Оптимизация вариативной части учебного плана как необходимой и обязательное условие формирования общих и профессиональных компетенций в СПО


ОПТИМИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА КАК НЕОБХОДИМОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО
Баракова М. В.
г. Якутск, Россия
ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
В настоящее время, когда в России проводится реформа образования в целом, уделяют особое внимание подготовке кадров и специалистов среднего звена. Деятельность по подготовке специалистов среднего звена осуществляют образовательные учреждения СПО, которые сегодня объединяются с образовательными учреждениями НПО для повышения эффективности образовательного процесса.
Ежегодно работодатели в условиях рыночной экономики выдвигают новые требования к выпускникам СПО, которые должны быть ясно и точно отражены в учебном плане программы подготовки специалистов среднего звена в каждом образовательном учреждении.
Такая работа, в обязательном порядке, осуществляется и в нашем техникуме ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» при разработке учебных планов для каждой специальности.
Как известно, учебный план программы подготовки специалистов среднего звена состоит из двух составляющих: обязательной и вариативной частей.
Вариативная часть учебного плана специальности обычно составляет около 30 процентов и именно в ней учебное заведение имеет возможность ежегодно производить изменения для оптимизации учебного процесса с учетом требований работодателей.
Из личного опыта преподавательской деятельности и методической работы отмечаем, что наши студенты во время итоговой государственной аттестации (защита дипломной работы) сталкиваются с трудностями не только при написании самой дипломной работы, но и испытывают затруднения с ее оформлением на ПК согласно требований Положения о выпускной квалификационной работе, допускают грамматические и орфографические ошибки. Кроме того, студенты затрудняются при оформлении слайдов для презентации выпускной квалификационной работы, не могут свободно, точно и ясно излагать свою речь во время защиты. Таким образом, налицо у наших выпускников недостаточное владение русским языком (письменная и устная речь), знаниями и навыками уверенного пользователя ПК.
Несмотря на усилия руководителей дипломных работ студентов и преподавателей, эти проблемы ежегодно повторяются и официально фиксируются во время итоговой государственной аттестации наших выпускников, поэтому рассматриваемая тема нашего доклада является актуальной, требующей внимательного изучения и неотложного решения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте для специальности бухгалтер обозначены 10 общих и 17 профессиональных компетенций, а для специалиста по земельно-имущественным отношениям базовой подготовки соответственно 11 и 21.
Можно отметить, что основой для эффективного формирования у студентов данных компетенций является хорошее знание русского языка и умение работы на персональном компьютере на профессиональном уровне.
Проблемы наших выпускников на итоговой государственной аттестации показывают несдостаточную компетентность, связанную, в основном, с двумя дисциплинами: деловой русский язык и информационные технологии в профессиональной деятельности.
Думается, что причина здесь не в уровне преподавания этих дисциплин в нашем техникуме. Дело в том, что нашими студентами почти на сто процентов является молодежь из улусов РС (Я), где повсеместно в семьях говорят на родном якутском языке. Преподавание в сельских школах русского языка и информатики проблемно и учителя нередко на практике применяют смешанный (русско-якутский) язык. В результате выпускники улусных школ имеют низкий навык общения на русском языке: плохо понимают, не знают значений многих слов, делают грамматические и орфографические ошибки, не могут четко и ясно выражать свои мысли на русском языке.
Когда они поступают в наш техникум все преподаватели сталкиваются с этой проблемой и в результате наши выпускники значительно проигрывают именно в плане русского языка и профессионального владения ПК.
