Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему : «Луг и его обитатели.»


Учитель начальных классов Урахчина Надежда Владимировна (первая категория) г. МагнитогорскПредмет: окружающий мир. (УМК «Перспективная начальная школа»).Класс :3
Тема урока: «Луг и его обитатели.»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 класс, ч.2, с.50-54, «Тетрадь для самостоятельной работы», презентация, проектор, компьютер, карточки, цветы трех цветов. .Цели: Цели:Познавательные:
сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе.сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе:расшириять знанияе учащихся о многообразии представителей растительного и животного мира луга, объяснить возможность их совместного обитания;
научить раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Регулятивные: учитьметь осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.
Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.
выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.
Воспитывающие:
воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление цепей питания), а также исследовательский метод изучения нового материала.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, командах.. 
Ход урока
Структура урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяI.Организационный этапПрозвенел веселый звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всем хотят все знать!Позитивно настраиваются на урок, готовятся к продуктивной работе на уроке.II.Проверка домашнего задания-Отгадайте загадки и скажите к какому природному сообществу относятся эти предметы?Приходи ко мне в лесок!Я раскидист и высок.У меня среди ветвейМного крепких желудей. (Дуб)(Слайд3) Белоснежною зимойВиден всем жилетик мой,Ведь на веточке в морозыЯ алею, словно роза. (Снегирь)(Слайд4)  Мы стоим на крепких ножкахНа лесной тропинке,На опушках и дорожках,Просимся в корзинки. (Грибы)(Слайд5) Встречу радостным "хрю-хрю"На опушке я зарю.Познакомьтесь все со мной -Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)(Слайд6) Я живу в глухой избушке,Знаю каждую опушку,Каждый холмик и нору,Ведь работаю в бору. (Лесник) (Слайд7)-Как вы думаете, что важно для лесного сообщества?-Вот и посмотрим, что вы знаете о жизни леса.Игра «Жизнь леса».Играют три команды.1-е задание:Каждой команде даются карточки: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники.Задача: распределить этажи (ярусы).2-е задание:Команда получает одинаковые карточки(гербарий) с изображениями растений.Задача: разложить растения по ярусам, а названия написать на ватмане.3-е задание:Команда получает карточки с изображением животных.Задача: разложить животных по ярусам, названия написать на ватмане.4-е задание:Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.Побеждает команда, точнее отразившая жизнь леса.Дети отгадывают загадки.-Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.Команда распределяет карточки на листе ватмана.Команда раскладывает растения по ярусам и подписывает названия растений.Командараскладывает животных по ярусам и подписывает их названия.Команда составляет цепь питания.III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.-А теперь посмотрите на мою картинку и скажите, что изображено?(Слайд8)-А все ли вы знаете про луг?-На какие вопросы мы сегодня должны дать ответ?                                              -Изображен луг.-Что растет на лугу?-Кто живет на лугу?IV.Открытие новых знаний.-Где вы видели луга? Что можно сказать о красоте луга? -А какие растения растут на лугу? Ответ на этот вопрос, вы сможете дать, после прочтения вот этого стихотворения.На лугу растет ромашка,Лютик едкий клевер кашка!Что еще? Гвоздика, смолка,Колокольчик, хвощ- как елка.А еще? Кошачьи лапки.Одуванчиковые шапки,Подорожник, васильки,Граммофончики-вьюнки,Еще много разных травок,У тропинок, у канавок,И красивых, и пушистых,Разноцветных и душистых!Г.Лагздынь(Слайд9)-Какие растения растут на лугу?-Что объединяет все эти растения?-Чем отличается луг от леса?- Почему на лугу не растут деревья?-Но все же есть сходство между лесом и лугом: на лугу травы, как и деревья в лесу растут ярусами.-Какие растения расположены на верхнем ярусе?Давайте поближе сними познакомимся.1.Во лугах сестрички-Золотой глазок,Белые реснички.(Ромашка)Сообщение учащегося.(Слайд10)Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звука нет. (Колокольчик)Сообщение учащегося (Слайд11)Бело-розовый цветок,И кружавчиком листок.Поле, луг он украшает,Хотя трава вся выгорает,И в жару и в холодОн растёт и молод.(Тысячелистник)Сообщение учащегося.(Слайд12)- Рассмотрим какие растения на лугу занимают второй ярус? Рассказ учащегося.(Слайд13)-Ещё одно растение луга – это клевер. Рассказ учащегося.(Слайд14)-Какие растения будут занимать третий ярус?(Слайд15)-Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами. Как же уживаются растения с друг другом?Физкультминутка Бабочка вспорхнула. Крыльями взмахнула. Тут кузнечик скок-скок, Пчелка перелетаетС цветка на цветок, Трясогузка хвостиком трясет, Перепел из земли червячка достает. Дружно все вздохнули, Мы немного отдохнули.2.