Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа», 3 класс Тема: Свойства воды в жидком состоянии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 села Красная Поляна
Кущёвского района Краснодарского края
Учитель МБОУ СОШ №9 село Красная Поляна
Кущёвского района Краснодарского края
Шангарёва Елена Александровна
Конспект урока по окружающему миру
«Перспективная начальная школа», 3 класс
Тема: Свойства воды в жидком состоянии.
Цель: Изучить свойства воды в жидком состоянии.
Задачи:
1.Образовательные: Познакомить со свойствами воды в жидком состоянии.
2.Развивающие: Развивать память, речь, мышление, внимание, воображение.
3.Воспитательные: Воспитывать уважение, любовь к окружающей природе, самостоятельность, интерес к предмету.
Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки, лед, фломастеры.
Ход урока.
1.Организационный момент.
У: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плитке у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
У: Итак, о чем вы узнали из стихотворения?
Какие три состояния воды вы знаете?
2.Актуализация знаний
У: О каких свойствах воды вы узнали на прошлом уроке?
У: вы, правильно отметили, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Итак, давайте же узнаем, какова тема сегодняшнего урока?
3.Сообщение темы и целей урока
Д: Раздел: вода и ее свойства.
Тема: свойства воды в жидком состоянии.
У: какую цель можно поставить?
Д: цель: узнать и изучить свойства воды в жидком состоянии.
У:правильно, с помощью каких средств мы будем достигать этой цели?
Д: мы будем работать по ученику, в тетради на печатной основе, проведем опыты.
У: верно, давайте узнаем, какими свойствами обладает вода. Послушаем доклад ….
4.Изучение нового материала
Чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запаха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести. Об этом Маша говорит в начале своего доклада.
Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.
У: Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
От чего это зависит, как вы думаете?
Д: Всё зависит от того, насколько сильно связаны между собой молекулы. Молекулы – это маленькие частицы, из которых состоят все вещества (справка для второклассников). Во льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь объём.
5.Первичное закрепление
У:правильно, а сейчас мы вами побудем в роли экспертов, проведем опыт и определим основные свойства воды в жидком состоянии.
У вас на столе, есть все необходимое для проведения опыта. Но для начала вспомним Т. Б.
Как нужно вести себя?
Д: Правила поведения при проведении опытов:
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.
4.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
5.Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
6.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
7.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
8.После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
У: Прежде чем проводить опыт, изучите в группах порядок его проведения на стр. 59 учебника, теперь можно приступить к опытам.
У: какой вывод можно сделать исходя из этого опыта?
Д: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.
У: Точно сформулировать вывод и узнать причину наблюдаемых явлений вам поможет учебник, стр. 60.
Д: При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объём. Поэтому вода при нагревании расширяется.
У: Тогда как объяснить, почему при охлаждении вода занимает в трубке меньше места, т.е. сжимается?
Д: При охлаждении воды частицы, из которых она состоит, движутся медленнее, меньше сталкиваются и меньше отскакивают друг от друга. Расстояние между ними уменьшается, поэтому вода занимает меньше места, т.е. сжимается.
У: В учебнике найдите ответ, только ли вода обладает такими свойствами расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении?
Д: Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, керосин, бензин).
Теперь понятно, почему уровень спирта в трубочке термометра то опускается, то поднимается: когда на улице становится теплее, то спирт расширяется, поэтому он опускается, а когда, наоборот, становится холоднее, то спирт сжимается, поэтому он поднимается.
У: запишем результаты проведённого опыта в Тетрадь для самостоятельной работы (задание №32).
6.Физминутка
А теперь немого отдохнем, … проведет зарядку.
Садитесь. Сейчас мы с вами познакомимся со свойствами воды при замерзании, послушаем сообщение Кости.
У: К какому выводу пришёл Костя?
Д: к выводу: вода при замерзании расширяется.
У:Верно, выскажите предположение, где может пригодиться знание свойств воды при замерзании?
Д: Знания о свойствах замерзающей воды используются строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лёд и разорвёт трубы.
У: Растениям замерзающая вода тоже приносит немало бед. Иногда зимой во время лыжных прогулок по лесу или парку можно услышать треск. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Это древесный сок, который остался с лета в стволах деревьев, замерзает, превращается в лёд и разрывает древесину. И внутри обращается трещина. Впоследствии глубокая рана на дереве долго не заживает. Края её сильно вздуваются, набухают. И когда она, наконец, зарастает. На стволе остаётся длинный выступающий гребень, словно большая складка, которая идёт по стволу на значительном протяжении. Этот «шрам», конечно, снижает качество древесины и уродует дерево.
Свойство воды расширяться при замерзании используют люди, когда хотят расширить тесную обувь. В полиэтиленовый пакет они наливают воду, кладут пакет в туфли и помещают их в морозильную камеру. Вода превращается в лёд, который занимает больший объём. Лёд расширяет обувь.
7.Закрепление нового материала.
У: А теперь, давайте обсудим контрольные вопросы:
1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
2.Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах? (Вода при замерзании расширяется).
3. Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите? (Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краёв кастрюли на газовую плиту)
4. Следует ли беречь воду, следить за её чистотой?
У: Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также дл многих технических производств и сельского хозяйства.
Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т. д. возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Чтение сказки н.А. Рыжова «Жила была река».
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины — электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов … Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение сказки.
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?
-Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?
— Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?
- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?
- Как люди нашего села относятся к рекам — так же, как и люди из сказки или по-другому?
Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
8.Итог урока.
У: что нового вы сегодня узнали? Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось?
А сейчас запишем Д/З С. 57- 62 пересказ.