Полный конспект урока Описание картины И.Грабаря Февральская лазурь 5 класс
Урок развития речи по картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь».
Форма: работа творческих групп. Решение проектной задачи.
Цель:
Мотивационно-целевой этап.
Ввод в затруднение. (Фиксация затруднения, установление причин затруднения).
Посмотрите на картину. Послушайте отрывок из сочинения ученика по этой картине.
« Перед нами картина. На ней зима, февраль. Вверху небо слабо-голубенькое. Снег тоже занимает место на фоне. В заде березы есть ее подруги березки».
Поделитесь своими впечатлениями от этого отрывка. Что не понравилось? Почему сочинение не получилось? Что не учел автор сочинения?
Что должны сделать мы? Поставьте цель на урок.
Как будем добиваться цели?
Построение плана достижения цели. определение средств - алгоритмы, модели.
Проектная задача - задача, которая решается во время урока. Через выполнение определенных заданий и действий получается ещё никогда не существовавший в практике ребёнка результат (продукт). В ходе решения задачи происходит качественное самоизменение группы детей.
Процессуальный этап – разрешение возникшего противоречия
Результатом решения проектной задачи является продукт деятельности: памятка с историей картины, планом, опорными словами.
Работа групп.
1 группа. Найдите в интернете картины художника И.Э. Грабаря. Составьте зрительный ряд «В мастерской художника». Представьте его ребятам. Алгоритм работы.
Создать папку на рабочем столе «Картины Грабаря».
Зайти на сайт
igor-grabar.ru/kartiny.php Лучшие картины Грабаря. - Грабарь ИгорьСкопировать картины в папку, скопировав их названия и ссылку.
2 группа. Расскажите о художнике, истории создания картины, месте данного пейзажа в его творчестве, месте картины в развитии русской живописи. Для этого прочитайте предложенный материал, разделите его части между собой, выберите самое главное, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
3 группа. Расскажите, как художник работал над картиной. Для этого прочитайте предложенный печатный материал, а также упр.342. Разделите его части между собой, выберите самое главное, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
4 группа. Искусствоведческий комментарий. Ответьте на вопросы, которые помогут лучше понять произведение искусства. Разделите вопросы между собой, запишите ответы в графу таблицы, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
Как построена картина? Что можно сказать о композиции картины? Что находится в центре, на переднем и заднем планах?
1.
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник (цвет, игру света, зрительные ассоциации – сравнения…)?
2.
Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?
3.
Что дорого художнику в природе в этот момент?
4.
Найдите выражение главной мысли картины в упр.342.
5.
5 группа.
Используя материал упр.358, составьте план написания сочинения. Разделите части плана между собой, придумайте заголовок своей части плана. Для этого познакомьтесь с вопросами, предложенными в упражнении, перефразируйте их в заголовки пунктов плана. Соедините заголовки вместе на карточку. Предложите план одноклассникам.
6 группа. Словарно-стилистическая работа. Прочитайте упражнения 342, 356, синонимы в рамке на стр.135. Выпишите интересные слова, словосочетания, синонимы и опорную лексику, которые помогут в написании сочинения по картине. Это можно сделать по темам, для этого разделите части между собой. Каждый продолжает свой словарный ряд. Соедините слова на карточку. Представьте ребятам этот материал.
Небо: «небывалый праздник лазоревого неба», …
Снег: «блестят кристаллики снега», …
Тени на снегу: синевато – голубые, …
Березы на заднем плане: кружево ветвей, …
Береза в центре: жемчужный ствол,…
Картина: полотно, …
Нарисовал: изобразил, …
Выступление групп. В ходе выступления каждая группа приклеивает свой доклад на бланк для памятки. В итоге получается справочный материал – памятка на одном листе. Он ксерокопируется в конце урока и раздается каждому ученику. Это и будет итогом работы над проектной задачей.
Рефлексивно-оценочный этап. Провожу его по трем уровням.
А) Познавательная рефлексия
Опишите свою готовность писать сочинение.
Написанное сочинение…
Б) Социальная рефлексия
Как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ.
В) Психологическая:
Напишите SMS из 20-30 слов: как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему?
Г) Учительская:
Рефлексия и самоанализ урока, что дает познание себя, выбор в дальнейшем наиболее результативных методов и форм работы, профессиональный рост.
Домашнее задание.
