РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский морской технический колледж»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор ГБП ОУ РК «КМТК»
от «____»____________2014г ______В.П. Чернопятов
протокол № ______ «____»____________2014г


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ен.03. Экологические основы природопользования
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности
180403. 26.02.03 «Судовождение»
Керчь
2014 г.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по направлению подготовки 26.02.03 «Судовождение»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский морской технический колледж»
Разработчики:
Быстрова Людмила Львовна, методист ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж»
Морозова Людмила Николаевна, преподаватель ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж»

Рассмотрено на заседании ЦМК специальности 26.02.03 «Судовождение»
Протокол № ___
Председатель МО Сацюк А.В.
«_____»______________ 201_г.
Согласовано на Методическом совете «КМТК»
Председатель МС_________________ Л.Л.Быстрова«____»_______________201_ г.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 26.02.03 «Судовождение. Программа разработана преподавателем ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж» Л.Н. Морозовой.
Представленная на рецензию рабочая программа по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработана в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 26.02.03 «Судовождение».
Программа содержит титульный лист, паспорт программы, тематический план, текстовую часть, раскрывающую содержание дисциплины её условия реализации и контроль результатов. В тематическом плане четко разграничено время максимальной нагрузки на обучающегося, количество аудиторных часов, время, отведенное на самостоятельную работу. В содержании программы сформулированы знания и умения, практические навыки, которыми должны обладать обучающиеся при изучении каждой темы.
Содержание дисциплины представлено в форме, способствующей оптимальной эффективности учебного процесса. В программе указаны виды самостоятельных работ. Имеется перечень рекомендуемой литературы.
Данная рабочая программа может быть рекомендована для использования изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» в качестве основного документа, организующего учебный процесс.
Рецензент:
________________ Каханова Т.М.
преподаватель ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 «Судовождение».
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки техников-судоводителей дневной и заочной форм обучения в соответствии с ФГОС по специальности: 26.02.03 «Судовождение».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ЕН.03 Математический и общий естественно - научный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
1. определять
глобальные проблемы экологии
основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
юридическую и экономическую ответственность предприятий, загрязняющих
окружающую среду.
2. характеризовать.
биосферу, границы ее жизни.
природные ресурсы.
прямое и косвенное воздействие на человека загрязнения биосферы,
экологический риск и способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
морские суда, как источники загрязнения окружающейсреды.
3. объяснять.
взаимодействие человека и природы.
требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения
различными видами отходов.
причины аварийности морского транспорта..международные договоренности по проблемам охраны природы.
МАРПОЛ 73/78.
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
что такое биосфера, ее границы.
основную терминологию.
организацию мониторинга окружающей среды.
прямое и косвенное загрязнение биосферы.
«Зеленую революцию»
требования к конструкции и оборудованию судов
МАРПОЛ73/78.
юридическую и экономическую ответственность за загрязнения окружающейсреды.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Для специальности 26.02.03 «Судовождение» - максимальная учебная нагрузка обучающегося 51час, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки Объем часов
Судовождение
максимальная учебная нагрузка 51
обязательная аудиторная учебная нагрузка 34
в том числе: лабораторные и практические работы 17
контрольные работы 1
самостоятельная работа
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам), составление конспектов. подготовка к лабораторным занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ. 17
итоговая аттестация ДИФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования»
Специальность 26.02.03 «Судовождение»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение
Содержание учебного материала: 1 1,2
1.Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования». 2. Специфика, цель и задачи дисциплины. 3.Структура экологии. 4.Воздействие человека на природные экосистемы. Раздел I.
Природоресурсный потенциал и рациональное природопользование 6 Тема 1.1
Понятия «природопользование»
Содержание учебного материала: 1 1,2
1. Природопользование как наука и как практическая деятельность. 2.Принципы и методы рационального природопользования. 3.Основные направления рационального природопользования, их особенности. 4.Формы природопользования. Самостоятельная работа обучающихся:
1. В чем проявляется негативное воздействие человека на природную среду?
2. Чем характеризуется современный экологический кризис? 1 3
Тема 1.2
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Природоресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. 2. Рациональное использование водных ресурсов. 3.Использование полезных ископаемых. 4.Использование земельных ресурсов. 5.Использование и воспроизводство растительного и животного мира. Практическая работа № 1 « Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов»
Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты: «Загрязнение Мирового океана»; «Экологические проблемы народонаселения»
Вопросы для самоконтроля:
1.С чем связаны проблемы загрязнения пресных вод и какие мероприятия необходимо
применять для охраны водных объектов?
2. Перечислить виды полезных ископаемых.
3. Почему уделяют большое внимание воспроизводству растительных ресурсов?
