Открытый урок по окружающему миру на тему Свойства воды в жидком состоянии (3 класс)
Фролова Светлана Юрьевна. Урок окружающего мира «Свойства воды в жидком состоянии» 3 кл.
Урок окружающего мира " Свойства воды в жидком состоянии " 3 класс
Аннотация к урокуУрок окружающего мира «Свойства воды в жидком состоянии» (экспериментальная лаборатория) является первым уроком новой темы при прохождении программного материала раздела «Вода и её свойства» в 3-ем классе. Проведению урока предшествовала следующая подготовительная работа: исследовательская работа дома «Что происходит с водой при замерзании?», разработка заданий, поиск в Интернете необходимых сайтов. По ходу выполнения заданий урока учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, исследовательской работы. У них развивается монологическая и диалогическая речь, воображение и творческие способности. Учащиеся обобщают полученные знания, опираясь на собственный опыт, при этом лучше усваиваются современные информационные технологии.
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности на уроке
Задачи образовательные:сформировать представления учащихся о том, что вода в жидком состоянии– это вещество, обладающее определёнными свойствами;сформировать суждение о необыкновенности воды, благодаря её свойствам и распространённости на планете Земля;сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи развивающие:развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения, подтверждая их опытным путём.
Задачи воспитательные:воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.Оборудование: презентация, проектор, глобус, раздаточный материал: карточки для проверки д/з, карточки для исследовательской работы в группах; оборудование для опытов: стаканы с водой, ложки, полоски цветной бумаги, соль, сахар, сок, банки, бутылка, ваза, колба с трубочкой, спиртовка, держатель колбы, маркер, спички, колба с водой.
Ход урока
I.Орг. момент. -Вот уже заливисто прозвенел звонок!Мальчики и девочки начнём скорей урок!
2. Определение темы урока.
- Отгадайте загадку.
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.В морозный день она тверда - руби хоть топором.Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее (Вода)
3. Повторение изученного.
- Какая необыкновенность воды подчёркнута в загадке? (вода может одновременно находиться в трёх состояниях, в жидком, твёрдом и газообразном).
- Вода –необычное вещество, любит загадочные превращения. Угадайте все её «маски».
*
а
*
*
ё
*
*
*
ж
*
ь
*
б
*
*
к
*
к
*
п
*
я
с
*
*
ж
*
*
к
*
*
у
*
*
н
*
*
ч
*
Самопроверка.
-Назовите, какие превращения относятся к твёрдому состоянию? (лёд, снежинка)
-Какие превращения относятся к газообразному состоянию? (пар, туман, облако, туча)
- Какие превращения относятся к жидкому состоянию? (дождь, капля)
Самооценка.
-Предположите, одинаковыми ли свойствами обладает вода в каждом из этих трёх состояниях?
4. Определение темы и цели урока.
- Тема урока «Свойства воды в жидком состоянии»
- Определите цель урока.
5. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя с опорой на презентацию
- Давайте раскрутим глобус так быстро, что бы все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (синий).-Почему?-Правильно, потому что большую часть поверхности занимает вода- Вы видите круг, разделённый на 4 части, 3 части закрашено голубым цветом, 1 часть коричневым.-Вот сколько на нашей планете воды, ребята! Вода не просто покрывает нашу планету, она активна, всюду проникает. Вода- великий путешественник. В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.Под землей так же есть вода: подземные воды, родники, пещеры. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Человеку в сутки требуется более двух литров воды.- А может ли человек без воды?Вода не только нас поит, но и кормит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Благодаря воде на планете Земля есть жизнь. Вот она какая жидкая вода! Всё это возможно, благодаря простым и великим свойствам воды.
б) Практическая работа.
Дети работают в группах.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Рассмотрим в нашей лаборатории свойства воды в жидком состоянии.
- На синих листочках записаны различные свойства веществ. Вам нужно выбрать свойства, присущие воде в жидком состоянии. Используя оборудование на ваших столах, подумать, какие свойства воды вы можете подтвердить при помощи опыта.
Синяя карточка:
Выберите и подчеркните свойства, присущие воде в жидком состоянии.
Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветна, принимает форму любого сосуда, безвкусна, прозрачна, течёт, хороший растворитель, упругая.
Отчёт групп.
-Назовите свойство воды и опыт, который доказывает это свойство.Вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха и вкуса, текучая, принимает форму того сосуда, в котором налита, хороший растворитель.
Самооценка групповой работы.
-Критерии: если все признаки воды определили правильно – 2 балла, если подчеркнули не все признаки – 1 балл.
Группа, которая правильно соотнесла свойство воды и опыт – 2 балла, кто ошибся – 1 балл.
в) Проведение опытов учителем.
- Узнаем, как будет вести себя вода при нагревании и охлаждении.
