Конспект урока в 3Б классе по теме: «Свойства воды в жидком состоянии»
Конспект урока в 3Б классе по теме: «Свойства воды в жидком состоянии»
Форма проведения: первое заседание клуба.
Цель: формирование универсальных учебных действий при изучении свойств воды в жидком состоянии.
Задачи:
В ходе опыта выявить свойства воды при нагревании и охлаждении;
Познакомить обучающихся со свойствами воды при замерзании;
Продолжить обучение детей работе в группах, проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно фиксировать в письменном виде результаты опытов, безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении, вовлечь обучающихся с помощью постановки опыта в исследовательскую работу.
Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельных работ, карточки с правилами проведения опытов; колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки, фломастеры, сосуды с теплой водой, глубокие тарелки со льдом.
Ход урока
I. Орг. момент
Долгожданный дан звонок, попрошу внимания
Чтоб открыть наше заседание
Я спрошу у вас, друзья: все ль у вас в порядке?
Есть учебники, тетрадки? Настроенье каково?
Значит, будем начинать, мир чудесный открывать.
Для себя и для друзей к новым знаниям скорей.
СПАСИБО! Садитесь.
II. Актуализация знаний:
Я приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир». Для его проведения нам нужно выбрать руководителей групп. (Руководители прикалывают себе бейджики).
– А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний»(Слайд 2).
Работа в группах. Группам выдаются листки с заданием. (Слайды 3,4,5,6)
1.Стекло, вода, фарфор, пластмасса. (Вода - природное вещество, а все остальное придумали и создали люди.)
2.Айсберг, снежинка, сосулька, вода. (Вода-это вещество, а все остальное тела.)
3.Золото, медь, вода, железо. (Вода может находиться в трех состояниях, а остальные вещества только в двух.)
Все группы справились с заданием. Спасибо.
-Так о чем же мы сегодня будем вести речь?
- Верно. Сегодня мы вновь поговоримоб этом необыкновенном удивительном веществе, полное тайн чудо природы – ВОДЕ. А что вы можете сказать о воде?(Слайды7,8,9,10,11)
III. Сообщение темы урока:
-Так вот она какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем определить.
-Откройте учебник на стр.59 и прочитайте задачу опыта.(Слайд12)
–Верно. Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении.
Не забывайте о правилах поведения при проведении опытов.
Работа с учебником.
– В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов. Ознакомьтесь и приступайте к работе.
IV. Практическая работа (Слайд13)
Выполнение опытов
Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.
-Кто готов рассказать о результатах опыта? Что произошло с водой в трубке, когда вы опустили колбу в теплую воду? (Вода в трубке поднялась). А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается, и представитель озвучивает причину. (Молекулы воды нагреваются, движутся быстрее и вода поднимается) (слайд14)
- Каким же свойством обладает вода при нагревании?
Работа с учебником:
– Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.Прочитайте 2-й и 4-й абзацы.
-А что произошло с водой в трубке, когда колбу опустили в тарелку со льдом. (Вода в трубке опустилась). Верно. Прочитайте 3-й абзац. А вот почему вода при охлаждении сжимается, в учебнике не объяснили. Кто объяснит, что происходит с молекулами? (Частицы начинают двигаться медленнее, и расстояние между ними уменьшается).
-Каким же свойством обладает вода при охлаждении?
- Верно. Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин - расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
Работа в тетрадях для самостоятельных работ.
- Результаты опытов оформите в тетрадях.
Работа с учебником.
Ребята, я тоже провела опыт дома. Я прочитала сообщение Кости Погодина и определила свойства воды при замерзании. Я поставила банку с водой, прикрытую крышкой, в морозильную камеру. Предположила: чем больше вода охладится, тем больше сожмется. Следовательно, превратившись в лед, вода займет меньше места, чем занимала в жидком состоянии. Однако замерзшая вода «вылезла» из баночки. Следовательно, при замерзании вода …(расширяется.(Слайд 15))
V. Закрепление.
– Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (стр.62)(Слайд16)
– Заканчивая первое заседание клуба, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:
При нагревании вода расширяется.