Где можно встретить животных, названия которых прозвучали в стихотворении.-Каким вы представляете животный мир луга?(Слайд16)-Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их, разгадав загадки:( Слайд 17) Деловитая хозяйкаПролетает над лужайкой.Похлопочет над цветком –Он поделится медком.(Пчела.) Голубой аэропланчик селНа белый одуванчик. (Стрекоза.) Черен, да не ворон,Рогат, да не бык,Летит – воет,Сядет – землю роет. (Жук.) Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел,Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) Осенью в щель заберется,А весною проснется. (Муха.) На лугу живет скрипач,Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) Волосата, зелена,В листьях прячется она.Хоть и много ножек,А бегать-то не может. (Гусеница.) Гнездо свое он в поле вьет,Где тянутся растения.Его и песни, и полетВошли в стихотворения!(Жаворонок.)-Рассмотрите рисунок на с.52 учебника.С цветка на цветок порхают бабочки. Обилие цветов дает пищу-нектар-пчелам, шмелям. В траве прячутся жуки, муравьи, кузнечики. Обилие насекомых дает пищу для лягушек и ящериц, а также длялуговых птиц: перепелов, трясогузок, коростелей.-Перепелок называют луговыми курочками. Они взлетают очень редко, в основном бегают по земле. Увидеть их трудно.Скрываются в траве многочисленные мыши, которые являются пищей для хищных луговых птиц- канюка, пустельги.( Слайд 18)-Кто живет в луговой почве?-Видите, какие разнообразные существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.-Как живут обитатели луга?-Как поэтому можно назвать луг?-Луга часто располагаются по берегам рек и озер. На лугу растут травянистые растения.-Травянистые: ромашка, лютик, клевер, колокольчик и т.д.-Растут на открытой местности, любят свет и тепло. Большинство растений- цветы.-На лугу растут только травянистые растения, а в лесу деревья, кустарники и травы.-В верхнем слое луговой почвы густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников.-Светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями.Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник. Нивяник легко отличить по цельным (не изрезанным наподобие укропа) листьям. Название этого растения происходит от слова «нива» - засеянное поле, пашня. Нивяник является лекарственным средством и внесён в список охраняемых растений.У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид-форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звоночками, бубнами. Колокольчик активно применяется в медицине.Тысячелистник – обычное растение лугов. Его листья рассечены на множество долек – их как бы тысяча. Уже много веков тысячелистник используют как лекарственное растение.-Эти растения являются растениями верхнего яруса.Они относятся к группе лекарственных.Можно встретить на лугу злаки: лисохвост, мятлик, тимофеевку. Лисохвост – любимый корм животных. Он получил свое название за соцветие – султан, похожий по форме и пушистости на лисий хвост. У мятлика колоски собраны в метелку. Тимофеевка похожа на лисохвост, но султан у нее твердый. Все злаки служат хорошим кормом для скота.Клевер луговой, или красный, и клевер розовый увидишь, пожалуй, на каждом лугу. Они похожи. Но у лугового клевера прямо пол цветочной головкой, прилегая к ней, расположены два листа. У клевера розового таких листьев нет. Луговой клевер – ценное кормовое растение, а розовый – прекрасный медонос.-В третьем ярусе-мхи.Растения различаются по времени своего цветения. Одни цветут весной, -другие в середине лета.-Этих животных можно встретить на лугу.Животные должны быть маленькими,чтобы прятаться в траве или жить в земле.Крупные животные на лугах не живут,так как им трудно спрятаться, нет деревьев и кустарников.В луговой почве живут муравьи, черви и почвенные микробы.-Обитатели луга живут сообща.-Луг можно назвать природное сообщество.V. Закрепление изученного.-Какие можно составить цепи питания, образующиеся на лугу?Работа в парах.-Зачитайте цепи питания, которые у вас получились.-А можно ли составить вот такую цепь питания. (Слайд19)Клевер –пчела-жаворонок. - А вы заметили, что пчела имеет яркую окраску?  Это признак для птиц о том, что она ядовита, не будет жаворонок есть пчелу!- И божьих коровок птицы не едят.- Какой вывод можно сделать?- Растения и животные на лугу связаны друг с другом.Самостоятельное выполнение работы в тетрадях с.Коллективная проверка.Червяк-крот-канюк.Цветок-цветочная муха-трясогузка.Зеленые растения-кузнечик-ящерица.VI. Рефлексия.- Достигли ли мы поставленных целей?- Что нового узнали на уроке?-Что растет на лугу?-Кто живет на лугуУ вас на парте лежат три цветочка, если вам на уроке было все понятно,интересно, вы довольны своей работай поднимите зеленый цветок.Если у вас остались вопросы, на которые вы не получили ответ на уроке или ответ для вас оказался неполным, и вы не в полной мере довольны своейработай поднимите желтый цветок. Ну а если урок вам показался не интересным, вам было скучно поднимите красный цветок.VIIИнформация о домашнем задании.Учебник с.54 устно ответить на вопросы.(Слайд 20)