4. Какими мероприятиями ведут сохранение животного мира?
5. Почему неисчерпаемые ресурсы в любой момент могут стать исчерпаемыми? 2 3
Раздел II.
Загрязнение окружающей среды 22 Тема 2.1
Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений
биосферы. Содержание учебного материала: 3 1,2
1. Основные понятия о биосфере. 2. Загрязнение биосферы, классификация. Предельно допустимая концентрация. 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Практическая работа №2 «Биосфера как среда развития человеческого общества». Практическое занятие № 3 «Нормирование качества окружающей среды. Определение ПДК загрязняющих веществ, виды ПДК, размерность ПДК» Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты: «Экология и здоровье человека», «Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания».
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимают под загрязнением окружающей среды?
2. На какие группы загрязнений делятся загрязнения ОС?
3. Какие направления негативной деятельности человека Вам известны? 1 3
Тема 2.2
Организация мониторинга окружающей среды Содержание учебного материала: 1. Понятие мониторинга окружающей среды, его задачи. Виды и методы мониторинга. 2 1,2
2. Влияние загрязнений природы на здоровье человека.
Практическая работа № 4 «Мониторинг загрязнения природной среды» Самостоятельная работа обучающихся:
1 3
Рефераты: «Проблема сохранения человеческих ресурсов», «Прогноз последствий взаимодействия человека с природой».
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое мониторинг, задачи мониторинга окружающей среды.
2. Методы прогнозирование последствий природопользования. Тема 2.3
Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных
веществ. «Зеленая революция».
Содержание учебного материала: 6 1,2
1.Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. 2.Общая характеристика загрязнений атмосферы. Защита атмосферы от загрязнений. 3.Загрязнение гидросферы. Защита гидросферы от воздействия сточных вод. Нормирование качества воды. 4.«Зеленая революция» и ее последствия. 5.Загрязнение почвы. Общая характеристика. 6.Энергетические загрязнения. Практическая работа № 5 «Механизм образования кислотных дождей» Практическая работа № 6 «Определение качества воды». Практическая работа № 7 «Определение химического состава атмосферы» Практическая работа № 8 «Определение концентрации углекислого газа в аудитории» Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: «Город - новая среда обитания человека и животных», «Методы снижения вредных газообразных выбросов в промышленности и на транспорте»
Вопросы для самоконтроля:
1. Как происходит накопление токсичных веществ по пищевым цепям?
2. Что является источниками радиоактивного загрязнения?
3. Что приводит к внутреннему облучению?
4. Изотопы каких элементов представляют опасность для человека?
5. Из чего слагается радиационный фон Земли?
6. Концентрация каких веществ в атмосфере может существенно изменяться в результате хозяйственной и производственной деятельности человека? 2 3
Тема 2.4
Глобальные проблемы экологии Содержание учебного материала: 4 1,2
1.Глобальные проблемы атмосферы. 2. Континентальные проблемы. 3. Проблемы Мирового океана. 4. Социально – экономические проблемы. 5. Влияние урбанизации на биосферу. Практическая работа № 9 «Взаимодействие человека и природы». Практическая работа № 10 «Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: «Влияние урбанизации на биосферу», «Город - новая среда обитания человека и животных».
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные экологические проблемы современности.
2. Что означает термин «урбанизация»? И что влечет она для человечества.
3. Назовите основные мероприятия по защите озонового слоя.
4.Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. 1 3
Тема 2.5
Проблема отходов, их утилизация Содержание учебного материала: 1 1,2
1. Отходы, их классификация. Методы охраны биосферы. 2.Экологическое воздействие ТБО. 3.Утилизация бытовых и промышленных отходов. 4.Малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: «Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху»
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими методами осуществляется охрана биосферы?
2. Перечислите этапы очистки сточных вод.
3. Какие бывают виды мониторинга?
4. Как связано здоровье человека с загрязнением окружающей среды? 1 3
Раздел III.
Правовые и социальные вопросы природопользования 11 Тема 3.1
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор
Содержание учебного материала: 3 1,2
1.Структура природоохранного законодательства России. 2.Основные законы и кодексы в области охраны природы. 3.Российская экологическая политика и экологическое движение. 4.Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении окружающей среды. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Практическая работа № 11 «Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Практическая работа № 12 «Редкие животные и растения нашего региона» Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: «Особо охраняемые природные территории»
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существую мероприятия по предотвращению загрязнения.
2. Административно-правовое регулирование.
3. Охарактеризовать природоохранный надзор.
4.История Российского природоохранного законодательства.
5.Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года.
