Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся I — IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).


Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативнаякоммуникация» для обучающихся I - IV классов с умеренной и тяжёлойумственной отсталостью, с ТМНР разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
- Учебного плана МБОУ СОШИ на 2017 – 2018 учебный год;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШИ г. Кизела.
В последние годы в России по разным причинам наблюдается ростчисла детей, имеющих нарушения в развитии. Изменяется и качественныйсостав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений для детей с интеллектуальными нарушениями (умственнойотсталостью). Становится всё больше детей с умеренной и тяжёлой формамиинтеллектуального недоразвития, ранее обучающихся по программе«Особый ребёнок».
Растёт интерес к проблеме помощи детям с ограниченнымивозможностями здоровья, а именно их социализации в современном миречерез привитие им норм социально-адекватного поведения, развития навыковсамообслуживания, приучения к элементарным формам труда, повышенияуровня коммуникативной компетентности. Но при реализации этих задачпедагоги часто сталкиваются с трудными проблемами: недостаточнаясформированность навыков межличностного общения, отсутствиепотребности в таком общении, обусловленное узостью социальныхконтактов, заниженной или завышенной самооценкой, неадекватнымвосприятием других людей, а также часто грубым системным недоразвитиемречи.
Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характеренряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность вповедении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональнаяистощаемость, грубое недоразвитие речи и всех её функций:коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей стяжёлыми и множественными нарушениями развития устная речьотсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающимисильно затруднено либо невозможно.
Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации иадаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детейиспользованию альтернативных и вспомогательных средств коммуникации(жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучениевыстраивается таким образом, чтобы невербальные средства сталипредпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствамиобщения. А для той категории детей, которая не овладеет словеснымисредствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путём в организации и успешной социализации в обществе.Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации иобучая детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, педагогикомпенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности,помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания ипросьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельностидетей.
При обучении безречевых детей педагоги также сталкиваются спроблемой нехватки программ обучения и воспитания детей с тяжёлойстепенью умственной отсталости. Существующие программы весьмасхематичны, и это даёт возможность практикам применять их творчески,адаптировать к конкретному составу обучаемой группы.
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативнаякоммуникация» с использованием программы Макатон для обучающихся I –IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 2)направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, ихсоциализацию в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, повышение уровня коммуникативнойкомпетентности. Основой программы коррекционных занятий являетсяуникальная языковая программа Макатон, которая может применяться каксистемный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, какисточник высокофункционального лексикона для детей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.
Цель коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»: формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств программы Макатон, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие основные задачи:
1) Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации иобщения – вербальными и нeвeрбальными.
2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации впрактике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решениясоответствующих возрасту житейских задач.
3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познаниемокружающего мира, личным опытом ребёнка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательнойдеятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторногоразвития.
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативнаякоммуникация» с использованием программы Макатон для обучающихся I –IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью имеетметодологические и теоретические основания. В качестве одного из такихоснований могут выступать принципы, определяющие построение,реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип сотрудничества с семьёй - признание семьи как важногоучастника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние напроцесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество;
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивныйподход;
- принцип обходного пути – опора на сохранное звено психическойфункции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;
- принцип поэтапного формирования мыслительных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала сучётом «зоны ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного,динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушенийво взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка иситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменениесодержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы взависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всёмпротяжении обучения ребёнка с учётом изменений его личности;
- принцип комплексности - воздействие осуществляется на веськомплекс речевых и неречевых нарушений.
Содержание программы
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: «Жесты, символы и их значение», «Мимика и её роль в общении», «Жесты и символы: «Основные нужды»», «Я – ребёнок», «Ребёнок в семье», «Ребёноки улица, повседневные действия» и другие.
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжёлой умственнойотсталостью каждого года обучения осуществляется по этапам.
Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.
На подготовительном этапе проводится обследование учащихся,уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья.
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков,необходимых для формирования коммуникативной деятельности.Развиваются коммуникативные способности для последующей социализациии адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулированияречевого развития.
На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитиевнимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения иречи.
Направления работы коррекционного этапа:
1. Развитие способности к использованию невербальныхкомпонентов коммуникации.
