Программа кружка «Резьба по дереву»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
« Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
« Резьба по дереву»
Автор-составитель:
Белик Владимир Александрович
учитель технологии
г.п Лянтор2013г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом примерной программы по учебному предмету «Технология» 5-9 классы
( Примерные программы по учебным предметам. «Технология». 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения.) – ISNB 978-5-09-020557-3.) и примерной программы основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182)Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
Формирования у учащихся целостной картины мира.
Развития общей способности к творчеству.
Умение найти свое место в жизни.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Новизна программы состоит в том, что занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.Программа составлена на 1 год обучения и рассчитана для обучающихся 11-14 лет.
Цель: формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;
способствовать расширению кругозора учащихся;
формировать графические навыки и умения;
воспитывать чувство коллективизма.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Примерный учебно - тематический план.
1 год обучения
№
раздела Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
Комплектование групп 3 0 3
I Введение 3 3 0
1.1 Вводная беседа 1,5 1,5 0
1.2 Виды техники и их классификация 1,5 1,5 0
II Основы технического моделирования 19,5 7,5 12
2.1 Материалы и инструменты, используемые в работе 6 1,5 4,5
2.2 Основы черчения 3 1,5 1,5
2.3 Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов 3 1,5 1,5
2.4 Способы сборки деталей модели 4,5 1,5 3
2.5 Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания 3 1,5 1,5
III Изготовление простых моделей 37,5 6 31,5
3.1 Контурные модели самолетов, выполненные из картона 16,5 3 13,5
3.2 Стендовые модели парусных кораблей 21 3 18
IV Изготовление изделий из фанеры и древесины 99 15 84
4.1 Художественное выпиливание 21 3 18
4.2 Художественная обработка древесины 18 3 15
4.3 Комбинация древесных материалов 18 1,5 16,5
4.4 Начальное моделирование 12 1,5 10,5
4.5 Азбука геометрической резьбы 3 1,5 1,5
4.6 Принципы токарной обработки деталей из древесины 12 1,5 10,5
4.7 Творческая работа 12 1,5 10,5
4.8 Экскурсии 3 1,5 1,5
V Демонстрационная деятельность 4,5 0 4,5
Итого: 166,5 31,5 135
Содержание курса первого года обучения
Раздел I. Введение
Тема №1. «Вводная беседа»
Теория: Знакомство с обучающимися. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила безопасной работы с инструментами, используемыми на занятиях. История судостроения, Военно-Морского флота России. Классификация моделей. Основы морского дела.
Тема № 2. «Виды техники и их классификация»
Теория: Развитие науки и техники в XIX - XX веках. Знакомство с новыми терминами (шпонгоут, мачта, рубка, кнехт, ванты и др.). Виды техники и их классификация (военная, гражданская; воздушная, морская, сухопутная)
Методическое обеспечение занятий: Иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Модели самолетов, судов и кораблей, выполненные выпускниками объединения.
Формы занятий: Беседа, викторина.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование.
Раздел II. «Основы технического моделирования»
Тема №1. «Материалы и инструменты, используемые в работе»
Теория: Виды материалов: картон, фанера, древесина, пенопласт, пластик, жесть. Свойства материалов. Название и назначение инструментов, используемых в работе. Необходимый набор инструментов и материалов для изготовления моделей: ножовки, рубанки, ножи, лобзики, карандаши, линейки, клей, кисти, шило, ножницы, скрепки, булавки, наждачная бумага, напильники, краски, растворители, дырокол, кусачки, паяльник. Практика: Обучение регулировке инструментов, используемых в работе. Практическое применение материалов и инструментов. Работа с инструментами с соблюдением правил безопасности.
Тема № 2. «Основы черчения»
Теория: Основные понятия о линиях чертежа (линии видимого и невидимого контура, осевые, линии сгиба). Виды симметрии (осевая и центральная симметрия) Построение симметричных и зеркальных фигур на плоскости. Деление окружностей на равные части. Масштаб. Теоретический чертеж модели.
Практика: Чтение условных обозначений чертежа, простановка размеров. Составление и чтение эскиза и простейшего чертежа. Работа с шаблонами, выкройками, развертками. Черчение основных видов линий.
Тема №3. «Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов»
Теория: Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Правила работы с картоном.