- Обсудите в группе и выдвинете гипотезу (предположение)
Я предполагаю, что при нагревании вода .
Я думаю, что при охлаждении вода ..
Проведём опыт и проверим ваши предположения. Провести опыт мне поможет . . Помощник будет отмечать фломастером уровень воды в трубке.
Опыт №1: в колбу с подкрашенной водой, вставлена стеклянная трубка. Отмечаем уровень воды в трубке. Опустим колбу в тёплую воду, наблюдаем, отмечаем уровень воды. Ставим эту же колбу в тарелку со льдом. Наблюдаем, отмечаем.
- Сделаем вывод. Подтвердились ли наши предположения?
Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.
Почему так происходит, узнаем из фильма.
г) Просмотр фрагмента фильма.
д) Рассказ о домашнем опыте.
- Я решил узнать, что произойдёт с водой при замерзании. Я предположил, что при замерзании вода сожмётся. Вечером налил воды в баночку, прикрыл крышкой и поставил в морозильник. Утром, достав банку, я видел, что вода превратилась в лёд и вылезла из банки, приподняв крышку. Получается, что вода при замерзании расширяется.
- Почему так произошло? Покажите схему, как встали молекулы воды при замерзании?
е) Опыт № 2
- Узнаем, как вода в жидком состоянии проводит тепло?
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу:
Возможно, вода в жидком состоянии ______________________ проводит тепло.
- Проверим ваши предположения.
Опыт №2: Нагреть верхний уровень воды в пробирке. Когда вода закипит, потрогать дно пробирки. Вода на дне холодная.
Вывод: вода в жидком состоянии плохо проводит тепло.
Самооценка.
-Проверьте ваши гипотезы, если верно – поставьте 2 балла, если ошиблись- исправьтесь.
- Какие два новых свойства воды в жидком состоянии мы узнали из опытов?
6. Решение проблемных задач.
а) Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на с. 62 учебника. Ответьте на вопрос: Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании?
- Прочитаем проблемные вопросы под № 2 на с. 62 , подумаем и ответим.
6. Обобщение урока.
-Обсудите в группе вопрос, дайте устный ответ.
- Какие свойства воды позволяют ей путешествовать по планете?
- Какие свойства воды дают животным возможность жить в воде?
- Какие свойства позволяют воде разрушать горы, почву?Самооценка.
Подведение итогов работы в группах.
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: уч. с. 57-62пересказ,
- Закончить урок хочу словами Антуана де Сент-Экзюпери «Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто необходима для жизни, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете.» Будем воду беречь.
ГРУППА 1
Задание
Самооценка
Выберите и подчеркните свойства, присущие воде в жидком состоянии.
Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветна, принимает форму любого сосуда, безвкусна, прозрачна, течёт, хороший растворитель, упругая.
Подтверждение свойства опытом
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу (предположение)
Мы предполагаем, что при нагревании вода
Мы думаем, что при охлаждении вода .
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу:
Возможно, вода в жидком состоянии __________________ проводит тепло.
Обсудите в группе вопрос, дайте устный ответ.
Какие свойства воды позволяют ей путешествовать по планете?
ГРУППА 2
Задание
Самооценка
Выберите и подчеркните свойства, присущие воде в жидком состоянии.
Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветна, принимает форму любого сосуда, безвкусна, прозрачна, течёт, хороший растворитель, упругая.
Подтверждение свойства опытом
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу (предположение)
Мы предполагаем, что при нагревании вода
Мы думаем, что при охлаждении вода .
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу:
Возможно, вода в жидком состоянии __________________ проводит тепло.
Обсудите в группе вопрос, дайте устный ответ.
Какие свойства воды дают животным возможность жить в воде?
ГРУППА 3
Задание
Самооценка
Выберите и подчеркните свойства, присущие воде в жидком состоянии.
Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветна, принимает форму любого сосуда, безвкусна, прозрачна, течёт, хороший растворитель, упругая.
Подтверждение свойства опытом
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу (предположение)
Мы предполагаем, что при нагревании вода
Мы думаем, что при охлаждении вода .
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу:
Возможно, вода в жидком состоянии __________________ проводит тепло.
Обсудите в группе вопрос, дайте устный ответ.
Какие свойства позволяют воде разрушать горы?
ГРУППА 4
Задание
Самооценка
Выберите и подчеркните свойства, присущие воде в жидком состоянии.
Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветна, принимает форму любого сосуда, безвкусна, прозрачна, течёт, хороший растворитель, упругая.
Подтверждение свойства опытом
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу (предположение)
Мы предполагаем, что при нагревании вода
Мы думаем, что при охлаждении вода .
Обсудите в группе и выдвинете гипотезу:
Возможно, вода в жидком состоянии __________________ проводит тепло.
Обсудите в группе вопрос, дайте устный ответ.
Какие свойства позволяют воде разрушать почву?
15