Задачи:
расширять рамки коммуникации с окружающими;
дать представления о невербальных средствах коммуникации;
развивать невербальные компоненты коммуникации.
Приёмы:
развитие понимания жестов и выразительных движений (указательныйжест, кивок и покачивание головой и т.д.);
выполнение действий по невербальной инструкции;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простыеситуативные вопросы;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);
развитие мимики и жеста;
жестовое приветствие и прощание;
выполнение имитирующих движений;
понимание и использование символов, картинок, рисунков.
2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук иартикуляционной моторики.
Задачи:
развивать мелкую моторику рук, чёткую артикуляционнуюкинестезию, тактильную память;
формировать представления о схемах лица и тела;развивать подвижность речевой мускулатуры;
обучить восприятию артикуляционных укладов звуков путём развитиязрительно – кинестетических ощущений.
Приёмы:
массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
активизация пассивных и активных движений рук;
артикуляционная и мимическая гимнастика.
3. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
формировать первичные коммуникативные навыки и лексику наматериале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевыекомплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов,обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приёмы:
узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,животные, люди);
показ картинок с изображением предметов, относящихся копределённым категориям, различающимся по признакам;
автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов(да, нет, хочу, могу, буду);
выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтныхобозначений;
побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективныхвосклицаний;
активизация потребности в речевых высказываниях; развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведённой коррекционной работыосуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативныхспособностей.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность,обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подходпозволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливаетсяэмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение,развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировкавосприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов.Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание ипотребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речипозволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность длядальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.
Место предмета в учебном плане.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часов вучебном году в первом классе (2 часа в неделю), 68 часов во II – IV классах(2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповыхзанятий в первую половину дня. Занятия каждой группы ииндивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. На индивидуальныезанятия отводится 15 минут на каждого обучающегося. На занятия сгруппой обучающихся 25-30 минут.
Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 2-4 обучающихся.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основнойобщеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы.
У обучающихся будут сформированы:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую речь, понимать смыслдоступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации впроцессе общения:
использовать предметы для выражения потребностей путём указанияна них жестом;
использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачисообщений;
использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явленияприроды, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям учащихся.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов играфических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативныхситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы,материалы, люди, животные и т.д.);
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Наглядно-демонстрационный материал.
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графическиеизображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинкиразличной тематики для развития речи.
Учебный план
Первый класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
I четверть (16 часов)
Обследование учащихся – 4 час.
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» - 3 час.
Мимика и её роль в общении –3 час.
Жесты и символы: «Основные нужды» - 6 час.
II четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Основные нужды» – 11 час.
Жесты и символы: «Повседневные действия» - 5 час.
III четверть (20 часов)
Жесты и символы: «Я – ребёнок» - 7 час.
Жесты и символы: «Ребёнок в семье» - 9 час.
Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 4 час.
IV четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Ребёнок и улица, повседневные действия» - 8 час.
Жесты и символы: «Ребёнок в школе» -5 час.
Обследование учащихся – 3 час.
Второй класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
I четверть (16 часов)
Обследование учащихся – 4 час
Жесты и символы: «Ребёнок и семья» - 10 час.
Жесты и символы: «Ребёнок и домашние животные» - 2 час.
II четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 3 час.
Жесты и символы: «Еда» - 8 час.
Жесты и символы: «Привычное окружение» - 5 час.
III четверть (20 часов)
Жесты и символы: «Еда» - 7 час.
Жесты и символы: «В столовой» -7 час.
Жесты и символы: «Привычное окружение» - 6 час.
IV четверть (16 часов)
Жесты и символы: «В школе» - 6 час.
Жесты и символы: «Свойства объектов» - 6 час.
Обследование учащихся – 4 час.
Третий класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
I четверть (16 часов)
Обследование учащихся – 4 час.
Жесты и символы: «Ближайшее окружение» - 4 час.
Жесты и символы: «Развлечение на улице» - 3 час.
Жесты и символы: «Животные» - 5 час.
II четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Свойства объектов» - 5 час.
Жесты и символы: «Еда - поощрение» - 4 час.
Жесты и символы: «Повседневные действия» - 7 час.
