Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация
Министерство общего и профессионального
образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Каменская специальная школа № 15»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Каменская специальная
школа № 15»
________________Т. А. Лещинская
М.П.
Приказ от _________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Уровень общего образования: начальное, класс: 1-б
Количество часов за год: 136, из них: уроков – 68 часов, самостоятельной работы - 68 часов. В неделю: 4 часа, из них: уроков – 2 часа, самостоятельной работы – 2 часа.
Учитель:
Рудакова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования.
2016-2017 учебный год
Оглавление
1.Планируемые предметные результаты освоения курса………………….с. 3
2.Содержание и структура учебного предмета, курса.
2.1.Содержание учебного предмета…………………………………….с. 4
2.2.Структура курса.……………………………………………………с. 5-7
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.
3.1.Календарно-тематическое планирование.………………………..с. 8-11
3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета……….…с. 12
Планируемые результаты освоения обучающимся программы
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Предметные результаты
Минимальный уровень: развитие у ребёнка слухового внимания и способности звукоподражания, правильное произношение звуков, соотнесение звуков с реальными объектами, называть знакомые предметы, родных, заучивание коротких фраз и стихов с отдельными звуками, постановка, коррекция и автоматизация проблемных звуков; умение правильно сидеть за столом, держать карандаш, ручку; подготовленность руки к письму; выделение предмета из группы данных, из группы однородных; группировка предметов по основному признаку (цвету, форме, величине)
Достаточный уровень: развитие у ребёнка слухового внимания и способности звукоподражания, правильное произношение звуков, соотнесение звуков с реальными объектами, заучивание коротких фраз и стихов с отдельными звуками, постановка, коррекция и автоматизация проблемных звуков; подготовленность к письму; умение правильно сидеть за столом, держать карандаш, ручку; обводить контур, раскрашивать рисунок; выделять предмет из группы данных, из группы однородных; группировка предметов по основному признаку (цвету, форме, величине); знание и узнавание геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), конструирование из геометрических фигур; выбор и группировка изображений предметов; группировка по цвету и размеру палочек или полос бумаги.
Личностные результаты:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие и освоение социальной роли обучающегося; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по «Коммуникации» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).Раздел «Развитие речи» средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной и экспрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, воспитание звуковой культуры речи (коррекция звукопроизношения); формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами, старательно подражая звукам. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение; предпосылки к осмысленному чтению и письму; начальные навыки чтения и письма; развитие внимания, памяти; подготовку руки к письму; развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, направленной на подготовку осознания образа буквы.
Структура учебного предмета, курса
№ Раздел Кол-во
часов Цель Задачи
1. Коммуникация Выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками.
Провести обследование общего развития психических процессов. Учить реагировать на своё имя; развивать понимание обращённой речи; понимание смысла графических изображений. Формировать указательные жесты, речевые навыки, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать умения повтора движений; повтора выражения эмоций лица, произношения звуков; учить различать звуки природы и голоса животных, отличать громкие от тихих; развивать мелкие мышцы рук; знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, проводить дидактические игры и игровые упражнения, значительное место отводить развитию речи. Учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные просьбы, инструкции, отвечать на вопросы; обобщать разные предметы в группы по общим признакам, выделять лишний предмет из группы в 4 предмета.
2 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Воспитание звуковой культуры речи, выявление и коррекция недостатков звукопроизношения, постановка и автоматизация проблемных звуков и сочетаний. Коррекция звукопроизношения: выявить проблемные звуки и провести работу по коррекции, постановки и автоматизации звуков. Проводить работу по соотнесению слова и картинки; также по формированию правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. (беседы; подражание звукам; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, напевание песенок); проводить упражнения для губ, языка, нёба, щек; развивать слуховое восприятие и речевой слух для усвоения звуков речи; учить различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д.
Подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития ребенка. Учить соотносить слово с картинкой; учить узнавать сказки по иллюстрациям, располагать в нужной последовательности сюжетные картинки к сказке.
3 Чтение и письмо Формирование интеллектуальной готовности к освоению грамоты, готовности к активному участию в учебных занятиях. Развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, направленную на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами; учить различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной Готовить руку к письму обводкой и штриховкой фигур. Штриховка в последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз.Проводить работу по подготовке к обучению письму. Первоклассник приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры.
Календарно-тематическое планирование по предмету
№ урока Тема Кол-во часов Дата
урок с. рабо-таПланир. Фактич.
1 Знакомство, наблюдение уровня развития психических процессов, речи, слухового внимания. Звуки окружающей действительности.
2 Звуки окружающей действительности. Диагностика развития.
3 Звуки окружающей природы. Тихие и громкие звуки.
4 Тихие и громкие звуки.
5 Голоса животных. Узнавание
6 Голоса животных. Подражание
7 Голоса животных. Подражание
8 Это я.
9 Моё лицо. Изучение.
Называние частей лица.
10 Моё лицо. Игра «Водичка, умой моё личико»
11 Зеркало. Изучение лица. Подражание выражению лица учителя.
