Конспект урока по окружающему миру Луг и его обитатели 3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: Луг и его обитатели.
Цели урока:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лугом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лугах;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Оборудование: учебник 1,2, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Вдохнули, выдохнули
– Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, окружающий у нас!
2. Проверка знаний по предыдущей теме: Лес и его обитатели (тест):
ФИ _________________________________________
1. Лес называют природным сообществом, потому что…
а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.
2. В лесу растения образуют:
а) 3 яруса;
б) 4 яруса;
в) 5 ярусов.
3. В лесу растения образуют ярусы:
а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья , нижний – кустарники;
б) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники;
в) верхний – деревья, средний - травянистые растения, нижний – кустарники.
4. На деревьях обитают:
а) белки, дятлы, кедровки;
б) мыши, зайцы, медведи;
в) кроты, лоси, черви.
5. В лесной подстилке живут:
а) бактерии, насекомые и их личинки;
б) ежи, кроты, землеройки;
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.
6. В Костромском крае лес:
а) хвойный;
б) лиственный;
в) смешанный.
3. Сообщение темы и целей.
- Дети, давайте определим тему сегодняшнего урока.
Цветы луговые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим эти цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени луга густой
Найдем колокольчик лиловый.
- Какую главу сегодня мы продолжаем изучать? ( «Природные сообщества») - Какие сообщества мы изучили в этой главе?
- Какие задачи урока мы поставим?
Что такое луг?
Что растет на лугу?
Ярусы луга?
Животные луга?
Является ли луг природным сообществом?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Молодцы ребята! Сегодня мы совершим воображаемое путешествие на луг.
Луг – это местность, на которой растут только травянистые растения. Луг часто располагается по берегам рек, озер.
Рассмотрите план местности села Мирное (учебник стр. 29 Ч.1). Около реки Татьянки расположены луга. Они бывают заливные и суходольные. На низких берегах реки можно увидеть заливные луга. Они называются так, потому что часто река заливает их во время весеннего таяния снега. Вдали от реки располагаются суходольные луга.
Так называются луга, которые не заливаются весенними водами. Они получают влагу от выпадающих осадков.
На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление.
Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.
Сейчас вы прочитаете текст на стр. 51 учебника и ответите на вопросы в тетради для сам. работ стр. 18, упр. 20:
Верхний ярус: Светолюбивые растения с высокими стеблями: василек, колокольчик, тысячелистник.
Второй ярус: клевер и мятлик луговой, их стебли намного ниже и они могут развиваться в тени.
Нижний ярус – мхи.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
(Показываются картинки с изображением и учитель рассказывает)
1. Василек луговой с лилово-пурпурными соцветиями, снизу одетыми коричневато-серебристыми чешуйками, имеет стебли высотой до 1 метра. Прочный стебель и листья у василька покрыты коротенькими волосками, на ощупь шероховатые, как будто затянутые паутиной.
2.У тысячелистника белые корзиночки-соцветия, прямой жесткий стебель, а листья рассечены на многочисленные дольки. Растение приятно пахнет. Оно лекарственное.
3. Мятлик луговой относится к злакам. У него колоски собраны в метелку. Так же к злакам относятся: лисохвост, тимофеевка. Все злаки служат хорошим кормом для скота.
4. мхи.
Ребята, как вы думаете, почему на лугу не растут деревья?
В верхнем слое луговой почвы густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь крайне редко.
5. Физкультминутка.
Давайте выйдем все на луг.
как много трав, смотри вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок – скок.
Давай понюхаем цветок.
А теперь мы… «На лужайке» (звучит музыка)
- Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.
- Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.
- Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.
- Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.
- Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.
6. Продолжение работы с новым материалом.
Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные? ( Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.) Ребята, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51 и расскажите своему соседу по парте, каких животных можно встретить на лугу.
А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется «Узнай меня».
- Какое животное могло бы о себе так сказать?
1) «Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик)
2) Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою (жук) - На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника.
3) Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю (пчела)
4) Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде чем стать взрослой (бабочка)
5) Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба (шмель)
Как можно назвать всех этих животных? (Насекомые.)
Кроме насекомых на лугу обитают многочисленные мыши-полевки, они живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща.)
7. Закрепление нового материала.
Составьте 2-3 цепи питания (работа в группах).
растения - бабочки - птицы;
растения - насекомые - лягушки;
растения - полевка - птицы.
Составив цепи питания, мы убедились, что луг – это природное сообщество и в нём всё взаимосвязано.
Учитель предлагает разгадать филворд «Растения и животные луга».
(Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаются)
С К А Л К О Д У В А Н Ч
Т У К Я О Б А Б О Ч К И
РЗШГ Л ПЧ Е Л А А К
Е Н А У О Г У С Е Н И Ж
К Е М ШК М У Х А А ЦА
О Ч О К О К О Н О РО В
ЗИ РА Л Ь Ч И К Ж У К
А К ПО Д О РО Ж Н И К
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Все ли задачи урока решены?
9. Домашнее задание.
1. Работа в тетради на печатной основе с.18, № 21
ОТВЕТЫ