Конспект урока биологии «Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в народном хозяйстве».
Конспект урока биологии
Половинкина Е.В.
Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии и биологии»
Предмет: биология 8 класс
Тема урока: «Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в народном хозяйстве».
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для изучения млекопитающего животного – верблюда.
Задачи:
-способствовать формированию понятий о верблюде, особенностях внешнего строения, питания, значения в народном хозяйстве;
- закрепить знания о северном олене, особенностях строения, приспособленности к суровым условиям жизни, особенностях питания, значения в народном хозяйстве;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, установлении причинно-следственных связей; - воспитывать интерес к уроку биологии.
Средства обучения: слайдовая презентация, карточки, шкала оценивания
1.Организация начала урока
Цель: создание благоприятного эмоционального климата в классе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Дети называют парнокопытных животных и садятся на места.
Дети отвечают полными ответами.
Сядет тот, кто назовет млекопитающее животное.
Упражнение «Найди лишнее животное». Объясни почему.
Шкала оценивания
Слайд № 1
2. Повторение
Задачи:
- проверить знания раннее изученного;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
Дети на местах работают по карточкам, выделяют особенности млекопитающих.
Учащиеся из букв составляют слово ВЕРБЛЮД.
1.Инструкция оценивания:
Перед вами длинный путь
Ты об этом не забудь,
Пункт зелёный – это три
На него ты посмотри,
Дальше путь ведёт нас ввысь
До четвёрки поднимись
Очень нужно постараться,
До пятёрки чтоб подняться.
2.Обвести в кружок букву правильного ответа.
Зачитать особенности млекопитающих.
Из выделенных букв составьте слово.
На партах шкала оценивания
Работают индивидуально
Ю Имеют наружную ушную раковину
П Имеют перьевой покров
В Рождают развитых детёнышей
У Ноги расположены по бокам тела
Р Имеют на теле волосяной покров
Е Ноги расположены под туловищем
Б Выкармливают потомство молоком
Д Позвоночные животные
Л Имеют костный скелет
Н Откладывают яйца
3. Сообщение темы и цели урока
Задачи:
- учить ориентироваться в инструкции;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Дети записывают тему в тетрадь.
Какое слово получилось?
Шкала оценивания
Сообщаю тему урока: «Верблюд».
Запишите тему в тетрадь.
Слайд №2 (тема урока)
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с особенностями строения, питания, приспособленности к условиям, значением верблюда в народном хозяйстве.
4. Целеполагание
Задача:
-учить детей с помощью вспомогательных слов строить предложение.
Дети при помощи опорных слов рассказывают о том, чему хотят научиться на уроке
-Ребята, чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
Выборочно отвечают 4-5 детей
Опорные слова
5. Объяснение нового материала
Задачи:
- дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе;
- корригировать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Дети знакомятся с планом.
Учащийся рассказывает о месте обитания верблюдов.
Отвечают полными ответами.
Учащиеся работают с текстом учебника.
Учащийся рассказывает о внешнем строении верблюда.
Определяют растения пустыни.
Учащиеся выписывают те растения, которыми питаются верблюды.
Учащийся рассказывает о питании верблюдов.
.
Учащиеся работают с текстом учебника.
Учащиеся работают с текстом.
Учащийся рассказывает о значении верблюда.
Дети выполняют упражнения по инструкции.
Изучать тему урока будем по плану, прочитайте план.
Эвристическая беседа.
1. Какие природные зоны помните?
Вспомните, в какой природной зоне обитают верблюды?
Дополняю о пустынях по карте.
Повторите о месте обитания.
2. Объяснения о верблюдах.
- Какое туловище?
- Какая шея?
- Чем заканчиваются ноги?
- Что расположено на спине?
- Для чего верблюду горбы?
Найдите в тексте учебника описание внешнего вида верблюда и зачитайте с. 207.
Расскажите о внешнем строении верблюда.
3. Верблюды – жвачные животные, выносливые. Они могут долго прожить без воды и без пищи.
- В какой природной зоне живет верблюд?
- Какой пищей питаются верблюды?
Рассмотрите иллюстрации и определите какими растениями питаются верблюды.
Выпишите названия растений, которыми питаются верблюды.