III четверть (20 часов)
Жесты и символы: «Повседневные действия» - 7 час.
Жесты и символы: «Животные» - 6 час.
Жесты и символы: «Транспорт» - 7 час
IV четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Движение на транспорте» - 9 час.
Жесты и символы: «Признаки принадлежности» - 4 час.
Обследование учащихся – 3 час.
Четвёртый класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
I четверть (16 часов)
Обследование учащихся – 3 час.
Жесты и символы: «В школе» - 6 час.
Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 7 час.
II четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Работа» - 4 час.
Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 7 час.
Жесты и символы: «Еда» - 5 час.
III четверть (20 часов)
Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 8 час.
Жесты и символы: «Еда» - 7 час.
Жесты и символы: «Пространственные ориентиры» - 5 час.
IV четверть (16 часов)
Жесты и символы: «Привычное окружение» -6 час.
Жесты и символы: «Ребёнок дома» - 7 час.
Обследование учащихся – 3 час.
Календарно-тематическое планирование на I класс (68 часов в год)
№ Дата Тема раздела Часы Темы занятий Цель и задачи Материалы иоборудование
1 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 Обследованиеобщего развитияобучающихся. 4 1.Изучение медицинских карт,сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.
2.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
3. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация движений.
-мимика.4. Обследование психических процессов. Цель:Провести первичную(скрининговую) диагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
2 Начинаемобщаться: «Жесты,символы и ихзначение» 3 1.Жесты, символы и их значение.
2. Жест и символ «Здравствуй,привет»
3. Жест и символ «До свидания, пока» Цель:Расширить рамкикоммуникации сокружающими.Задачи:1.Ввести понятие «жест», «символ», объяснить их значение.
2.Расширить рамкислухового восприятия.3.Развивать мелкуюмоторику рук. Наглядно -дидактическиепособия,символы,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры.
3 Мимика и её роль в общении. 3 1. Положительные эмоции налице (радость, восторг).
2. Положительные эмоции налице (грусть, удивление,огорчение).
3. Отрицательные эмоции налице (страх, злость, стеснение,стыд, отвращение). Цель:Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:1.Ввести понятие «мимика».2.Учить использоватьдоступную мимикудля передачи сообщений.3.Учить пониматьэмоциональные реакцииокружающих, правильно на них реагировать.
4.Научить распознавать эмоции. Карточки сэмоциями,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 Жесты и символы:«Основные нужды» 6 1.Знакомство с жестом исимволом «Есть/кушать»
2.Знакомство с жестом исимволом «Пить»
3.Ситуация «Я хочу есть»
4.Ситуация «Я хочу пить»
5.Знакомство с жестом исимволом «Да»
6.Знакомство с жестом исимволом «Нет» Цель:Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.2. Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки.5.Автоматизироватьв диалогической речи коммуникативно-значимые слова (да, нет и т.д.) Сюжетныекартинки,символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры
2 четверть 16 часов (2 часа в неделю)
1 Жесты и символы«Основные нужды» 11 1.Повторение жеста и символа«Я хочу есть»
2. Знакомство с жестом исимволом «Еда»
3. Знакомство с жестом исимволом «Печенье»
4. Повторение жеста и символа«Я хочу пить»
5. Знакомство с жестом исимволом «Вода/питьевая»
6. Знакомство с жестом исимволом «Мыть/Мыть руки»
7. Знакомство с жестом исимволом «Кран»
8. Знакомство с жестом исимволом «Мыться/Приниматьдуш»
9. Знакомство с жестом исимволом «Туалет»
10. Ситуация «Я хочу втуалет»
11. Ситуация «В столовой» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формироватьпервичные коммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры,стимульныйматериал.
2 Жесты и символы«Повседневныедействия» 5 1. Знакомство с жестом исимволом «Вставать»2. Знакомство с жестом исимволом «Сидеть/Садиться»3. Знакомство с жестом и символом «Давать»4-5. Повторение Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры.
