Конспект урока Геометрическая резьба по дереву


Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Киевская средняя школа
План-конспект урока трудового обучения в 7 классе
«Геометрическая резьба по дереву»
Учитель трудового обучения
Алимов Мукажан Бахытжанович

ТЕМА : Геометрическая резьба по дереву
Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы.
Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.
Оборудование: заготовка размером 200х50х10, линейка, карандаш, циркуль, стенд:”Виды художественной резьбы по дереву”, образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву ,слайды урока ,видеоклип «Резьба по дереву».
ХОД УРОКА
1.Организационная часть
-проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской. -объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.
2. Повторение пройденного материала.
Подбор материала» является частью общей темы «Резьба по дереву». Слайд 1,2
Вопросы для повторения:
- назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;
- каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;
- назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;
- назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.
3. Объяснение нового материала.
Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..
Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную . Слайд 4,5,6,7,8.
Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.
Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.
.
Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.
Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.
По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:
а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.
б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.
в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.
г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.
д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.
По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.
Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук; б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки, витейка, ромбы, розетки, звездочки.
Слайд 13,19,21.
в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.
Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.
Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.
Здесь демонстрирую видеоклип «Резьба по дереву».
Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.
Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.
Правила техники безопасности .Слайд 9.
1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.
При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.
Работать следует только хорошо заточенным инструментом.
Запрещается проверять остроту ножа пальцем.
5. Не класть нож в карманы.
При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.
Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.
Получение неровной грани при подрезке резцом.
Получение неровной, вмятой грани на месте среза.
Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.
Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,
Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Слайд 21.
На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.
Проверяю правильность выполнения этой операции.
5.Итог урока
Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской. Слайд 22.
Домашнее задание.
Составить орнамент из элементов геометрической резьбы «Витейка» в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.