Элективный курс Резьба по дереву
А.В. Напалков
Элективный курс « Резьба по дереву »
Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению
Общие положения
Важнейшим компонентом цепочки непрерывного воспитания и образования являются профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессиям декоративно-прикладного промысла. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-трудовой процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.
Профессиональная проба проводится на трех уровнях в IX классах. Программа профессиональной пробы включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций, проявляющих профессионально важные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащегося конкретной профессии.
Программа профессиональных проб включает занятия по введению в профессию резчика народных промыслов, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определённых профессиональных навыков и умений.
1-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
(учащиеся, желающие освоить 1-й уровень профессиональной пробы)
Цель: ознакомить с промыслами, традициями, условиями труда, инструментами, технологией производства. Научить основным приемам и правилам выполнения резьбы. Познакомить с растительным и геометрическим орнаментами.
Тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
1
2
3
4
5
Вводное занятие. Знакомство с промыслами, мастерами и производством. Посещение музеев. Просмотр фильмов, слайдов, вырезок, видео сюжетов.
Организация труда. Ознакомление с условиями труда, рабочим местом, набором инструментов, техникой безопасности. Требования профессии к человеку.
Выполнение профессиональной пробы 1-го уровня. Основные правила и приёмы выполнения резьбы. Знакомство с основами композиции.
Отработка геометрического орнамента.
Отработка растительного орнамента.
Выполнение контрольного задания для 1-го уровня. Самостоятельно выполнить резьбу на основе полученных навыков резьбы и составления композиции.
Анализ выполнения контрольного задания.
Выбор приёмов, освоенных элементов геометрического или растительного орнаментов, правильность составления композиции с учётом формы изделия, индивидуальность.
1
1
4
3
1
Выполнение профессиональной пробы 1-го уровня
Технологический компонент
Ситуативный компонент
Функциональный компонент
1. Основные правила и приёмы выполнения резьбы.
Знакомство с основами композиции
Задание. Освоить правила и приёмы резьбы по дереву.
Условие. Выполнение приёмов резьбы учителем, после чего учащемуся предлагается повторить показанный приём.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба исполнена четко, с соблюдением технологических особенностей.
Задание. Выполнение приёмов резьбы по правилам, с которыми ознакомились.
Условие. Выполнение резания простых элементов с учётом направления волокон древесины.
Результат. Задание считается выполненным, если проявляются самостоятельность и вариативность.
Задание. Резьба по дереву на дощечках-тренажёрах.
Условие. Выполнить резьбу, соблюдая основные правила.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует технологическим и эстетическим требованиям
2. Отработка геометрического орнамента
Задание. Освоить элементы геометрического орнамента: тонкая линия, сеточка, штрихи, завитки, геометрические фигуры
.
Условие. Выполнение элементов геометрического орнамента учителем, после чего учащийся повторяет показанные приёмы.
Результат. Задание считается выполненным, если элементы орнамента выполнены четко.
Задание. Составить композицию геометрического орнамента.
Условие. Использование знакомых элементов геометрического орнамента.
Результат. Задание считается выполненным, если орнамент составлен правильно, выдержана композиция с учётом вариативности
Задание. Выполнить резьбу, используя элементы геометрического орнамента.
Условие. Самостоятельно оформить поверхность изделия элементами геометрического орнамента.
Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия и выполнена с учётом вариативности.
3. Отработка растительного орнамента
Задание. Освоить элементы растительного орнамента: лист, веточка, цветок, бутон, колосок
Условие. Элементы орнамента демонстрируются учителем, затем выполняются учащимися.
Результат. Задание считается выполненным, если элементы выполнены правильно.
Задание. Составить композицию на тему «Осенний букет» с учётом освоенных элементов растительного орнамента.
Условие. Использовать освоенные элементы орнамента с учётом вариативности.
Результат. Задание считается выполненным, если «осенний букет» композиционно завершён с учётов вариативности.
Задание. Выполнить резьбу подарочного панно.
Условие. Самостоятельно разработать оформление поверхности панно элементами растительного орнамента.
Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия с учётом вариативности.
2-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
( учащиеся, успешно освоившие 1-й уровень профессиональной пробы)
Цель: совершенствовать приёмы использования различных орнаментов в резьбе, самостоятельно разрабатывать композиции резьбы с учётом вариативности, знать технологический процесс и последовательность выполнения плоскорельефной, скульптурной резьбы средней сложности. Познакомить с традициями народных промыслов.
Тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
1
2
3
4
5
Вводное занятие. Перспективы развития народных промыслов: внешнеэкономические связи, кадры, экономика.
Творческая мастерская. Знакомство с мастерством резчиков по дереву, индивидуальные особенности художественного исполнения изделий мастерами, наблюдение за работой мастеров.
Выполнение профессиональной пробы 2-го уровня.
Резьба сюжетной композиции
Выполнение мелкой скульптурной пластики
Выполнение контрольного задания для 2-го уровня.
Резьба сюжетной композиции
Анализ выполнения контрольного задания.