3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)
1 Я - ребёнок 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Я, мне»2. Знакомство с жестом исимволом «Ты, тебе»3. Знакомство с жестом исимволом «Дом/свой дом»4. Знакомство с жестом исимволом «Хороший/Хорошо»5. Знакомство с жестом исимволом «Плохой/Плохо»6. Знакомство с жестом исимволом «Молодец»
7. Повторение Цель:
Учить овладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.2.Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 Ребёнок в семье 9 1. Знакомство с жестом исимволом «Мама»
2. Знакомство с жестом исимволом «Папа»
3. Знакомство с жестом исимволом «Бабушка»
4. Знакомство с жестом исимволом «Брат»
5. Знакомство с жестом исимволом «Сестра»
6. Сюжетно-ролевая игра«Моя семья»
7. Знакомство с жестами исимволами «Кровать», «Спать»
8. Знакомство с жестом исимволом «Диван»
9. Повторение Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,фотографии,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 Ребёнок и его игрушки 4 1. Знакомство с жестом исимволом «Кукла»
2. Знакомство с жестом исимволом «Кубики»
3. Знакомство с жестом исимволом «Мяч»
4.Повторение Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,игрушки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 четверть 16 часов (2 часа в неделю)
1 Ребёнок и улица,повседневныедействия 8 1. Знакомство с жестом исимволом «Идти/Иди сюда»
2. Знакомство с жестом и
символом «Стоять»
3. Знакомство с жестом исимволом «Смотреть/Видеть»
4. Знакомство с жестом исимволом «Машина»
5. Знакомство с жестом исимволом «Автобус»
6. Повторение жеста и символа«Дом/Свой дом»
7. Знакомство с жестом исимволом «Одеваться»
8. Знакомство с жестом исимволом «Раздеваться» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации)
2 Ребёнок в школе 5 1. Знакомство с жестом исимволом «Стол»
2. Знакомство с жестом исимволом «Стул»
3. Знакомство с жестом исимволом «Ещё»
4. Знакомство с жестом исимволом «Да, нет»
5. Знакомство с жестом исимволом «Пожалуйста,спасибо» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры
3 Обследование речиобучающихся 3 1.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
2. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация
движений.
- артикуляционная моторика;
-мимика.3. Понимание и использованиеальтернативных средствкоммуникации. Цель:
Провести итоговуюдиагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
Календарно-тематическое планирование на II класс (68 часов в год)
№ Дата Тема раздела Часы Темы занятий Цель и задачи Материалы иоборудование
1 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 Обследованиеобщего развитияобучающихся. 4 1.Изучение медицинских карт,сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.
2.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
3. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация движений.
-мимика.4. Обследование психических процессов. Цель:Провести первичную(скрининговую) диагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
2 Ребёнок и семья. 10 1.Повторение жестов исимволов «Дом, мама, папа»2. Повторение жестов исимволов «Брат, сестра,бабушка»3. Знакомство с жестом исимволом «Дедушка»
4. Знакомство с жестом исимволом «Мужчина/Дядя»5. Знакомство с жестом исимволом «Женщина/Тётя»6. Знакомство с жестом исимволом «Мальчик»
7. Знакомство с жестом исимволом «Девочка»8 Знакомство с жестом исимволом «Малыш»
9-10. Сюжетно-ролевые игры«Моя семья» Цель:Расширить рамкикоммуникации сокружающими.Задачи:1.Ввести понятие «жест», «символ», объяснить их значение.
2.Расширить рамкислухового восприятия.3.Развивать мелкуюмоторику рук. Символы,рисунки,фотографии,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Ребёнок идомашниеживотные» 2 1. Знакомство с жестом исимволом «Кошка»
2. Знакомство с жестом исимволом «Собака» Цель:
Учитьовладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2. Учить соотносить жест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4. Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 четверть 16 часов (2 часа в неделю)
1 «Ребёнок и егоигрушки» 3 1-2.Повторение жестов исимволов «Кукла, кубики, мяч»3. Игры с предметами. Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формироватьпервичные коммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 «Еда» 8 1. Знакомство с жестом исимволом «Хлеб»
2. Знакомство с жестом исимволом «Суп»
3. Знакомство с жестом исимволом «Яблоко»
4. Знакомство с жестом символом «Макароны»
5. Знакомство с жестом исимволом «Пирог»
6. Знакомство с жестом исимволом «Молоко»
7. Знакомство с жестом исимволом «Чай»
8. Сюжетно-ролевая игра«Накрываем на стол» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры.
