Речь и альтернативная коммуникация. Рабочая программа адаптированная для подготовительного класса школы VIII вида
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 1 »
Рассмотрено
на заседании научно-методического совета школы-интерната
Протокол №____
от «____»_________20__г.
Согласовано
Зам. директора по учебной работе
______________________
«_____»____________20___г.
Утверждаю
Директор школы-интерната № 1
______________________
«_____»____________20___г.
Рабочая программа
по курсу Речь и альтернативная коммуникация4Подготовительный класс (VIII вид)
учитель
Герасимова Татьяна Сергеевна
2015-2016 учебный год
Тверь
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для подготовительного класса соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) и составлена на основе Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие.В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
-графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
-аудио и видеоматериалы.
Место курса в базисном учебном плане: Количество часов в неделю по учебному плану - 3 часа. Общее количество часов в год – 99 часов.
Программа включает следующие разделы: Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно
. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Планируемые результаты
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
-Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными.
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
-использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
-пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
-общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
-Узнаваниеи различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
-Узнавание и различение образов графем (букв).
-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
-Начальные навыки чтения и письма.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь.
отвечать на вопрос простой фразой;
составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
выделять первый звук в слове, слышать нужный звук,
пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
Учащиеся должны знать.
названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
своё имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
свой адрес, проезд к дому и к школе;
наизусть 2-3 короткие стихотворения или четверостишия.
Учебно-тематический план
№ Темы раздела Четверти Итого:
1 2 3 4 1 Коммуникация 6ч..2ч 4ч. 5ч. 17ч.
2 Развитие речи средствами вербальной и неввербальной коммуникации 6ч. 9ч 11ч. 9ч. 35ч.
3 Чтение и письмо 14ч. 11ч. 14ч. 8ч. 47ч.
Итого: 26 22 29 22 99ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Установление контакта с собеседником
Простейшие навыки общения: да, нет, хочу, не хочу
Учимся держать ручку
Простейшие навыки общения: Здравствуй, до свидания, мне нужна помощь
Упражнения на развитие мелкой моторики «кулачок-ладошка»
Простейшие навыки общения: зрительный контакт, выражение благодарности
Упражнение на развитие мелкой моторики «пальчики здороваются»
Простейшие навыки общения: используем мимику
Различение звуков окружающей действительности шуршание листьев, бумаги, ткани
Простейшие навыки общения: использование звучащего прдмета в коммуникации
Различение звуков окружающей действительности звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек
Простейшие навыки общения: использование предметного символа в коммуникации
Учимся рисовать доски к заборчику по шаблону
Простейшие навыки общения: использование графического изображения в коммуникации
Учимся писать палочки прямые по шаблону
Простейшие навыки общения: использование карточек с напечатанными словами
Кто и как подает голос (животные)
Простейшие навыки общения: используя компьютер
Учимся писать палочки с наклоном влево по шаблону
Реакция на свое имя, моя семья: мама, папа
Кто и как подает голос (звуки города)
Учимся писать: палочки с наклоном впарво по шаблону
Различение по голосу одноклассников
Различение по голосу учителей
Учимся писать: прямые палочки по заданному образцу
Узнавание и различие имен учителя и воспитателя
Кто и как подает голос ( большой- маленький, низкие и высокие звуки)
Узнавание и различие имен одноклассников
Учимся писать: палочки с наклоном влево по образцу
Посуда: ложки, вилки,
Учимся писать: палочки с наклоном вправо по образцу
Посуда: кастрюли
Упражнение на развитие мелкой моторики щелчки
Учимся писать: обведение по шаблону « овощи»
Мебель: парта, стул,
Учимся писать: обведение по шаблону « животные»
Мебель: кресло
Учимся писать: обведение по шаблону геометрические фигуры
Выделение первого звку в слове, гласные звуки АОвощи: огурец
Учимся писать: штриховка фигуры, обведенной по шаблону
Выделения первого звука в слове: гласные звуки УОвощи: помидор
Овощи: картофель
Учимся писать: штриховка самостоятельно нарисованной фигуры
Овощи:репаВыделения первого звука в слове: гласные звуки дифференциация АУ
Фрукты: яблоко
Учимся писать: рисование геометрических фигур по линейке
Последнего звука в слове гласные АФрукты: слива
Учимся писать: обведение клеток по шаблону «стена»
Фрукты: банан
Учимся писать: крючки
Дни недели
Учимся писать:обведение клеток по образцу «стена»
Ягоды: черника
Учимся писать: обведение клеток по шаблону «ракета»
Ягоды: малина
Учимся писать: обведение клеток по образцу «ракета»
Выделения первого звука в слове: гласный ИДомашние животные: кошка,
Учимся писать: различные сочетания палочек по шаблону
Домашние животные: собака
Учимся писать: различные сочетания палочек по образцу
Последнего звука в слове
Домашние животные: куры,
Учимся писать: овал
Дикие животные: медведь
Выделение последнего звука в слове согласные
Дикие животные: волк
Учимся писать: палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
Выделение среднего звука в слове
Дикие животные :лиса
Учимся писать: полуовал
Дикие животные Лось
Насекомые комары
Учимся писать: петельку вверху по шаблону
Насекомые мухи
Экзотические животные: лев
Учимся писать: петелька вверху по образцу
