Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Сообщение
Рахимзянова Г.Ш.
Чаще всего учитель в своей деятельности по оцениванию учащихся исходит из интуитивных представлений. Такое положение ставит ребёнка в незащищённую позицию. В ходе решения проблемы гуманизации обучения, психологического комфорта ученика в настоящее время внедряется в практику работы система частично-безотметочного обучения.
Основная идея данного метода – создание особой атмосферы доброжелательности общей заинтересованности в успехах каждого ученика, осознание каждым учителем необходимости отказаться от своего исключительного права на оценку учебной работы детей, формирование правильной самооценки у ученика через его работы товарищами и учителем.
В этом случае приходится говорить не только о цели, содержании, методах обучения, но и о формировании у детей оценочной деятельности о приёмах работы, которые были использованы, чтобы оценка была действительно объективной.
В III – IV классах оценивание работ ведётся в баллах с приближением к общепринятым в нормативных документах.
Учитель должен уметь предвосхищать эмоциональную реакцию учеников и их родителей на свои профессиональные действия, и главное – на свои оценки, даваемые детям и отметки, поставленные им. Например, одним из наиболее точных методов педагогических измерений является тестирование. Тестирование даёт возможность получить максимально объективную оценку уровня подготовки ученика и использовать наиболее адекватные проверяемому объекту (язык – речь) формы контроля. Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке.
Современный подход к контролю знаний характерен тем, что контроль рассматривается как необходимая, закономерная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Такой взгляд на контроль знаний обусловлен современными воззрениями на суть и специфику функционирования информационной системы «учитель – учащийся» и на целесообразные пути реализации в обучении закономерностей психологии усвоения знаний. В этой связи считается: организация управляемого обучения невозможна без обратной связи, корреляции и регулирования на её основе методик обучения и конкретизации целей обучения. Организуя ту или иную контрольную процедуру, следует учитывать её специфику, связанную с периодичностью, местом и временем проведения контроля и различными методами опроса обучаемых.




15