Индивидуальная защита выполненных работ, краткий разбор оформленных изделий учителем, индивидуальность и творческий подход к выполнению задания, отбор для прохождения 3-го уровня профессиональной пробы, выставка лучших работ.
1
экскурсия
4
3
2
Выполнение профессиональной пробы 2-го уровня
Технологический компонент
Ситуативный компонент
Функциональный компонент
1. Резьба сюжетной композиции
Задание. Освоить приемы переработки природных форм в декоративные образы, принципы разработки сюжетной композиции.
Условие. Под руководством учителя разработать сюжетную композицию.
Результат. Задание считается выполненным, если разработанная композиция даёт чёткое представление о задуманном сюжете.
Задание. Разработать свою декоративную композицию.
Условие. Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции.
·Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер задуманного сюжета.
Задание. Выполнить резьбу сюжетной композиции.
Условие. Передать в резьбе реальное впечатление сюжетных мотивов, используя вариативность.
Результат. Задание считается выполненным, если автор, используя вариативность, смог выявить характер резьбы и наиболее верно соединил элементы орнамента с сюжетными мотивами.
2. Выполнение мелкой скульптурной пластики
Задание. Освоить приёмы резьбы мелкой скульптурной пластики.
Условие. Самостоятельно разработать отдельные детали резьбы, передать характер пластики, настроение.
Результат. Задание считается выполненным, если детали резьбы передают пластику скульптуры.
Задание. Выполнить резьбу скульптурной пластики с раскрытием содержания образа.
Условие. Выполнение резьбы с учётом вариативности.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует характеру и содержанию скульптуры.
Задание. Выполнить резьбу «Барыня и Гусар» (Владимирская игрушка).
Условие. Передать характер скульптурной композиции
Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует заданному сюжету.
3-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
(учащиеся, успешно освоившие 2-й уровень профессиональной пробы и желающие овладеть мастерством домовой резьбы.)
Цель: совершенствовать мастерство художественной обработки изделий на основе авторских разработок, создание новых форм художественных изделий. Познакомить с традициями Русского «потешного» промысла.
Тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
1
2
3
4
Вводное занятие. Знакомство с историей народного «потешного» промысла, традиции русских мастеров-игрушечников, просмотр фильмов, фотографий.
Индивидуальная работа учителя с учащимися. Обучение более сложным, отточенным художественным приёмам резьбы, построению сложных композиций.
Выполнение профессиональной пробы 3-го уровня.
Разработка фасада крестьянской избы.
Резьба плоских изделий крупных форм.
Анализ выполнения квалификационной работы.
Оценка творческой деятельности учащегося. Рекомендации для поступления в художественные училища.
Организация выставки работ.
1
4
4
1
Выполнение профессиональной пробы 3-го уровня*
Технологический компонент
Ситуативный компонент
Функциональный компонент
1. Резьба плоских изделий крупных форм
Задание. Освоить приёмы составления орнаментов прорезной резьбы на поверхности изделия.
Условие. Самостоятельно продумать соотношение сквозных элементов и поверхности материала.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба отличается выразительностью, разумным сочетанием контрастов.
Задание. Детально разработать узор в эскизе в соответствии с выбранной формой.
Условие. Выбрать изделие и детально продумать его резьбу.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба даёт впечатление полной слитности формы и декора.
Задание. Выполнить резьбу наличника (круглого) окна.
Условие. Показать знания и умения использовать приёмы резьбы.
Результат. Задание считается выполненным, если резьба наличника окна носит завершённый характер.
2. Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома
Задание. Разработка авторского эскиза отдельного элемента фасада дома.
Условие. Эскиз выполняется на бумаге, учитывая возможности технологического процесса изготовления элемента фасада.
Результат. Задание считается выполненным, если элемент фасада в эскизе отвечает технологическим требованиям.
Задание. Разработка авторского эскиза элементов фасада дома.
Условие. Эскиз отвечает особенностям домовой резьбы.
Результат. Задание считается выполненным, если элементы фасада в эскизе выдержаны в традициях домовой резьбы.
Задание. Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома.
Условие. Эскиз выполняется каждым учащимся самостоятельно.
Результат. Задание считается выполненным, если фасад дома в эскизе строго индивидуален.
*Примечание. Учитель при проведении профессиональных проб 3-го уровня большее внимание уделяет творческим способностям учащихся, развитию индивидуальности, совершенствованию мастерства.
В профессиональной пробе выделяются три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный.
Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определённых профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от учащихся определённых мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб.
Функциональный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы.
Рассматривая профессиональную пробу как завершённый цикл конкретных действий, предусмотрены её диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба, моделирующая реальную профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избираемой профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.
Программа профессиональных проб разработана в соответствии с основными требованиями к профессиям. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный, в котором выделяется диагностическая и обучающая часть, и практический.
Практический этап пробы состоит из заданий трёх уровней сложности. Задания 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Задания 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. При выполнении заданий 3-го уровня сложности от учащихся требуется планирование своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.
При организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения. К субъективным относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.
В основу профессиональных проб положены идеи профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815