Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Министерство образования Республики Башкортостан Филиал Министерство образования Республики БашкортостанФилиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Баймакский сельскохозяйственный колледж с. УргазаУтверждаю:
Руководитель филиала
__________Мухарлямов М.Я.
«____»__________2014 г.
Рабочая программа
по дисциплине: «Экологические основы природопользования»
по специальностям: 110809 Механизация сельского хозяйства
111801 Ветеринария
080114 Экономика и бух. учет (по отраслям)
с. Ургаза, 2014 г.
РАССМОТРЕНОСоставлена в соответствии с
На заседании цикловой комиссии Федеральным Государственным
Общепрофессиональных и специальных образовательным стандартом по
дисциплинспециальностям
110809 Механизация сельского хозяйства утвержденнымПротокол № 1Минобразования науки № 370 отот «___» ____ 2014 г.05.10.2009 г.,
111801 Ветеринария утвержденнымПриказом Минобрнауки РФ ОТ
27.19.2009г. №326,
Председатель:080114 Экономика и бухгалтерский
_______________ Хамитова Г.И. учет (по отраслям), утвержденным
Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2010г. №282
Утверждаю:
Зав. учебной частью:
_________________ Кузнецова О.П.
.
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО
«Баймакский сельскохозяйственный колледж» с. Ургаза
Автор: Медведева Л.А. – отличник образования РБ
Рецензенты:
1. Пуликов Н.И.- почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель филиала ГБПОУ БСХК.
2. Ахметшин А.И. - главный агроном ГУСП МТС «Зауралье» РБ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки укрупненных групп специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство: 110401 Агрономия, 110809 Механизация сельского хозяйства, 111101 Зоотехния, 111801 Ветеринария и укрупненных групп специальностей 080000 Экономика и управление – 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
относится к математическому и естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
применять документацию систем качества;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 10
контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:
доклады, составление тестов, конспекты
16
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные понятия экологии 9 Тема 1.1 Особенности взаимодействия общества и природы. Содержание учебного материала 2 1 Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература 2
2 Значение природы для общества 2
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщения по теме: « Ученые – экологи» 1 Тема 1.2.
Общая характеристика экологии как науки. Содержание учебного материала 2 1 Взаимодействие человека и природы. 2
2 Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила 2
Тема 1.3.
Обзор экологических проблем возникающих за счет воздействия антропогенных факторов. Содержание учебного материала 2 1 Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление 2
2 Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана 2
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщение на тему: «Экологические проблемы на территории России, Башкирии, района, села» 2 Раздел 2. Основы природоохранной деятельности. 39 Тема 2.1
Природоресурсныйпотенциал. Содержание учебного материала 2 1 Природоресурсный потенциал земли. 2
2 Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья. 2
Самостоятельная работа студента-
Подготовка докладов по темам : « Природоресурсный потенциал республики (области), района, села » 2 Тема 2.2
Принципы и методы рационального природопользования Содержание учебного материала 2 1 Воздействие основных отраслей промышленности на природную окружающую среду. 2
2 Отрасли: энергетики, транспорта, 2
3 Отрасли: сельского хозяйства, строительной индустрии. 2
4 Отрасли пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции и торговли 2
Тема 2.3.
Основные понятия
промышленной
экологии и мониторинга окружающей среды. Содержание учебного материала 2 1 Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология, природ промышленный комплекс. 2
2 Производственное предприятие. 2
3 Виды мониторинга, методы. 4 Организация мониторинга окружающей среды. Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме.
Составить биологический мониторинг своего района 3 Тема 2.4.
Размещения производства и проблемы отходов. Содержание учебного материала 2 1 Понятие малоотходных технологий и их основные направления. 2
2 Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии. 2
Практические работы
Характеристика видам отхода по способам утилизации, повторного применения, класса опасности, способам транспортировки 2 Самостоятельная работа студента
Конспект «Альтернативные источники энергии в России» 2 Тема 2.5
Правовые и социальные
вопросы
природопользования. Охраняемые природные территории Содержание учебного материала 2 1 История российского экологического законодательства. 2
2 Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан.Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию 2
3 Заповедники. Государственные природные заказники. Национальные природные парки. Самостоятельная работа студента: конспект по ФЗ «Об охране окружающей среды»
Подготовить доклады о заповедниках на территории России, республики (области), района. 2
1
Практические работы
Изучение растений, животных, занесенных в Красную книгу
4 Тема 2.6
Концепция устойчивого развития рационального природопользования Содержание учебного материала 2 1 Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии. 2
2 Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро. 2
Самостоятельная работа студента: конспект «Всемирной хартии природы» 1 Тема 2.7
Обзор воздействия на природную окружающую среду сельскохозяйственного производства
Содержание учебного материала 2
1 Общая характеристика загрязнений при производстве продукции животноводства, растениеводства. 2
2 Главный способ реализации охраны природы на предприятиях АПК 2
Практические работы
Мониторинг загрязнения почвы, воды и водоисточников, растительных ресурсов при производстве продукции животноводства и растениеводства 4 Самостоятельная работа студента
Конспект «Эрозия почвы и методы борьбы» 2 Тема 2.8
Международное
сотрудничество в области
природопользования и охраны окружающей среды Содержание учебного материала 2 1 Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты 2
2 Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис 2
Всего: 48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).Технические средства обучения: «Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур»,
«Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Классификация растений и животных» - динамическое.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
Дополнительные источники:
Алексеев С.В. Экология СПб,2008
Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008
Интернет ресурсы :Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006
Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007
Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2007
Шилов И.А. Экология .М.,2009
Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
hi-edu.ru › e-books/xbook101/01/part-007.htmotherreferats.allbest.ru›Экология и охрана природы›00086315_0.html
p0d.ru › news/data_html/aaaaacaaa.htmlvoronova-on.ru › prirodopolzovanie…index.html4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности Защита индивидуального задания, тестирование
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания тестирование
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
знания принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания тестирование
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду тестирование
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
принципы и методы рационального природопользования Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
методы экологического регулирования тестирование
принципы размещения производств различного типа тестирование
основные группы отходов, их источники и масштабы образования Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
понятие и принципы мониторинга окружающей среды тестирование
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности тестирование
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
природоресурсный потенциал Российской Федерации Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
охраняемые природные территории Тестирование, защита практического задания