биология 8 класс Тема : Общий план строения нервной системы и её функции.
Дата __________
Класс___________
Тема : Общий план строения нервной системы и её функции.
Цели урока:
Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы.
Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
Воспитательная – развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»
Проверка домашнего задания: а) фронтальный опрос
Что такое гормоны? Каковы их свойства?
Охарактеризуйте особенности желёз внутренней, смешанной и внешней секреции.
б) по карточкам
Актуализация опорных знаний
На доске вывешивается таблица «Нервная система»
Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов. Сначала учащиеся работают индивидуально (1мин.), затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.
Изучение новой темы
Далее организуется работа с учебником по &46(стр. 178-179).
Задание. Прочитайте текст в учебнике, напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:
«V» – знакомая информация;
«t» - новая информация;
«-» - думал иначе;
«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю;
После выполнения работы сотрите пометки.
Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система. После обсуждения делаются записи в тетради.
Значение нервной системы:
Согласование всех органов и систем организма.
Поддержание гомеостаза.
Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.
Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.
Материальная основа психической деятельности.
Строение и функции:
(сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)
Части нервной системы Центральная Головной мозг
Спинной мозг
Периферическая Нервы
Нервные узлы (ганглии)
Отделы нервной системы Соматический Симпатический
Вегетативный (Автономный) Парасимпатический
МетасимпатическийВ ходе беседы учащиеся формулируют определения ( я их корректирую) и записывают их в тетради
Нейрон – Основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости;
Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.
На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»
В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.
Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».
Виды рефлекторной деятельности Прямые связи Идут от мозга к органам и вызывают их работу
Обратные связи Информируют мозг о достигнутых результатах
Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех - выучить записи в тетради, для интересующихся биологией – вопрос №6 на стр. 180., для желающих творческая работа – из подручных материалов выполнить модель нервной клетки (можно вышить).
Оценивание работы самых активных учащихся.
И в завершение нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о работе со своими товарищами. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня на уроке я…
- Сложнее всего для меня было…
- Больше всего сегодня мне понравилось…
- Сегодня на уроке я чувствовал себя…
- Мои одноклассники сегодня…