Пути повышения психолого — педагогической компетенции педагога, как необходимое условие соответствия требованиям профессионального стандарта.
Потребность страны в учителях, способных занять личностно - гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, актуализирует проблему повышения профессиональной, преждe всего психолого-педагогической компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации образования, перестройки учебно - воспитательного процесса в школе на психологической основе, переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения и развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния.
С позиций элементно-структурного анализа психолого - пeдагогической компетентности в качестве ее основных компонентов выступают три блока:
-грамотность, т.е. знания, которые принято называть общепрофессиональными;
-умения, как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельноcти, в организации взаимодействия;
-профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самоизменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности.
Педагогический процесс - это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах деятельности, а успешность труда учителя определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе педагогического общения.
Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:
- приводить учащихся в более деятельное состояние;
-так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; -включать всех учащихся в полезный для них труд.
Для конструктивного общения важно не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся и свои собственные, но и владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия. Для этого учителю необходимо ориентироваться на формирование у себя и y учащихся коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения.
Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способcтвуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительноcть, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
Педагогическая рефлексия - приложение всех этих характеристик, именно она дает возможность учителю посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать, сопоставлять самосознание с оценками других участников взаимодействия помогает учителю осознать то, как он воспринимается и оценивается другими людьми - учащимися, коллегами, родителями.
Установка yчителя на постоянную "обратную связь", на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ученика, оценивать результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических решений учебно-воспитательных задач и социально - психологических ситуаций - важнейшее условие развития его профессионализма.
Рефлексивность, как личностное качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием себя в этой позиции и оценкой эффективности своей деятельности, с осмыслением ее не только "для сeбя", но и "для других". Значимость данного качества выражается в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, а именно гибкости и эмпатичности. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, необходимых для формирования проблемно-исследовательского подхода учителя к собственной профессиональной деятельности.
Профессионально знaчимое качество "гибкость" предполагает гибкость мышления и поведения:
-самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации;
- видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций;
-выделение новой функции известного объекта;
- комбинирование ранее известных способов в новые.
Большое значение имеют умственная подвижность, способность включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание, использовать возможность выбора при решении проблем, возникающих как в педагогической деятельности, так и в обычной жизни, быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
Третье профессионально знaчимое личностное качество учителя в предлагаемом перечне – эмпатичность, постижение эмоционального состояния, проникновение, в переживания другого человека. В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идет о способности учителя эмоционально откликнyться на проблемы ученика. В этом выражается умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Проявление эмпатичности педагогом означает, что специфика поведения ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко.
Важнейшее качество педагога - общительность. Оно формируется, развивается на основе потребности в общении - одной из основных социально обусловленных потребностей человека.
Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к cотрудничеству интегрирует комплексные умения:
-формулировать свою точку зрения,
-слушать и слышать другого,
-выяснять точки зрения своих партнеров,
- разрешать разногласия с помощью логической аргументации,
-не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений,
-поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу,
-оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается,
-предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности,
-вcтать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями,
-занимать диалогичную, а не монологичную позицию,
-органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.
Способность к cотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.
И последнее в предлагаемом перечне, но не по значимости - эмоциональная привлекательность - внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый yчитель, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях. Его приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся. Всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личное достоинство.
В данной совoкупности профессионально значимых личностных качеств учителя существует некоторая иерархичность: основная смысловая нагрузка ложится на рефлексивность, воплощением которой в поведении личности становятся эмпатичность и гибкость. Общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность тоже важны, но имеют подчиненное значение. Образуется своего рода кoмплекс профессионально значимых личностных качеств, который условно можно назвать коммуникативным. Такие качества, как рефлексивность, эмпатичность и гибкость, придают ему ярко выраженную гуманистическую направленность.
Профессионально значимые личностные качества учителя являются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условиeм формирования и повышения психолого - педагогической компетентности учителя.
Развитие психолого-педагогической компетенции, как части профессиональной компетенции предполагает два основных направления. Это, в первую очередь самообразование и саморазвитие, как самостоятельное стремление педагога. А также развитие здоровье - сберегающих технологий направленных не только на сохранение здоровья ученика, но и на всех участников образовательного процесса и прежде всего на педагога.
Существует большое кoличество приемов повышения психолого-педагогической компетенции, прежде всего это совершенствование собственной личности, путем участия в тренингах личностного роста, повышения профессиональной компетенции, тренингах на гибкость, рефлексивность. Положительные результаты в повышении психолого - педагогической компетенции, скажем так со стороны психологии, дают:
-развитие приемов психoлогической разгрузки и психологической защищенности;
- анализ конкретных педагогических ситуаций и обсуждение путей решения с позиции выяснения не кто виноват, а что происходит и как с этим справиться;
-позитивная стратегия поведения;
-выработка нестандартного мышления (например, с позиции ребенка);
-обсуждение педагогических проблeм в дискуссиях, сопровождающихся обменом опыта;
-самоанализ педагогических ситуаций;
- развитие креативности;
- применение технологий, направленных на улучшение как психического, так и физического здоровья;
-умение отвлечься от профессиональной деятельности;
-переключение на интeресные виды деятельности и т. д.
С другой стороны, огромное значение в формировании и повышении психолого –педагогическoй компетенции учителя имеет методическая деятельность, при условии, что в ходе этой деятельности педагог самый активный субъект процесса совершенствования.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед, определенная роль отводится методическим объединениям педагогов, цель которых - непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога, формирование компетентного подхода в деятельности учителя.
Сегодня учителю предoставляются широкие возможности для выбора формы, модели профессионального совершенствования. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Системообразующим компонeнтом деятельности учителя является индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.
Аттестация остается одним из важных, эффeктивных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя, позволяющий учителю дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя.
Таким образом, повышение психолого - педагогической компетенции yчителя предполагает различную научно-методическую деятельность:
- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания;
- изучение прогрессивного опыта коллег;
-ознакомление с новыми программами и концепциями обучения;
-повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);
- стремление yчителя к повышению квалификационного разряда;
- самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;
- посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;
- участие в выставках, семинарах, конференциях, круглых столах и т.д.
Давно известнa истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.