Практика: вычерчивание чертежей. Копирование деталей, Изготовление деталей с помощью шаблонов.
Тема №4. «Способы сборки деталей модели»
Теория: Различные способы сборки деталей модели. Виды «сухой» сборки деталей, её преимущества и недостатки. Разъёмные соединения. Очередность и правильность установки деталей модели.
Практика: Изготовление и подгонка плоских деталей модели, сравнение своей модели с моделью-образцом. Сборка деталей моделей самолетов, парусных судов.
Тема №5. «Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания»
Теория: Знакомство с характеристикой клеев: «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Качество и скорость склеивания. Водостойкие и неводостойкие клеи. Техника клеевого соединения деталей в «замок».
Практика: Склеивание техникой в «замок» клеями «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Проверка качества склеивания деталей различными видами клеев.
Методическое обеспечение занятий: Материалы, инструменты, приспособления и принадлежности, необходимые для занятий. Модели самолетов и судов. Схемы простых деталей. Схемы простых моделей. Чертежи, шаблоны. Детские технические журналы с приложениями схем конструирования моделей.
Формы занятий: Лекция, практикум, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование, просмотр изделий с обсуждением.
Раздел III. «Изготовление простых моделей»
Тема №1. «Контурные модели самолетов, выполненные из картона».
Теория: История создания летательных аппаратов. Порядок изготовления контурной модели самолета. Приемы покраски и сушки изделий. Правила безопасности при работе с ножом и ножницами.
Практика: Изготовление контурной модели самолета, разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев. Изготовление стабилизатора и киля. Сборка модели на клей. Покраска модели гуашевыми красками. Запуски моделей с помощью рогатки.
Тема №2. «Стендовые модели парусных кораблей»
Теория: История судостроения, прошлого Военно-Морского флота России. Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Демонстрация моделей. Понятие о надстройке и корпусе модели.
Практика: Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура надстройки модели на картон. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика. Покраска и лакирование модели.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей. Сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники.
Формы занятий: Дискуссия, консультация, практикум.
Форма подведения итогов занятий: Тестирование, просмотр изделий с обсуждением.
Раздел IV. «Изготовление изделий из фанеры и древесины»
Тема №1. «Художественное выпиливание»
Теория: Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками.
Практика: Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.
Тема №2. «Художественная обработка древесины»
Теория: Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.
Практика: точение деталей, выпиливание деталей, сборка изделий, отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами.
Тема №3. «Комбинация древесных материалов»
Теория: Виды и способы соединений.
Практика: Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов.
Тема №4. «Начальное моделирование»
Теория: Общее представление о процессе создания машин /этапы/.
Практика: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках. Изготовление деталей по шаблонам. Отделка деталей наждачной бумагой. Сборка деталей в изделие.
Тема №5. «Азбука геометрической резьбы»
Теория: Народные промыслы России. Орнамент, как основа украшения изделий.
Практика: Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из круглых и прямолинейных форм; узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Составление узора.
Тема №6. «Принципы токарной обработки деталей из древесин.»Теория: Породы и пороки древесины.
Практика: Заготовка материала. Работы на токарном станке по дереву. Устройство станка и техника безопасности при работе на нём. Токарные резцы. Технология точения. Способы и приёмы отделочных работ. Художественное оформление изделия.
Тема №7. «Творческая работа»
Теория: Выбор темы. Составление плана будущего изделия, подборка материала.
Практика: Практическая работа по выбору учащегося. Выполняется по интересующей теме, но с обязательным участием изделия /изделий/ в конкурсе-выставке.
Тема №8. «Экскурсии»
Теория: Запланированные выходы в лес, где сочетаются теоретические сведения.
Практика: Заготовка материалов к работе объединения.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей, сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Чертежи креплений. Электросхемы, электромоторы.
Формы занятий: Традиционное занятие, практикум, исследование.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование, демонстрация действующих моделей.
Раздел V. «Демонстрационная деятельность»
Практика: Подготовка моделей к выставке, рассказ о созданной модели, демонстрация действующих моделей. Участие в выставках, соревнованиях действующих моделей.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Модели кораблей, самолетов.
Формы занятий: Традиционное занятие, соревнования, выставка.
