Устный журнал : Семья — самый мудрый учитель, самый строгий судья, самый надёжный друг

Тема: Семья – самый мудрый учитель, самый строгий судья,
самый надёжный друг.
Форма: Устный журнал.
Цель: - закрепить знания детей о значении семьи на протяжении всей жизни
человека;
- дать представление о семье как о факторе, который влияет на
развитие человека и на формирование нравственных качеств.


Ход занятия

1. Вводная беседа.
- Тема нашего занятия: Семья – самый мудрый учитель, самый строгий судья, самый надёжный друг. Для того чтобы выяснить почему так говорят, мы рассмотрим журнал.
- Как вы думаете, какое здесь главное слово? (семья)
- Вспомните и скажите, что такое «семья»? (ответы детей)
Вывод: Семья – это группа, состоящих из родителей, детей и внуков и близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
2. Рассматривание журнала.
- Итак,
I страница: Самый мудрый учитель.
- Давайте поговорим, как вы понимаете слово «мудрый»?(ответы детей)
Вывод: Мудрый - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду, разумный и благонамеренный.
- А кто такой «учитель»?
Вывод: Учитель – учит, передаёт свой опыт, свои взгляды.
- Почему говорят, что семья – мудрый учитель? (ответы детей)
- Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и скажите чему здесь учит семья и каким образом. (В.А.Сухомлинский «Стакан воды»)
- Чему учит этот рассказ?(ответы детей)
Вывод: Непослушание детей может иногда привести к беде. Из своего
горького опыта Юра сделал вывод – делай не то что хочется, а то что
нужно. Поэтому называют семью мудрым учителем, потому что
накопленный опыт передаётся из поколения в поколение, это опыт
жизненный. Люди в течении всей жизни совершают поступки
(хорошие и плохие), они их оценивают и видят к каким последствиям
они приводят и не хотят чтобы с их детьми случилось что-то плохое.
Поэтому, когда взрослые, чаще всего родители говорят, что чего
делать нельзя, они скорее всего знают к чему это приведёт.
- А чему ещё учит семья? (человеческим ценностям, трудолюбию, не лгать, беречь здоровье, быть опрятным и т.д.)
- Послушайте отрывок из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Здесь рассказывает автор о своей жизни, как он был ребёнком и как его воспитывала бабушка. Он был болезненным ребёнком и поэтому она его постоянно опекала, а он делал что хотел. Его не брали играть в лапту, потому что он задыхался. (чтение отрывка)
- Чему учила бабушка? Только ли играть в лапту?(ответы детей)
Вывод: Учила не только играть в лапту, но и не сдаваться, добиваться всегда цели, быть волевым человеком.
- Пригодится ли ему это в дальнейшей жизни? Где? (ответы детей)
Вывод: Старшее поколение передаёт накопленный опыт младшим, готовя их ко взрослой жизни. Именно в этом и заключается мудрость.

