Педагогические технологии, направленные на формирования личностных УУД на уроках химии и внеурочной деятельности


Педагогические технологии, направленные на формирования личностных УУД на уроках химии и внеурочной деятельности.
I. Федеральный государственный стандарт второго поколения диктует педагогам необходимость формирования универсальных учебных действий обучающихся силами всех школьных предметов. Среди всех прочих УУД наиболее сложные и проблематичные это личностные УУД.
Как формировать личностные УУД в рамках конкретной предметной дисциплины?
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.
Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих
результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию.
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
7) формирование основ экологического сознания .
8) развитие готовности к решению творческих задач.
В условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?
В условиях введения ФГОС недостаточно формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания, т.е. использовать знаниевый подход к обучению.
Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка, познавательного интереса и его самореализации через накопление индивидуального опыта.
Используя в своей работе современные педагогические технологии, идеи развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, новые информационные технологи, я убедилась в их эффективности для формирования личностных УУД.
В своей работе я использую следующие методы и формы направленные на формирование и развитие личностных УУД:
Создание проблемных ситуаций как одно из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, формированию умений ставить цель, понимать проблему, занимать позицию, аргументировать ее (личн. УУД)
Использую прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Он развивает умение воспринимать информацию и способность к рефлексии (познават. и регулятив. УУД), навыки самостоятельной работы (личн. УУД).
Дискуссия – еще одно средство формирования личностных универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Учащиеся во время дискуссии учатся излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание. Дискуссионная форма работы становится механизмом формирования мировоззренческой позиции учащихся. Кроме того, дискуссия формирует коммуникативные УУД.
В условиях модернизации образования я внедряю в свою деятельность групповую форму работы. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование личностных и коммуникативных УУД.
5) Проектная и исследовательской деятельности – как необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД, но в большей степени личностные УУД, где ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Интеграция выше названных методов и приемов  позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном поможет создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, − этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, развитие личностных УУД возможно только при системном подходе к проблеме.
Сегодня на семинаре вашему вниманию будут предложены фрагменты уроков и внеурочных занятий по химии, проведенных с использованием технологий критического мышления и проектного обучения.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Технология, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно – ориентированным, помогает связи обучения с жизнью, способствует установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
На примере внедрения приемов ТРКМ можно пронаблюдать процесс формирования обозначенных в теме семинара личностных УУД.

Самоанализ урока химии в 9 классе
Тема урока: «Сера, ее физические и химические свойства ».
Данный урок является вторым по счету в теме «Элементы подгруппы кислорода». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Преподавание химии в 9-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе О.С.Габриеляна (2 ч в неделю). Эта программа построена на основе концентрической концепции химического образования для основной школы.
На уроке решались следующие цели и задачи:
Образовательная:
актуализировать и обобщить знания учащихся о сере в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть ее аллотропные модификации;
изучить физические и химические свойства;
познакомить с природными соединениями серы, значением и применением серы
Развивающая:
развивать критическое мышление при организации работы с различными источниками информации;
развивать умение самостоятельно моделировать и прогнозировать;
развивать умения доказывать, сравнивать. Воспитательная:
воспитание культуры диалогового общения, умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение интереса к предмету и к самому процессу обучения;
способствовать воспитанию экологической культуры учащихся;
способствовать формированию целостной научной картины мира
Тип урока: изучение нового материала
Технология развития критического мышления
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: коллекции соединений серы, инструктивные карты
Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока. План занятия и его цели были реализованы полностью.
В соответствии с данной технологией урок состоит из трех стадий:
1 стадия - вызов, на которой ученикам предоставляется возможность проанализировать то, что они уже знают по изучаемой теме;
2 стадия – осмысление содержания, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с новой информацией;
3стадия – рефлексия, на которой та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Все стадии урока логически связаны между собой:
Из наиболее эффективных приемов технологии критического мышления, мною на уроке были использованы следующие:
Кластер –способ графической организации материала. Иногда его называют «наглядным мозговым штурмом». Я его использовала на стадии вызова для систематизации имеющийся информации, на стадии осмысления он позволил фиксировать фрагменты новой информации, на стадии рефлексии кластер помог группировать понятия и устанавливать логические связи.
Инсерт- прием эффективного чтения и размышления. Он используется на стадии осмысления. Учащиеся читают текст, делают соответствующие пометки. Работа проводится индивидуально или парами. Далее идет фронтальное, последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента.
«Бортовой журнал» - прием обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли или ответы на вопросы. Я использую этот прием на стадии осмысления, когда учащиеся работают со второй частью текста, знакомясь с природными соединениями серы. Одновременно учащиеся изучают минералы по коллекции.
На стадии рефлексии учащиеся составляют синквейн (пятистрочие по теме). Этот прием используется как способ синтеза материала. Он предлагается учащимся как групповое творчество.
Использование этих приемов, по моему мнению, активизирует учащихся, поддерживает позитивный эмоциональный фон урока, позволяет продуктивно работать в группе, помогая и поддерживая друг друга. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Демонстрация фрагментов урока
Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Урок с применением ТРКМ - это качественно новый тип урока химии, который отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлеченность учеников в процесс учения, заставляя их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Каждый этап урока способствовал формированию универсальных учебных действий, в том числе и личностных , таких как самоопределение и смыслообразование- на стадии вызова; осознание ответственности за общее дело, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания- на стадии осмысления; самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям- на стадии рефлексии.
На уроке используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
II. Еще одним действенным способом повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся, в том числе и личностных.
В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Вашему вниманию мы предлагаем фрагменты урока – конференции по защите исследовательских проектов.
Учебный проект «Фосфор и его соединения» проводился в рамках раздела
«Неметаллы» для учащихся 9 класса, при изучении темы «Фосфор и его соединения» в течение 3 часов учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у учащихся специальные (химические) и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке.
Планируют химический эксперимент и проводят его, по ходу дела разрешают возникшие затруднения Производится обработка, анализ результатов и их осмысление.
Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление
школьников, умение приобретать знания из различных источников,
анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения,
критически относиться к чужому мнению.