Экзотические животные: зебра
Учимся писать: петелька внизу по шаблону
Экзотические животные: жираф
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на имя ученика или его одноклассника
Бытовые приборы: сотовый телефон
Учимся писать: петелька внизу по образцу, орнамент
Бытовые приборы: холодильник,
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет одежды
Учимся писать: элемент буквы ЕБытовые приборы: телевизор
Дикие животные :заяц
Учимся писать: полуовал с палочкой
Экзотические животные: верблюд
Учимся писать: палочки с закруглениями внизу и вверху
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения места жительства
Учимся писать: различные сочетания закругленных элементов
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на члена семьи
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет мебели
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока сроки
Установление контакта с собеседником 02.09.15
Простейшие навыки общения: да, нет, хочу, не хочу 04.09.15
Учимся держать ручку 08.09.15
Простейшие навыки общения:Здравствуй, до свидания, мне нужна помощь 09.09.15
Упражнения на развитие мелкой моторики «кулачок-ладошка» 11.09.15
Простейшие навыки общения: зрительный контакт, выражение благодарности 15.09.15
Упражнение на развитие мелкой моторики «пальчики здороваются» 16.09.15
Простейшие навыки общения: используем мимику 18.09.15
Различение звуков окружающей действительности шуршание листьев, бумаги, ткани 22.09.15
Простейшие навыки общения: использование звучащего прдмета в коммуникации 23.09.15
Различение звуков окружающей действительности звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек 25.09.15
Простейшие навыки общения: использование предметного символа в коммуникации 29.09.15
Учимся рисовать доски к заборчику по шаблону 30.09.15
Простейшие навыки общения: использование графического изображения в коммуникации 02.10.15
Учимся писать палочки прямые по шаблону 06.10.15
Простейшие навыки общения: использование карточек с напечатанными словами 07.10.15
Кто и как подает голос (животные) 09.10.15
Простейшие навыки общения: используя компьютер 13.10.15
Учимся писать палочки с наклоном влево по шаблону 14.10.15
Реакция на свое имя, моя семья: мама, папа 16.10.15
Кто и как подает голос (звуки города) 20.10.15
Учимся писать: палочки с наклоном впарво по шаблону 21.10.15
Различение по голосу одноклассников 23.10.15
Различение по голосу учителей 27.10.15
Учимся писать: прямые палочки по заданному образцу 28.10.15
Узнавание и различие имен учителя и воспитателя 30.10.15
Кто и как подает голос ( большой- маленький, низкие и высокие звуки) 10.11.15
Узнавание и различие имен одноклассников 11.11.15
Учимся писать: палочки с наклоном влево по образцу 13.11.15
Посуда: ложки, вилки, 17.11.15
Учимся писать:палочки с наклоном вправо по образцу 18.11.15
Посуда: кастрюли 20.11.15
Упражнение на развитие мелкой моторики щелчки 24.11.15
Учимся писать: обведение по шаблону « овощи» 25.11.15
Мебель:парта, стул, 27.11.15
Учимся писать: обведение по шаблону « животные» 01.12.15
Мебель: кресло 02.12.15
Учимся писать: обведение по шаблону геометрические фигуры 04.12.15
Выделение первого звку в слове, гласные звуки А08.12.15
Овощи: огурец 09.12.15
Учимся писать: штриховка фигуры, обведенной по шаблону 11.12.15
Выделения первого звука в слове: гласные звуки У15.12.15
Овощи: помидор 16.12.15
Овощи: картофель 18.12.15
Учимся писать: штриховка самостоятельно нарисованной фигуры 22.12.15
Овощи:репа23.12.15
Выделения первого звука в слове: гласные звуки дифференциация АУ 25.12.15
Фрукты: яблоко 29.12.15
Учимся писать: рисование геометрических фигур по линейке 12.01.16
Последнего звука в слове гласные А13.01.16
Фрукты: слива 15.01.16
Учимся писать: обведение клеток по шаблону «стена» 19.01.16
Фрукты: банан 20.01.16
Учимся писать: крючки 22.01.16
Дни недели 26.01.16
Учимся писать:обведение клеток по образцу «стена» 27.01.16
Ягоды: черника 29.01.16
Учимся писать: обведение клеток по шаблону «ракета» 02.02.16
Ягоды: малина 03.02.16
Учимся писать: обведение клеток по образцу«ракета» 05.02.16
Выделения первого звука в слове: гласный И09.02.16
Домашние животные: кошка, 10.02.16
Учимся писать:различные сочетания палочек по шаблону 12.02.16
Домашние животные: собака 16.02.16
Учимся писать: различные сочетания палочек по образцу 17.02.16
Последнего звука в слове 19.02.16
Домашние животные: куры, 01.03.16
Учимся писать: овал 02.03.16
Дикие животные: медведь 04.03.16
Выделение последнего звука в слове согласные 09.03.16
Дикие животные: волк 11.03.16
Учимся писать: палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); 15.03.16
Выделение среднего звука в слове 16.03.16
Дикие животные :лиса 18.03.16
Учимся писать:полуовал22.03.16
Дикие животные Лось 23.03.16
Насекомые комары 25.03.16
Учимся писать: петельку вверху по шаблону 05.04.16
Насекомые мухи 06.04.16
Экзотические животные: лев 08.04.16
Учимся писать: петелька вверху по образцу 12.04.16
Экзотические животные: зебра 13.04.16
Учимся писать: петелька внизу по шаблону 15.04.16
Экзотические животные: жираф 19.04.16
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на имя ученика или его одноклассника 20.04.16
Бытовые приборы: сотовый телефон 22.04.16
Учимся писать: петелька внизу по образцу, орнамент 26.04.16
Бытовые приборы: холодильник, 27.04.16
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет одежды 29.04.16
Учимся писать: элемент буквы Е04.05.16
Бытовые приборы: телевизор 06.05.16
Дикие животные :заяц 10.05.16
Учимся писать: полуовал с палочкой 11.05.16
Экзотические животные: верблюд 13.05.16
Учимся писать: палочки с закруглениями внизу и вверху 17.05.16
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения места жительства 18.05.16
Учимся писать: различные сочетания закругленных элементов 20.05.16
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на члена семьи 24.05.16
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет мебели 25.05.16