6.Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. 2 3
Тема 3.2
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. Содержание учебного материала: 3 1,2
1. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы: международные соглашения, конвенции, договоры. 2.Концепция устойчивого развития. 3.Основные направления перехода России к устойчивому развитию. 4.Значение международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. Практическая работа № 13 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования» Практическая работа № 14 «Решение экологических ситуаций» Самостоятельная работа обучающихся:
«Международное правовое положение экологической безопасности водных бассейнов»
1. Конференция ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)
2.Значение международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
3.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры.
4. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. 1 3
Тема 3.3
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду Содержание учебного материала: 1 1,2
1.Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. 2.Понятие об экологической оценке производств и предприятий. Самостоятельная работа обучающихся.
1.Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи
2.Природоохранное просвещение. 1 3
Раздел IV.
Антропогенное воздействие на биосферу. Морские суда как источник загрязнения окружающей среды 10 Тема 4.1
Возможные источники судовых загрязнений Содержание учебного материала: 1 1,2
1.Формы сотрудничества по проблемам охраны природы. 2. Международная морская конвенция МАРПОЛ73/78 3. Классификация загрязнений: нефтесодержащие воды (НВ), сточные воды (СВ), мусор, их характеристика. 4. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками
грузов, сточными водами, мусором. Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: «Влияние морского и речного транспорта на водные экосистемы».
Темы для самостоятельного выполнения
1. Как происходит загрязнение морским транспортом?
2. Какие отходы образуются в результате эксплуатации судов?
3. Какие загрязнения характерны для всех классов судов?
4.Особенности экологического состояния Азово-черноморского бассейна. 2 3
Тема 4.2
Охрана водной поверхности при эксплуатации судов. Предотвращение загрязнения водоемов нефтесодержащими водами. Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Международная морская конвенция МАРПОЛ73/78. 2. Антропогенное влияние на водную среду при эксплуатации морского транспорта. 3.Системы и устройства, предотвращающие загрязнения водной среды. Способы очистки НВ. 4.Нормативные документы по охране водной поверхности при эксплуатации судов. Практическая работа N 15 « Предотвращение загрязнения моря нефтью» Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат :Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.
Вопросы для самоконтроля:
1.Каковы причины загрязнения моря нефтью?
2. Какие системы для сбора нефтесодержащих отходов существуют на судне?
3. Какие методы очистки НВ применяют?
4.Как происходит загрязнение морским транспортом?
5. Какие загрязнения характерны для всех классов судов? 1 1,2
Тема 4.3
Предотвращение загрязнения водоемов сточными водами, мусором и продуктами сгорания. Содержание учебного материала: 3 1,2
1. Международная морская конвенция МАРПОЛ73/78 2. Источники загрязнения окружающей среды сточными водами, мусором и продуктами сгорания. 3. Сбор и хранение мусора на судне. 4. Меры по предотвращению загрязнения. Практическая работа N16 « Предотвращение загрязнения моря сточными водами». Практическая работа N17 « Предотвращение загрязнения моря мусором». Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат : «Экологические проблемы мирового океана, связанные с эксплуатацией морского транспорта»
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие технические средства применяются для очистки СВ с судов?
2. Как на судне собирают, хранят и сжигают мусор?
3.Как происходит загрязнение морским транспортом?
4. Какие загрязнения характерны для всех классов судов? 1 3
Контрольная работа 1 Дифференцированный зачет Всего: 34 51 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-плакаты и схемы по дисциплине.
Технические средства обучения:
-компьютеры и тематические обучающие и тестирующие программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. – М.: Оникс, 2010. – 336 с.
Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М.: Дашков и К, 2013. – 304 с.
Лиходед В.М. Экология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 253 с.
Павлова Е.И. Экология транспорта – М.: Высшая школа, 2010 – 368 с.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. – 408 с.
Хван Т.А., Шинкина М.В. Экология. Основы рационального природопользования. – М.: Юрайт, 2011 г. - 320с.
Дополнительные источники:
Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. – М.: 2009 г. – 320 с.
Наставление по предотвращению загрязнения ВВП при эксплуатации судов. – М.: РКонсульт, 2005. – 44 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, выполнения курсантами самостоятельных работ в виде написания рефератов и выполнения творческих проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь: - осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Контрольная работа, тестирование, решение задач по соответствующей теме
- грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Тестирование, контрольная работа, выполнение практических работ
знать: -взаимосвязь организмов и среды обитания, принципы рационального природопользования; Подготовка сообщений и докладов
- методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Решение задач по теме
- условия устойчивого состояния экосистем; Устный опрос, подготовка сообщений и докладов
- организационные и правовые средства охраны окружающей среды. Самостоятельная работа, устный опрос
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться компетенции
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке
ПК 1.Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи
ПК 2.Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.
ПК 3.Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.
ПК 4. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 5. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.