Конспект урока Пейзажная живопись на уроке развития речи. Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь
Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5-й класс. Устное и письменное описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Цель:
Показать учащимся художественные достоинства картины.
Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели и задач урока
II. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение - Григ или Чайковский)
1)Без березы не мыслю России,Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иныеОт берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)
2)И стоит берёза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огнеА заря, лениво обходя кругом,Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
3) Белая берёза -Русская земля!И печаль, и радость,И любовь моя. (П.Кудрявцев)
4 Новый, новый у берёз наряд,Искры, искры, серебром горят.Ветер, ветер заметает след,Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)
5) В ней столько нежности и силы.Смотрю, восторга не тая.В берёзке - вся моя РоссияИ песня русская моя. (Г.Шилов)
III. Первичное восприятие картины
Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.
IV. Этимологическая страничка
Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.
Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.
Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.
Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.
V. Рассказ о художнике (подготовленный ученик).
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.
Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.
Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
VI. Беседа по картине
Учитель:
- Одно из лучших полотен Грабаря "Февральская лазурь" поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.
Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал:
Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.
Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие.
Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной.
Читает подготовленный ученик:
“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! “Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я.
Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
Ответы учащихся на вопросы:
- Какой день изобразил художник?
- Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?
- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
- Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?
- Что можно сказать о других березках?
- Что виднеется на горизонте?
- Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?
- Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
- Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?
- Какова основная мысль этого пейзажа? (упр.342 – прочитать)
VII. Составление плана описания картины
1) Предмет описания в сочинении.
2) Что я вижу на картине?
Февральский день.
Небо.
Снег.
Береза-красавица.
Другие берёзки.
Кустарник на горизонте.
3) Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
4) Объяснить название картины.
5) Какое настроение вызывает пейзаж?
VIII. Словарно-орфографическая работа
Передо мной прекрасная репродукция картины. Всё в ней просто и бесподобно. Изображён, изумительный день, благодатная погода. На небе ни облачка. Лазоревое, голубизной, светло--голубое, бесконечность. Сиреневый, искрится, сверкает. Ветвистая береза-красавица, жемчужная белизна, прошлогодняя листва, на верхушке красно-коричневого цвета. Обыкновенные, менее величественные. По линии горизонта виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник. Красоту природы, поражает сияние. Фантастическую красоту, основной цвет. Радостное и праздничное настроение.
XI. Чтение образца
Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.
На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.
Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".
Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.
XII. Написание сочинений
13PAGE 15
13PAGE 14115
dЗаголовок 12`Заголовок 3Ў:15L
Обычный (Web)BНижний колонтитул,Номер страницыUserHD:\Users\Ira\RUSSK5\Пейзажная живопись на уроке развития речиГрабарь.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanArial Unicode MSCourier New)Пейзажная живопись на уроке развития речи