Использование профессионально-ориентированной лексики на занятиях английского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ.
Гуреева Л.П., преподаватель иностранного языка
В современных условиях возникает задача обеспечения профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов, в том числе и иностранного языка, установления их связей с будущей профессией. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по всем профессиям и специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями. При этом общая компетенция (ОК) понимается, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.
Эффективность формирования общих компетенций определяется:
- актуализацией компетенции как одного из результатов освоения программы учебной дисциплины или профессионального модуля;
- конкретизацией методов обучения на занятии с учётом показателей освоения компетенции.
Процесс формирования профессиональных компетенций можно рассматривать с точки зрения интеграции специальных дисциплин и дисциплин общеобразовательного цикла в частности иностранного языка и дисциплин профессиональных модулей по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). В современных условиях возникает задача обеспечения профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов, в том числе и иностранного языка, установления их связей с будущей профессией. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям). Систематизация, активизация, развитие языковых, речевых, социокультурных знаний, умений, формирование опыта их применения в различных речевых ситуациях, в том числе ситуациях профессионального общения являются задачей освоения дисциплины «Иностранный язык». В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь переводить (со словарем) иностранные тексты, читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно- популярные и технические) и тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.
Осведомленность преподавателя в сфере профессиональной лексики повышает познавательный и практический интерес обучающихся, позволяет стимулировать их интерес к изучению иностранного языка. Для изучения и закрепления специальной терминологии, развитии лексики и профессиональных знаний нами был создан электронный учебник по дисциплине «Иностранный язык» по разделу «Начальный курс технического перевода» для специальности 140448. ЭУ содержит систематизированный материал по разделу «Начальный курс технического перевода» для специальности 140448. Используя информацию из газет и журналов, студенты составляют карточки с рисунками и текстами на иностранном языке о достижениях в их профессиональной области в странах изучаемого языка (в Великобритании, США и других странах). Они с удовольствием создают проекты, применяя красочные иллюстрации из журналов, фотографии и составляют к ним вопросы для беседы; переводят с иностранного языка инструкции по технике безопасности при выполнении работ с электрооборудованием. Такие приемы повышают интерес студентов к изучению иностранного языка, который приобретает для них профессиональную значимость. Следовательно, принцип коммуникативной активности в работе обеспечивается отбором языкового и речевого материала, представляющего личностный смысл для студентов, созданием ситуаций и условий, приближающих общение учащихся к общению в естественных условиях, широком использовании технических средств обучения, предоставлением возможности интеллектуального и эмоционального самоутверждения.
При формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих студентам не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и карьерного роста.
Таким образом, поскольку в соответствии с современными требованиями к профессиональному образованию, ценность выпускника на рынке труда в значительной степени определяется уровнем его языковой подготовки, владение иностранным языком является необходимым компонентом квалификации современного специалиста любого профиля. Следовательно, применение инновационных образовательных технологий в сочетании с реализацией принципа профессиональной направленности позволяет приблизиться к решению проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка в политехническом колледже, создаёт условия для повышения познавательной активности студентов и качества знаний по данному учебному предмету.