II страница: Самый строгий судья.
- Кто такой судья, как вы понимаете? (ответы детей)
Вывод: Судья - человек который судит, высказывает мнение, дает оценку.
- Что означает «строгий судья»? (ответы детей)
Вывод: Строгий судья - очень требовательный, суровый, жесткий, не допускающий никаких отклонений от нормы, совершенно точный. Не допускающий отступлений от правил поведения, от общепринятых моральных норм.
- Давайте рассмотрим картину Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
- Кто здесь изображён?
- Эта картина написана в послевоенное время и эта семья, как и многие другие семьи того времени потеряла скорее всего отца. Поэтому мать надеется на старшего сына, что он вырастит, выучится и будет помогать им.
- Посмотрите как она на него смотрит? (С надеждой, страдальческое лицо и сложенные руки матери говорят о том, что она сдерживает себя, может быть чтобы не заплакать видимо она уже не может бороться. Ведь не случайно в названии картины слово «опять», значит это не первая и даже не вторая двойка)
- Почему мальчик опустил голову? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему ему стыдно? (не только потому что двойку получил, но и потому что ему стыдно перед матерью, что он не оправдывает её надежд )
- Здесь хорошо показаны внутрисемейные отношения. Посмотрите, как на него смотрит сестра? (сестра смотрит строго, осуждающе)
Вывод: Все его осуждают за то что он огорчает маму, что не хочет учиться.
- Глядя на эту картину, я вспоминаю стихотворение Агнии Барто «Его семья»
У Вовы двойка с минусом - Неслыханное дело! Он у доски не двинулся. Не взял он в руки мела! Стоял он будто каменный: Он стоял как статуя. Ну как ты сдашь экзамены? Волнуется вожатая. - Твою семью, отца и мать, На собранье упрекать Директор будет лично! У нас хороших двадцать пять И три семьи отличных, Но твоей семьей пока Директор недоволен: Она растить ученика Не помогает школе. Ну при чем моя семья? - Он говорит вздыхая. - Получаю двойки я - И вдруг семья плохая! Упреки он бы перенес, Не показал бы виду, Но о семье идет вопрос - Семью не даст в обиду! Будут маму упрекать: «У нас хороших двадцать пять И три семьи отличных, А вы одна плохая мать!» - Директор скажет лично. Печально Вова смотрит вдаль, Лег на сердце камень: Стало маму очень жаль Нет, он сдаст экзамен! Скажет маме: «Не грусти, На меня надейся! Нас должны перевести В хорошее семейство!»
Вывод: Делая какие-либо поступки, хорошие или плохие нужно всегда думать, как это отразится на окружающих вас людей. Прежде всего за детей, отвечают родители, именно по ребёнку судят в какой семье он живёт. Только в семье хорошо знают своего ребёнка, строго относятся к его поступкам, осуждают и наказывают.
III страница: Самый надёжный друг.
- Какого друга можно назвать надёжным? (ответы детей)
Вывод: Надёжный друг – это человек, на которого всегда можно положиться. – Давайте обратимся к народной мудрости и поработаем с пословицами. Что отражают пословицы? (правила накопленные народом)
- Прочитайте пословицу и скажите как вы её понимаете?
Где любовь да совет там и горя нет.
– Почему так говорят?
Вывод: Семья в которой друг к другу прислушиваются, помогают, советуют, уважают действительно нет горя.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Вывод: Семья в которой заботятся друг о друге, помогают друг другу естественно крепкая.
Лучше матери друга не сыщешь.
Вывод: Действительно, иногда мать идёт на такие жертвы чтобы спасти своего ребёнка, что просто друг не всегда может это сделать. Только мать всегда выслушает, поможет. Да где-то накажет, поругает, но и пожалеет ведь тоже мать. Только мать принимает нас такими какие мы есть. Прощает даже самый тяжёлый проступок.
- Почему же называют семью самым надёжным другом? (помогает, заботится, поддерживает) Только в семье хоть как ты провинишься тебя выслушают, помогут, пожалеют.
3. Итог: Мы рассмотрели с вами журнал. Скажите, кем же является семья для человека?
















Самый мудрый
учитель.




Самый строгий судья.




Самый надёжный друг.






Лучше матери друга не сыщешь.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Где любовь да совет, там и горя нет.





























ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!
«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется: – Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном. Володя смущен... В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам. – Это правда, что ты портил перила? – Я только попробовал, как режет ножик... Вмешиваюсь в разговор: – Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила... У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает: – Это же нельзя! Мать поясняет: – Это его стол... Отец ему купил». После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.





Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!







КОСТОЧКА Л.Н.Толстой (Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
































Друг тот, кто сам догадывается о том, что ты нуждаешься в помощи.
Где любовь и совет там и горя нет.
Слава сына – отцу отрада.
В недружной семье добра не бывает.
Лучше матери друга не сыщешь.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Доброе братство дороже богатства.
Берись дружно не будет грузно.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
По прутику всю метлу переломить можно.
Баловать ребёнка – всё равно что бросить его.


Семья - самый мудрый учитель,
самый строгий судья,
самый надёжный друг.Лучше матери друга не сыщешь.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Где любовь да совет, там и горя нет. Заголовок 1 Заголовок 215