Использование метода проектов в процессе изучения химии
позволяет формировать различные виды универсальных учебных действий в том числе и личностные.

Самоанализ
Урок в 9-м классе "Фосфор и его соединения"
Цель урока:
Образовательные:
Рассмотреть строение атома фосфора, аллотропные модификации фосфора, соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора (III,V), фосфорную кислоту и ее соли;
Ознакомиться со значением фосфора и его практическим применением
Развивающие:
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
Формирование исследовательских навыков
Привитие навыков работы в коллективе при выполнении презентаций.
Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение;
Формировать интерес к предмету, готовность к решению творческих и исследовательских задач
Развивать экологическое мышление
Обеспечить самоопределение и смыслообразование учащихся
Тип урока: совершенствование и закрепление знаний.
Форма урока: конференция.
Место урока в теме. Заключительный 3 урок из трех (по общеобразовательной программе О.С. Габриеляна).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, памятка на столах учащихся
На начало изучения темы “Фосфор и его соединения” учащиеся были познакомлены с вопросами учебной программы (знания, которые должны быть усвоены учащимися при изучении темы); умениями, которыми должны овладеть учащиеся при изучении темы; этапами работы на уроках;
На 1 этапе – подготовительном (1 урок) были сформулированы темы исследований учащихся, сформированы группы учащихся для работы (класс делится на 4 группы), выбраны учащимися темы исследования ( по усмотрению учителя, в соответствии с уровнем подготовки учащихся), учащиеся познакомились в группе с инструкцией по подготовке презентации, с критериями оценки, обсуждались возможные источники информации.
На 2 этапе – этапе обучения (2 урок) проходила самостоятельная работа групп по подготовке презентации, руководители групп заполняли листы учета деятельности в группе.
Этот этап дал возможность каждому ученику проявить свои способности, развить его познавательную самостоятельность и творчество, умение анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее на компьютере . Использование анимаций, иллюстраций, схем из Internet, альтернативных учебников, энциклопедий и справочников делает процесс поиска ответа на проблемный вопрос увлекательным, а сложные вопросы темы – понимаемыми, доступными;
3 этап – заключительный (3 урок) –
демонстрация творческих разработок учащихся по группам (защита презентации)
ответы на вопросы учащихся; обсуждение, оценка актуальности; оценивание работ учащихся и подведение итогов; рефлексия деятельности учащихся.
Видом контроля после изучения темы будет предложен тест на тему «Фосфор и его соединения»
Демонстрация фрагментов урока
Урок состоит из следующих этапов: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности учащихся, защита презентаций учащихся, подведение итога урока, рефлексия, домашнее задание.
Организационный момент настраивает учащихся на решение основной цели урока. На этапе актуализации и мотивации (самоопределения) учебной деятельности происходит осознанное вхождение учащихся в пространство урока. Для этого организуется мотивирование учащихся - по вступительному слову учителя предлагается самостоятельно сформулировать тему и цели урока, по отрывку из литературного произведения учитель формулирует проблему, решить которую предлагает учащимся по ходу урока.
На этом этапе происходит формирование таких личностных УУД как самоопределение и смыслообразование.
При работе над основной темой урока при защите презентаций используются такие методы обучения как словесный (сообщение); наглядный (демонстрация слайдов); проблемно-поисковый. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Презентации защищают представители творческих групп. Во время выступления докладчика учитель оценивает работу группы по презентации в соответствии с критериями оценки.
На этом этапе происходит осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (личностные УУД).
На стадии рефлексии учащимся предлагается самостоятельно обобщить изучаемый материал через обмен мнениями о новой информации, соотнести новую информацию и имеющиеся знания, выработать собственную позицию и оценить процесс, высказать собственное мнение по поставленной вначале урока проблеме. Все эти действия соотносятся с личностными УУД.
Кроме того, осуществлялись межпредметные связи (химия, литература, биология, история) и связь с жизнью, что способствовало формированию научного мировоззрения учащихся, что также относится к личностным УУД.
III. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает, что школа в первую очередь должна формировать ученика как полноценную личность. Данный стандарт нацелен на внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности, а это значит, что все группы УУД актуальны в личностном развитии учащегося.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию личностных УУД.
В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция учащихся, на которой учащиеся представляют результаты своей проектной деятельности.
Работы над проектами осуществляется в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.
Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.
Ни самые красочные кинофрагменты химических явлений, ни виртуальный эксперимент на компьютере не будут равнозначны в учебном процессе по дидактическому эффекту с простейшей химической реакцией, осуществленной учащимся своими руками в обычной пробирке.
Вашему вниманию мы предлагаем две исследовательские работы, которые были участниками региональных юношеских чтений имени В.И.Вернадского.
Работа 2013-2014г - «Получение эфирных масел. Изучение их применения и влияния на организм человека», автор Зюзяева Елена, ученица 11А класса;
Работа 2014-2015г- «Определение нитратов в овощах и фруктах в домашних условиях», автор Будникова Мария, ученица 9 класса.
Выступления учащихся с презентациями работ
Работая над такими проектами, учащиеся приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. Работы по исследованию позволяют расширить научно-технический кругозор учащихся, способствуют становлению их мировоззрения, формируют грамотное поведение в быту, природе, на производстве.