12 Моя семья. Упражнения с фото: «Покажи себя», «Где мама?»
13 Моя семья. Упражнения с фото: «Где папа?», «Кто это?»
14 Чтение учителем сказки «Колобок». Соотнесение звука с изображением предмета или существа. Различение звуков по громкости.
15 Чтение сказки «Теремок». Соотнесение звука с изображением предмета или существа.
16 Чтение и разбор сказки «Маша и Медведь»
17 Чтение и разбор сказки К. Чуковского «Айболит» 18 Кукольная инсценировка учителем сказки «Три медведя» 19 Игры: «Дуем в дудочку», «Надуй шарик»
20 Игры с языком и губами, артикуляционная гимнастика. 21 Произношение лепетных слов: ля-ля-ля-ля…
Топ-топ… Бах. (называние предметов словами в случае владения словарной речью) 22 Произношение лепетных слов: па-па-па-па…
Пи-пи-пи… Па-па. (называние предметов словами в случае владения словарной речью) 23 Произношение лепетных слов: ба-ба-ба… би-би-би… Ба-ба, ку-ку… (называние предметов словами в случае владения словарной речью) 24 Произношение лепетных слов: ма-ма-ма-ма… ам-ам-ам… Ма-ма (называние предметов словами в случае владения словарной речью) 25 Произношение лепетных слов: ма-ма, па-па, ба-ба, тё-тя…(называние предметов и животных словами в случае владения словарной речью) 26 Произношение отдельных слов: тётя, дядя, дед, на, дай …(называние природных предметов, явлений и живых существ словами в случае владения словарной речью) 27 Произношение отдельных слов: ля-ля, дядя, пить, петь, сок…(называние природных предметов, явлений и живых существ словами в случае владения словарной речью) 28 Развитие понимания обращённой речи, показ различных действий. Пальчиковая гимнастика.
2 29 Развитие понимания обращённой речи, показ различных действий, выполнение просьб.
2 30 Игра «Что делает?» Игры с пальчиками.
2 31 Знакомство с прилагательными размера.
2 32 Знакомство с прилагательными цвета Игра «Что лишнее?».
33 Изучение цветов. Игра «Что лишнее?»
34 Изучение цветов. Игра «Покажи такого»
35 Чтение учителем потешек А. Барто.
Игры с пальчиками.
36 Чтение потешек и коротких стихов. Заучивание простого четверостишья. Игры с пальчиками. 37 Заучивание простого четверостишья, сопровождая его жестами. 38 Изучение группы предметов на тему «Посуда» Игра «Что лишнее?»
39 Изучение группы предметов на тему «Продукты» Игра «Что лишнее?»
40 Изучение группы предметов на тему «Одежда» Игра «Что лишнее?»
41 Изучение группы предметов на тему «Игрушки». Игра «Что лишнее?»
42 Изучение группы предметов на тему «Учебные вещи». Игра «Что лишнее?»
44 Пальчиковая гимнастика. Штриховка рисунка фигур в разных направлениях.
2 45 Графический вид печатной буквы А. Рисование буквы
46 Графический вид печатной буквы А. Лепка букв А, а. Узнавание букв А, а.
47 Соотнесение букв А, а со звуком. Пропевание.
48 Графический вид печатной буквы У. Рисование буквы
49 Графический вид печатной буквы У. Лепка букв У, у. Узнавание букв А, а, У, у. 50 Соотнесение букв А, У со звуком. Пропевание.
51 Графический вид печатной буквы М. Рисование буквы 52 Графический вид печатной буквы М. Лепка букв М, м. Узнавание и называние звуком букв М, м.
53 Упражнения для глаз. Узнавание и называние звуком букв а, у, м.
54 Штриховка разных фигур и изученных букв.
55 Составление слогов с изученными буквами. Письмо по обводке элементов буквы а
56 Письмо по обводке строчной буквы а. Придумывание слов со звуком а
57 Составление из разрезной азбуки слогов с изученными буквами. Письмо по обводке элементов буквы у.
58 Составление из разрезной азбуки слогов с изученными буквами. Письмо по обводке строчной буквы у.
59 Письмо по обводке строчных букв а, у. Придумывание слогов и слов с буквами а, у
60 Составление из разрезной азбуки слогов с изученными буквами. Письмо буквы м, слогов с буквой м.
61 Придумывание слогов и слов с буквами а, у, м. Составление из разрезной азбуки слогов и запись по обводке слогов ам, ум; ма, му.
62 Повторение изученного. Итоговый контроль.
63 Повторение изученного.
Итоговая диагностика.
Итого: График и виды контроля учебного предмета, курса
№ урока Тема Вид контроля Дата
1-2 Комплексное обследование
предваряющий 62-63 Итоговая диагностика.
итоговый Рекомендована к утверждению Согласовано
протокол заседания заместитель директора по УР
методического объединения ___________________подпись
учителей _______________ М.Ф. Мухаева
от ________ № ____________
_________________________ дата ___________
Подпись руководителя МО
_________________________
В.И.Надежина