3 «Привычноеокружение» 5 1. Знакомство с жестом исимволом «Дверь»
2. Знакомство с жестом исимволом «Окно»
3. Знакомство с жестом исимволом «Телевизор»
4. Знакомство с жестом исимволом «Свет/Лампа»
5. Знакомство с жестами исимволами «Телефон»,«Звонить (по телефону)» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)
1 «Еда» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Каша»
2. Знакомство с жестом исимволом «Банан»
3. Знакомство с жестом исимволом «Картошка»
4. Знакомство с жестом исимволом «Йогурт»
5. Знакомство с жестом исимволом «Яйцо»
6. Знакомство с жестом исимволом «Сок»
7. Сюжетно-ролевая игра
«Накрываем на стол». Цель:
Учить овладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.2.Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 «В столовой» 7 1. Знакомство с жестом символом «Тарелка»
2. Знакомство с жестом исимволом «Ложка»
3. Знакомство с жестом исимволом «Вилка»
4. Знакомство с жестом исимволом «Чашка»
5. Знакомство с жестом исимволом «Нож»
6. Знакомство с жестом исимволом «Резать (ножом)»
7. Сюжетно-ролевая игра«Накрываем на стол» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,фотографии,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Привычноеокружение» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Птица»
2. Знакомство с жестом исимволом «Дерево»
3. Знакомство с жестом исимволом «Цветок»
4.Повторение жестов исимволов «Собака», «Кошка»
5-6.Сюжетно-ролевые игры Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,игрушки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 «В школе» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Книга»
2. Знакомство с жестом исимволом «Где?»
3. Знакомство с жестом исимволом «Что?»
4. Знакомство с жестом исимволом «Здесь»
5. Знакомство с жестом исимволом «Там»
6. Знакомство с жестом исимволом «И (союз)» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации)
2 «Свойстваобъектов» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Тёплый»
2. Знакомство с жестом исимволом «Горячий»
3. Знакомство с жестом исимволом «Холодный»
4. Знакомство с жестом исимволом «Чистый»
5. Знакомство с жестом исимволом «Грязный»
6.Сюжетно-ролевая игра Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры
3 Обследование обучающихся 4 1.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
2. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация
движений.
- артикуляционная моторика;
-мимика.3. Понимание и использованиеальтернативных средствкоммуникации. Цель:
Провести итоговуюдиагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
Календарно-тематическое планирование на III класс (68 часов в год)
№ Дата Тема раздела Часы Темы занятий Цель и задачи Материалы иоборудование
1 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 Обследованиеобщего развитияобучающихся. 4 1.Изучение медицинских карт,сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.
2.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
3. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация движений.
-мимика.4. Обследование психических процессов. Цель:Провести первичную(скрининговую) диагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
2 «Ближайшееокружение» 4 1. Знакомство с жестом исимволом «Дедушка»
2. Знакомство с жестом исимволом «Няня»
3. Знакомство с жестом исимволом «Воспитатель»
4. Знакомство с жестом исимволом «Человек» Цель:
Учитьовладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2. Учить соотносить жест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4. Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки, фотографии,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Развлечения на улице» 3 1. Знакомство с жестом исимволом «Качели (1)»,«Качели (2)»
2. Знакомство с жестом исимволом «Песок»,«Песочница»
3. Знакомство с жестом исимволом «Вода» Цель:
Учитьовладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2. Учить соотносить жест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4. Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 «Животные» 5 1. Знакомство с жестом исимволом «Медведь»2. Знакомство с жестом исимволом «Корова»
3. Знакомство с жестом исимволом «Лошадь»
4. Знакомство с жестом исимволом «Свинья»
5. Знакомство с жестом исимволом «Коза» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формироватьпервичные коммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 «Свойстваобъектов» 5 1. Повторение жестов исимволов «Тёплый, горячий,холодный»2. Повторение жестов исимволов «Чистый, грязный»3. Знакомство с жестом исимволом «Большой»
4. Знакомство с жестом исимволом «Маленький»
5. Обобщение понятий Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры
2 «Еда - поощрение» 4 1. Знакомство с жестом исимволом «Конфета»
2. Знакомство с жестом исимволом «Шоколад»
3. Знакомство с жестом исимволом «Мороженое»
4. Знакомство с жестом исимволом «Чипсы» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры.