Формы подведения итогов занятий: Просмотр изделий с обсуждением, выставка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема Содержание Количество часов Дата
Всего Теория Практика 1,2 Комплектование групп 3 0 3
Введение 3 3 0
3 Вводная беседа План работы объединения. Правила поведения. Инструктаж по ТБ 1,5 1,5 0
4 Виды техники и их классификация Знакомство с видами техники, их классификацией и основными различиями 1,5 1,5 0
Основы технического моделирования 19,5 7,5 12 5-9 Материалы и инструменты, используемые в работе Знакомство с материалами и инструментами. Способы и приемы работы с инструментами. 6 1,5 4,5 10-11 Основы черчения Составление технологической карты. Принцип работы по технологической карте. 3 1,5 1,5 12-13 Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Изготовление деталей с помощью шаблонов. 3 1,5 1,5 14-16 Способы сборки деталей модели Различные способы сборки деталей. Изготовление и подгонка плоских деталей модели. 4,5 1,5 3 17-18 Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания Знакомство с характеристикой клеев. Склеивание техникой «в замок», проверка качества склеивания различными видами клеев. 3 1,5 1,5 Изготовление простых моделей 37,5 6 31,5 19-24 Контурные модели самолетов, выполненные из картона История создания летательных аппаратов. Изготовление контурно модели самолета. Разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев 9 1,5 7,5 25-29 Приемы покраски и сушки. Техника безопасности. Сборка модели на клей, покраска модели. Запуск модели с помощью рогатки. 7,5 1,5 6 30-35 Стендовые модели парусных кораблей История судостроения прошлого военно-морского флота России. Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура на картон. 9 1,5 7,5 36-41 Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика. 9 1 8 42-43 Демонстрация модели. Понятие о надстройке и корпусе модели. Покраска и лакирование моделей. 3 0,5 2,5 Изготовление изделий из фанеры и древесины 99 15 84 44-49 Художественное выпиливание Чертежные инструменты. Виды и приемы выполнения разметки. Общие понятия изготовления фанеры. Выпиливание из фанеры лобзиком с прямолинейным вырезом. 9 1,5 7,5 50-55 Назначение и устройство лобзика и приспособлений. Выпиливания с криволинейными вырезами и сочетание вырезов. 9 1 8 56-57 Технология обработки поверхности лаками. Отделка изделий выжиганием. 3 0,5 2,5 58-63 Художественная обработка древесины Рациональная разметка древесины, приемы пиления. Техника безопасности. Точение деталей. 9 1,5 7,5 64-69 Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров. Выпиливание деталей. Отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами. 9 1,5 7,5 70-75 Комбинация древесных материалов Виды соединений. Работа с древесностружечными и древесноволокнистыми плитами. 9 1 8 76-81 Способы соединений. Работа с древесными пластиками и вторичным использованием отходов. 9 0,5 8,5 82-85 Начальное моделирование Общее представление о процессе создания машин. Понятие о контуре. Изготовление деталей по шаблонам. 6 1 5 86-89 Этапы процесса создания машин. Понятие о развертках и выкройках. Отделка наждачной бумагой. Сборка изделия. 6 0,5 5,5 90-91 Азбука геометрической резьбы Орнамент как основа украшения изделия. Декоративная переработка узоров. Составление узора. 3 1,5 1,5 92-95 Принципы токарной обработки деталей из древесины Породы древесины. Устройство станка и техника безопасности при работе на токарном станке. Работа на токарном станке по дереву. 6 1 5 96-99 Пороки древесины. Токарные резцы. Способы и приемы отделочных работ. Художественное оформление. 6 0,5 5,5 100-103 Творческая работа Выбор темы. Составление плана. Практическая работа по выбору учащегося. 6 1 5 104-107 Подборка материала и участие изделия в конкурсе-выставке. 6 0,5 5,5 108-109 Экскурсии Запланированных выход в лес. Заготовка материалов к работе. 3 1,5 1,5 110-112 Демонстрационная деятельность Демонстрация готовых изделий учащихся 4,5 0 4,5 Итого: 166,5 31,5 135 Список литературы.
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
Гришин В. Вырезаем ,выжигаем,выпиливаем из дерева. «Мартин» Москва 2007г
Дэниел р. Искусство выжигания по дереву. Издательство «Котэнт» Москва 2005г
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. Москва 1991г.
Энтони Д. Резьба по дереву. АРТ- Родник 2004г