Для решения проблемы и повышения эффективности формирования общих и профессиональных компетенций наших выпускников предлагается оптимизировать вариативную часть учебного плана программ подготовки бухгалтеров и специалистов земельно-имущественных отношений базовой подготовки: сделать корректировку по количеству часов в дисциплинах, составляющих вариативную часть и включить дисциплину Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Предлагаемые изменения (корректировка) отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительные данные по содержанию вариативной части действующего и оптимизированного варианта учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Действующий учебный план
на 2015 год (год начало подготовки) Оптимизированный вариант учебного плана (корректировка)
ПП Профессиональная подготовка ПП Профессиональная подготовка
ОГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Обяз. часть Вар. часть Всего Обяз. часть Вар. часть Всего
ОГСЭ.04. Язык Саха 54 54 ОГСЭ.04. Язык Саха 54 54
Итого 54 54 Итого 54 54
ЕН Математический и общий естественный цикл ЕН Математический и общий естественный цикл
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности 114 114 ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности 114 6 120
Итого 114 114 Итого 114 6 120
ППрофессиональный цикл ППрофессиональный цикл
ОП Общепрофессиональные дисциплины ОП Общепрофессиональные дисциплины
ОП.02. Статистика 53 45 98 ОП.02. Статистика 53 45 98
ОП.10. Экономическая теория 129 129 ОП.10. Экономическая теория 114 114
ОП.11. Маркетинг 48 48 ОП.11. Маркетинг 48 48
ОП.12. Бизнес-планирование 48 48 ОП.12. Бизнес-планирование 48 48
ОП.13. Трудовое право 60 60 ОП.13. Трудовое право 60 60
ОП.14. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях 69 69 ОП.14. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях 69 69
ОП.15. 1-С Бухгалтерия 90 90 ОП.15. 1-С Бухгалтерия 90 90
ОП.16. Основы производства сельскохозяйственной продукции 105 105 ОП.16. Основы производства сельскохозяйственной продукции 60 60
ОП.17. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 132 132 ОП.17. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 132 132
ОП.18. Деловой русский язык 54 54 ОП.18. Деловой русский язык 108 108
ОП.19. Основы исследовательской деятельности 72 72 ОП.19. Основы исследовательской деятельности 72 72
ОП.20. Профессиональная этика 66 66 ОП.20. Профессиональная этика 66 66
Итого 53 918 971 Итого 53 912 965
Всего 167 972 1139 Всего 167 972 1139
Таблица 2
Выписка по содержанию вариативной части из учебных планов программ подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ на 2015 год (год начала подготовки)
Действующий учебный план Оптимизационный вариант учебного плана (корректировка)
21.02.05. Земельно-имущественные отношения
ПП Профессиональная подготовка ПП Профессиональная подготовка
ОГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Обяз. часть Вар. часть Всего Обяз. часть Вар. часть Всего
ОГСЭ.04. Язык Саха 54 54 ОГСЭ.04. Язык Саха 54 54
Итого 54 54 Итого 54 54
ЕН Математический и общий естественный цикл ЕН Математический и общий естественный цикл
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности 66 66 ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности 66 54 120
Итого 66 66 Итого 66 54 120
ППрофессиональный цикл ППрофессиональный цикл
ОП Общепрофессиональные дисциплины ОП Общепрофессиональные дисциплины
ОП.01. Основы экономической теории 107 28 135 ОП.01. Основы экономической теории 107 107
ОП.02. Экономика организации 84 30 114 ОП.02. Экономика организации 84 30 114
ОП.03. Статистика 50 31 81 ОП.03. Статистика 50 31 81
ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 55 101 156 ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 55 101 156
ОП.07. Бухгалтерский учет и налогообложение 80 40 120 ОП.07. Бухгалтерский учет и налогообложение 80 80
ОП.08. Финансы, денежное обращение и кредит 50 40 90 ОП.08. Финансы, денежное обращение и кредит 50 50
ОП.10. Бизнес-планирование 63 63 ОП.10. Бизнес-планирование 63 63
ОП.11. Ценообразование 54 54 ОП.11. Ценообразование 54 54
ОП.12. Страховое дело 54 54 ОП.12. Страховое дело 54 54
ОП.13. Правовой режим земель и его регулирование 60 60 ОП.13. Правовой режим земель и его регулирование 60 60
ОП.14. Управление персоналом 90 90 ОП.14. Управление персоналом 90 90
ОП.15. Земельное право 135 135 ОП.15. Земельное право 135 135
ОП.16. Деловой русский язык 54 54 ОП.16. Деловой русский язык 108 108
ОП.17. Основы исследовательской деятельности 72 72 ОП.17. Основы исследовательской деятельности 72 72
ОП.18. Профессиональная этика 66 66 ОП.18. Профессиональная этика 66 66
Итого 426 918 1344 Итого 426 864 1290
Всего 492 972 1464 Всего 492 972 1464
Результатом корректировки вариативной части учебных планов в ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ по двум специальностям стало увеличение в 2 раза объема часов по дисциплинам Деловой русский язык и Информационные технологии в профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, обеспечит более эффективное освоение комплекса компетенций.