Проверка
Найдите в тексте и зачитайте с. 208
Дополняю рассказ ученика о питании верблюда.
Верблюд – жвачное животное. Без пищи и воды может прожить около месяца. В желудке имеются кармашки, в которых запасы воды.
За раз выпивают до 100 литров воды.
Едят колючки , не повреждая рот, так как губы жесткие и грубые.
Расскажите, чем питаются верблюды?
Шкала оценивания
4. Как называется детёныш верблюда?
Найдите в тексте и зачитайте, как размножаются верблюды с. 208
- Кто повторит?
5. Определите, что человек получает от верблюдов?
Дополняю ответ, расширяя представления детей о верблюде.
Молоко верблюда богато витамином С и В, в десять раз больше железа, чем в коровьем. Молоко содержит антитела, которые могут бороться с раком, СПИДом, гепатитом С.
Молоко борется с морщинами на лице. Напиток – шубат – элексир молодости.
Найдите в тексте учебника и зачитайте.
Расскажите о значении верблюда.
Запишите в тетрадь.
Верблюд человека кормит, поит, одевает, перевозит. Верблюды – полезные животные.
Шкала оценивания
Вы немного устали на этом уроке
И надоели задания строки
Все давайте отдохнём
Физминутку проведём
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – ноги шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Гимнастика для глаз
План на доске
1. Место обитания
2. Особенности внешнего строения
3. Питание
4. Размножение
5. Значение в народном хозяйстве
Слайд № 3 «Природные зоны мира»
Слайд № 4 «Двугорбый и одногорбый верблюды»
Слайд № 5
Гербарии.
Опорка «Дополни предложение»
Самопроверка Слайд № 6 (Верблюд питается солянкой, саксаулом, песчаной акацией, верблюжьей колючкой.)
Слайд № 7
Задания выполняют в парах.
Мясо, кожа, ткань, шерсть, жир, мука, рога, копыта, молоко, транспортное средство
Слайд № 8
Слайд № 9
Опорка «Дополните»
6. Закрепление и повторение изученного материала.
Задачи:
- закрепить знания изученного материала;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
а) Учащиеся рассказывают о верблюде по плану.
Расскажите о верблюде, используя план.
Шкала оценивания
План ответа:
1) Место обитания
2) Особенности внешнего строения
3) Питание
4) Размножение
5) Значение для человека
б) Учащиеся работают с контрольно – измерительными материалами.
Выполните тестовое задание.
Зачитайте правильные ответы по цепочке.
Шкала оценивания
Работают индивидуально. Задание дифференцированное по объёму.
1, 2 гр. - 10 вопросов
3гр. – 8 вопросов
7. Проверка домашнего задания
Задачи:
-выявить знания о особенностях северного оленя;
-корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
Учащиеся находят в тексте ошибки и исправляют.
Учащиеся вставляют в предложения пропущенные слова, используя опорные слова.
Дети прочитывают выполненное задание.
Отгадайте загадку
В тундре он бродит большими стадами,Словно короной, красуясь рогами.Важен он в жизни полярных народов-Транспорт надёжный для дальних походов.
А вот рассказ с ошибками для вас
Исправить все ошибки нужно,
Работать будем в парах, дружно.
-Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Проверка
Шкала оценивания
Работают в парах. Задание дифференцированное по сложности.
1,2 гр.- 5 предложений
3 гр. – Вставь в предложение пропущенное слово. Даны опорные слова.
8. Подведение итогов
Задачи:
-сделать вывод;
-выяснить, что нового узнали.
Дети отвечают полными ответами.
-Какую тему изучали? Что нового вы узнали о верблюде? Какое значение верблюда в народном хозяйстве?
-Достигли ли поставленных целей?
Оценивание
Задача:
-оценить работу учащихся.
Покажите мне шкалу.
Даю развернутую оценку деятельности учащихся на уроке.
Рефлексия
Заканчивают предложения.
Продолжи предложение
Сегодня я узнал
Я смог
Я понял, что
У меня получилось
Мне запомнилось
9. Задание на дом
Задача:
-дать инструкцию по выполнению домашнего задания.
Составить рассказ по плану
1гр. – 5 пунктов
2гр. – 4 пункта
3 гр. – 3 пункта
15