические:
а) Частично поисковый лабораторный метод – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.
б) лекции, семинары, тематические зачеты.
В системе внеурочной работы по физике сложились и стали традиционными и такие активные формы обучения, как:
Внеклассные занятия (индивидуальная работа, кружки, вечера, КВН, олимпиады, общественные смотры знаний и т.д.)Ролевые игры;
Экскурсии.
Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, создание портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.
В курсе физики большая часть учебной программы уделяется практической работе - решению различных задач – качественных и расчетных, где обучающиеся учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3, ОК 4).
Эти компетенции формируются в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на занятии, взаимоконтроля, проблемных лекций. [4]
На уроках физики обучающимся предлагаются различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.
При проведении внеаудиторных занятий возможно использования педагогических игровых упражнений: опыты, викторины, решение кроссвордов, ребусов и др.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и в физике. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск информации в сети Интернет, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, решение кроссвордов, подготовка и защита проектов, рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, плакатов, презентаций, участие в телекоммуникационных проектах. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
К наиболее эффективным формам представления материала по естествознанию, следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения динамики урока.
Также на уроках физики возможно использование разнообразных творческих проектных заданий, интерактивных форм работы: тесты в системе on-line, задачи, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6), студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы, проблемные лекции, пресс-конференции, «круглый стол», мозговой штурм, олимпиады.
Применение на уроках физики активных форм и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Таким образом, современные возможности при преподавании физики в условиях колледжа способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений, навыков и компетенций, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.
Литература
Дочкин С.А. Мотивация обучения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие [Текст]: монография / Л.Н. Вавилова, С.А. Дочкин, Н.В. Костюк, В.М. Кузина, В.И. Сахарова; под науч. ред. В.И. Сахаровой. – М. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. – 13 п.л., в т.ч. авт. 2,5 п.л.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2008. –256 с.
Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. № 1353 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.