3 «Повседневныедействия» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Бежать»
2. Знакомство с жестом исимволом «Прыгать»
3. Знакомство с жестом исимволом «Лазать»
4. Знакомство с жестом исимволом «Ломать»
5. Знакомство с жестом исимволом «Плавать»
6. Знакомство с жестом исимволом «Сейчас»
7. Знакомство с жестом исимволом «Извините» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)
1 «Повседневныедействия» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Ждать»
2. Знакомство с жестом исимволом «Гулять»
3. Знакомство с жестом исимволом «Играть»
4. Знакомство с жестом исимволом «Качаться»
5. Знакомство с жестом исимволом «Копать»
6. Знакомство с жестом исимволом «Знать»
7. Сюжетно-ролевая игра Цель:
Учить овладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.2.Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 «Животные» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Рыба»
2. Знакомство с жестом исимволом «Утка»
3. Знакомство с жестом исимволом «Курица»
4. Знакомство с жестом исимволом «Петух»
5. Знакомство с жестом исимволом «Мышь»
6. Сюжетно-ролевая игра Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,фотографии,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Транспорт» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Корабль»
2. Знакомство с жестом исимволом «Поезд»
3. Знакомство с жестом исимволом «Самолёт»
4. Знакомство с жестом исимволом «Велосипед»
5. Знакомство с жестом исимволом «Метро»
6. Знакомство с жестом исимволом «Трамвай»
7. Знакомство с жестом исимволом «Троллейбус» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,игрушки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 «Движение натранспорте» 9 1. Знакомство с жестом исимволом «Ехать»
2. Знакомство с жестом исимволом «Ехать на лошади»
3. Знакомство с жестом исимволом «Ехать на машине»
4. Знакомство с жестом исимволом «Ехать на автобусе»
5. Знакомство с жестом и символом «Ехать натроллейбусе»6. Знакомство с жестом исимволом «Ехать на трамвае»7. Знакомство с жестом исимволом «Ехать навелосипеде»8. Знакомство с жестом исимволом «Куда?»
9.Сюжетно-ролевая игра Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации)
2 «Признакипринадлежности» 4 1. Знакомство с жестом исимволом «Мой»
2. Знакомство с жестом исимволом «Твой»
3. Знакомство с жестом исимволом «У меня/тебя есть»
4. Сюжетно-ролевая игра Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры
3 Обследование обучающихся 3 1.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
2. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация
движений.
- артикуляционная моторика;
-мимика.3. Понимание и использованиеальтернативных средствкоммуникации. Цель:
Провести итоговуюдиагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
Календарно-тематическое планирование на IV класс (68 часов в год)
№ Дата Тема раздела Часы Темы занятий Цель и задачи Материалы иоборудование
1 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 Обследованиеобщего развитияобучающихся. 3 1.Изучение медицинских карт,сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.
2.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
3. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация движений.
-мимика.4. Обследование психических процессов. Цель:Провести первичную(скрининговую) диагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.
2 «В школе» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Школа»
2. Знакомство с жестом исимволом «Учитель»
3. Знакомство с жестом исимволом «Учить/Учиться»
4. Знакомство с жестом исимволом «Читать»
5. Знакомство с жестом исимволом «Писать»
6. Знакомство с жестом исимволом «Думать» Цель:
Учить овладевать невербальными средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.
2. Учить соотносить жест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4. Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы, рисунки, техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Предметы и видыдеятельности» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Музыка»
2. Знакомство с жестом исимволом «Петь»
3. Знакомство с жестом исимволом «Танцевать»
4. Знакомство с жестом исимволом «Рисовать»
5. Знакомство с жестом исимволом «Ключ»
6. Знакомство с жестом исимволом «Ручка»
7. Знакомство с жестом исимволом «Карандаш» Цель:
Учить овладевать невербальными средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2. Учить соотносить жест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4. Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 «Работа» 4 1. Знакомство с жестом исимволом «Работа»
2. Знакомство с жестом исимволом «Работать»
3. Знакомство с жестом символом «Делать»
4. Знакомство с жестом исимволом «Мастер» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры
2 «Предметы и видыдеятельности» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Шкаф»
2. Знакомство с жестом исимволом «Коробка»
3. Знакомство с жестом исимволом «Бумага»
4. Знакомство с жестом исимволом «Ножницы»
5. Знакомство с жестом исимволом «Краска»
6. Знакомство с жестом исимволом «Красить/Раскрашивать»
7. Знакомство с жестом исимволом «Резать(ножницами)» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы, рисунки,техническиесредстваобучения (презентации),дидактическиеигры.
