Проектная методика как способ формирования личностных и регулятивных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Роль метода проектов в формировании УУД
на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
На данном этапе развития современного общества целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкамявляется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность ксаморазвитию и самосовершенствованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
Один из способов решения этой задачи– использование метода учебных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Опыт преподавания английского языка по УМК В.П. Кузовлева “English”, который построен на принципах системно-деятельностного подхода и в котором метод проектов является одним из важнейших звеньев, позволил мне апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов у учащихся 5 класса.
Активное включение учащихся в создание проекта, который является результатом работы над каждым из разделов учебника, даетвозможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность дляформирования УУД.
Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом, что наглядно видно из таблицы.
Этап работы Формируемое УУД
Определение темы Регулятивные УУД: целеполагание - как постановка учебной задачи
Определение конечного
результата Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения
Составление
плана проекта
Регулятивные УУД: планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование
Сбор информации
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации ,применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности .
Обработка информации
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия: структурирование знаний
Оформление проекта
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.
Оценка проекта Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.