При охлаждении вода сжимается.
При замерзании вода…. (расширяется или сжимается?)
– Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.
Вопросы:
Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?
VI. Итог Загадка: (Слайд 17)
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
ДОКЛАД № 1
Вода- это прозрачная бесцветная жидкость., которая не имеет запаха и вкуса. Она обладает свойством текучести. Как каждое вещество, вода состоит из отдельных мельчайших молекул. В природе это вещество может находиться в газообразном, жидком и твердом состояниях одновременно.
Чем различаются твердое, жидкое и газообразное состояния этого вещества? Во льду молекулы сильно связаны между собой. В воде-слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лед сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь предоставленный ему объем.
Жизнь на Земле невозможна без воды. Она входит в состав любого живого организма. Для многих растений и животных вода-это их природный дом.
Поэтому так важно дальнейшее изучение свойств этого вещества.
Интересные факты
Факт. Наш организм на 65-70% состоит из во
Факт. Человек за один год потребляет около 60 тонн воды только в процессе питания
Факт. Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.
Факт. Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.
Факт. Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
Факт. Основную часть пресной воды содержат ледники.
Факт. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
Факт. Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода.
Доклад №2
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови ,которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.
А вот чтобы узнать много ли воды в вашем теле, нужно массу тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Наша группа ходила взвешиваться и мы сосчитали сколько воды в нашем организме.
Вот например: Настя Егупова весит 20 килограммов, в ее теле- 8%воды, я вешу 54 килограмма и в моем теле 36% воды.
Скажите, пожалуйста, сколько вы весите?
Спасибо. В вашем теле % воды.
Правила поведения во время опытов.
Начинает читать председатель… ( чтение вслух по цепочке)
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3.Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.
4.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.
5.Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
6.Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.
7.Замену лабораторного оборудования можно осуществлять только по разрешению председателя.
Правила поведения во время опытов.
Начинает читать председатель… ( чтение вслух по цепочке)
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3.Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.
4.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.
5.Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
6.Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.
7.Замену лабораторного оборудования можно осуществлять только поРазрешению председателя.
Правила поведения во время опытов.
Начинает читать председатель… ( чтение вслух по цепочке)
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3.Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы.
4.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.
5.Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
6.Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.
7.Замену лабораторного оборудования можно осуществлять только по разрешению председателя.
Стекло, вода, фарфор, пластмасса.
Айсберг, снежинка, сосулька, вода.
Золото, медь, вода, железо.
Стекло, вода, фарфор, пластмасса.
Айсберг, снежинка, сосулька, вода.
Золото, медь, вода, железо.
1.Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
2.Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
3.Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?
1.Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
2.Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
3.Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?
Фрагмент урока в 3Б классе по теме: «Свойства воды в жидком состоянии»
Форма проведения: первое заседание клуба.
Цель: формирование универсальных учебных действий при изучении свойств воды в жидком состоянии.
Задачи:
В ходе опыта выявить свойства воды при нагревании и охлаждении;
Познакомить обучающихся со свойствами воды при замерзании;
Продолжить обучение детей работе в группах, проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно фиксировать в письменном виде результаты опытов, безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении, вовлечь обучающихся с помощью постановки опыта в исследовательскую работу.
Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельных работ, карточки с правилами проведения опытов; колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки, фломастеры, сосуды с теплой водой, глубокие тарелки со льдом.
Ход урока
I. Орг. момент
Долгожданный дан звонок , попрошу внимания
Чтоб открыть наше заседание.
Я спрошу у вас ,друзья: все ль у вас в порядке?
Есть учебники, тетрадки? Настроенье каково?
Значит будем начинать ,мир чудесный открывать.
Для себя и для друзей, к новым знаниям скорей.
-СПАСИБО, садитесь.
II. Актуализация знаний:
Я приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир». Для его проведения нам нужно выбрать руководителей групп.(Руководители прикалывают себе бейджики)
– А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний»(слайд 2).