Подвижные игры как средство формирования личностных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
Подвижные игры как средство формирования личностных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
Введение
Актуальность работы
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Одна из главных задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Актуальность проблемы формирования личностных умений младших школьников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов:- требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме; - необходимостью формирования гармонично развитой личности в рамках образовательного процесса МОУ; - необходимостью повышения качества организации учебной деятельности младших школьников и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.
Определение цели, формулировка задач достижения поставленной цели
Цель работы:
Теоретически изучить проблему формирования личностных УУД у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры и выявить методические условия её решения.
Задачи: 1. Проанализировать характеристику формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с ФГОС.
2. Рассмотреть особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры.
3. Раскрыть содержательные аспекты формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры.
4. Выявить методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры.
1. Теоретические основы формирования личностныхх УУД в соответствии с ФГОС
Характеристика формирования личностныхх универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с ФГОС
Стандарт второго поколения разработан в 2009 году. Под стандартом понимается совокупность требований к результатам освоения программы начального образования, к её структуре и условиям её реализации. В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Особенность нового стандарта в том, что основной целью образования ставится развитие личности учащегося. Исходя из этой приоритетной цели образования особое внимание уделяется универсальным учебным действиям.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.
В стандарте второго поколения заложены следующие УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные УУД. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Таким образом, формирование личностных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
2 Содержательные и методические аспекты формирования личностных УУД у младших школьников на уроках физической культуры с помощью подвижных игр
Одним из методов современной педагогики является игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития личностных способностей.
В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Как известно, для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.
Игры отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на сюжетные (творческие игры) и бессюжетные игры
.
Рассмотрим виды игр для развития личностных умений:
1. Сюжетные игры – направлены на раскрепощение обучающихся, которые выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игры этого вида строятся с учётом опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных машин.
Сюжет и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае учащиеся, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых играх действия играющих определяются текстом (У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волки»).
Сюжетные игры коллективны, количество играющих может быть различным, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Основная масса детей в таких играх изображает птичек, зайчиков, а один ребёнок или учитель становится исполнителем роли-волка, лисы, совы. Действия всех персонажей игры взаимосвязаны. Действия волка заставляют быстрей двигаться зайцев. Однако каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся изменять характер движений по сигналам и в соответствии с павилами.
2. Бессюжетные игры. К ним относятся подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности используют различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. В играх, таких как «Береги предмет», «Не опоздай» развивается взаимопомощь, взаимовыручка. Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель, который объясняет правила, показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей: одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать, показывает своим примером в ходе игры как надо взаимодействовать внутри своей группы и командой противника, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство), тем самым развиваются коммуникативные умения между учителем – детьми и детьми – детьми.Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Обобщение опыта по формированию личностных УУД у младших школьников на уроках физической культуры с помощью подвижных игр.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры, я считаю, всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, я пробуждаю у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры я вместе с детьми оцениваем поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку и указываем на ошибки действиях некоторых ребят.
При проведении сюжетной игры вначале рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю прослушать диалог, если он имеется («Гуси – лебеди», «Два мороза», «Ястреб и утки»), затем перехожу к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного и включиться в игру самой с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников я формирую следующие коммуникативные УУД:
Умение слушать и слышать друг друга:
Игра «Словесный волейбол»
Игра «Паровозик»
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться:
Игра «Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху»
Игра «Паровозик»
Игра «Дотянуться до…»
Игра«Дружба начинается с улыбки»
Игра «Змея»
Игра«Поварята»
Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма:
«Гонка мячей по кругу»
«Передал - садись»
«Вороны и воробьи»
«Перемена мест»
«Защищай ворота»
Заключение
ФГОС второго поколения выдвигает требования сформировать личностные УУД младшего школьника: научить принимать решения быть коммуникабельным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.
Включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 2007.
Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников Начальная школа плюс до и после. – 2012. № 2.
Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда – СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004.
Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1999.
Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
11. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС Начальная школа плюс до и после. – 2011. № 10.
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.
Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 2004. .
Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М.: Педагогика, 2001.
Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М.: Просвещение, 2004.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 2004.
.Яковлев, В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры.- М.,1977.