3 «Еда» 5 1. Знакомство с жестом исимволом «Бутерброд»2. Знакомство с жестом исимволом «Колбаса»
3. Знакомство с жестом исимволом «Масло»
4. Знакомство с жестом исимволом «Котлета»
5. Знакомство с жестом исимволом «Компот» Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)
1 «Предметы и видыдеятельности» 8 1. Знакомство с жестом исимволом «Клей»
2. Знакомство с жестом исимволом «Картинка»
3. Знакомство с жестом исимволом «Клеить»
4. Знакомство с жестом исимволом «Лепить»
5. Знакомство с жестом исимволом «Иголка»
6. Знакомство с жестом исимволом «Нитка»
7. Знакомство с жестом исимволом «Шить»
8. Знакомство с жестом исимволом «Строить» Цель:
Учить овладевать невербальными(альтернативными)средствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.2.Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
2 «Еда» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Фрукты»
2. Знакомство с жестом исимволом «Ягоды»
3. Знакомство с жестом исимволом «Помидор»
4. Знакомство с жестом исимволом «Огурец»
5. Знакомство с жестом исимволом «Овощи»
6. Знакомство с жестом исимволом «Салат»
7. Знакомство с жестом исимволом «Рис» Цель:
Учить овладеватьневербальными(альтернативными)средствамикоммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,фотографии,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
3 «Пространственныеориентиры» 5 1. Знакомство с жестом исимволом «В»
2. Знакомство с жестом исимволом «На»
3. Знакомство с жестом исимволом «Под»
4. Знакомство с жестом исимволом «Верх»
5. Знакомство с жестом исимволом «Низ» Цель:
Учить овладеватьневербальнымисредствами коммуникации.Задачи:
1. Учить использоватьдоступные жестыдля передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.4.Формироватьпервичныекоммуникативныенавыки. Символы,игрушки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры.
4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)
1 «Привычноеокружение» 6 1. Знакомство с жестом исимволом «Снаружи/Наулице»2. Знакомство с жестом исимволом «Друг»
3. Знакомство с жестом исимволом «Дети»
4. Знакомство с жестом исимволом «Имя»
5. Знакомство с жестом исимволом «Мы», «Они»
6. Знакомство с жестом исимволом «Как дела?» Цель:
Учить овладеватьневербальнымисредствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жестыдля передачисообщений.2.Учить соотноситьжест со словом.3.Развивать пониманиеситуативной ибытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативныенавыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации)
2 «Ребёнок дома» 7 1. Знакомство с жестом исимволом «Мыло»
2. Знакомство с жестом исимволом «Полотенце»
3. Знакомство с жестом исимволом «Раковина»
4. Знакомство с жестом исимволом «Баня»
5. Знакомство с жестом исимволом «Печка»
6. Знакомство с жестом исимволом «Посуда»
7. Знакомство с жестом исимволом «Накрывать настол» Цель:
Учить овладеватьневербальнымисредствами коммуникации.Задачи:
1.Учить использоватьдоступные жесты для передачи сообщений.
2.Учить соотноситьжест со словом.
3.Развивать пониманиеситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичныекоммуникативные навыки. Символы,рисунки,техническиесредстваобучения(презентации),дидактическиеигры
3 Обследование обучающихся 3 1.Обследование речи:
-понимание обращённой речи.
- внятность речи.
-лексический строй речи.
2. Психомоторное развитие:
-мелкая моторика рук.
-общая координация
движений.
- артикуляционная моторика;
-мимика.3. Понимание и использованиеальтернативных средствкоммуникации. Цель:
Провести итоговуюдиагностику. Логопедическиеальбомы,наглядно-дидактическиепособия,дидактическиеигры.