Написать сочинение, используя справочный материал из памятки.
Для распечатки
1 группа. Найдите в интернете картины художника И.Э. Грабаря. Составьте зрительный ряд «В мастерской художника». Для этого выйдите на сайт. Скопируйте иллюстрации в папку. Алгоритм работы.
Создать папку на рабочем столе «Картины Грабаря».
Зайти на сайт
igor-grabar.ru/kartiny.php Лучшие картины Грабаря. - Грабарь ИгорьСкопировать картины в папку, скопировав их названия и ссылку.
2 группа. Расскажите о художнике, истории создания картины, месте данного пейзажа в его творчестве, месте картины в развитии русской живописи. Для этого прочитайте предложенный материал, разделите его части между собой, выберите самое главное, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
карточка
1. Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Отец переселился в Россию в 1876 году.
Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию.
2. С детства мечтал рисовать. И.Э.Грабарь закончил Егорьевскую прогимназию, затем Петербургский университет (юридический факультет), он увлекался многим: иностранные языки, музыка, литература, но рисование всегда оставалась на первом месте.
Рано познакомился с лучшими картинами того времени: Репин и Суриков, Флавицкий и Верещагин, Перов и Куинджи, Васильев и Крамской открылись ему теперь во всем своем живописном блеске. Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых.
В 1894 году, после окончания университета, Грабарь поступил учиться в Академию художеств.
3.Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
Известна его любовь к зиме. В 1905-1908 годах зимняя тема нашла отражение в изображении инея.
В 1894 году, после окончания университета, Грабарь поступил учиться в Академию художеств.
4. В 1904 году появилась картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря. Даже в небольшой репродукции эта картина ярка, красочна, создает впечатление праздника. А теперь представьте пейзаж в его истинных размерах: высота – 141 см, ширина-83 см. Чувство радости, заключенное в полотне, просто ошеломляет, а живопись напоминает фейерверк! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику.
Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя.
3 группа. Расскажите, как художник работал над картиной. Для этого прочитайте предложенный печатный материал, а также упр.342. Разделите его части между собой, выберите самое главное, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
карточка
1. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье. Зимой 1904 года он гостил у художника Н.Мещерина в имении Дугино.
Отрывок из автобиографической книги И.Э.Грабаря«Моя жизнь».
2.Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.
3.Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину…Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…
5 группа.
Используя материал упр.358, составьте план написания сочинения. Разделите части плана между собой, придумайте заголовок своей части плана. Для этого познакомьтесь с вопросами, предложенными в упражнении, перефразируйте их в заголовки пунктов плана. Соедините заголовки вместе на карточку. Предложите план одноклассникам.
4 группа. Искусствоведческий комментарий. Ответьте на вопросы, которые помогут лучше понять произведение искусства. Разделите вопросы между собой, запишите ответы в графу таблицы, вырежьте и приклейте на карточку. Представьте другим группам.
Как построена картина? Что можно сказать о композиции картины? Что находится в центре, на переднем и заднем планах?
1.
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник (цвет, игру света, зрительные ассоциации – сравнения…)?
2.
Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?
3.
Что дорого художнику в природе в этот момент?
4.
Найдите выражение главной мысли картины в упр.342.
5.
6 группа. Словарно-стилистическая работа. Прочитайте упражнения 342, 356, синонимы в рамке на стр.135. Выпишите интересные слова, словосочетания, синонимы и опорную лексику, которые помогут в написании сочинения по картине. Это можно сделать по темам, для этого разделите части между собой. Каждый продолжает свой словарный ряд. Соедините слова на карточку. Представьте ребятам этот материал.
Небо: «небывалый праздник лазоревого неба», …
Снег: «блестят кристаллики снега», …
Тени на снегу: синевато – голубые, …
Березы на заднем плане: кружево ветвей, …
Береза в центре: жемчужный ствол,…
Картина: полотно, …
Нарисовал: изобразил, …
Справочный материал «Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь». Используйте материал упр.358, 342, 356
Рассказ о художнике, истории создания картины.
Как художник работал над картиной.
Искусствоведческий комментарий.
План.
Словарно-стилистическая работа.
Пример получившегося материала к сочинению.
Используйте материал упр.358, 342, 356
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. С раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями. С детства мечтал рисовать. И.Э.Грабарь закончил Егорьевскую прогимназию, затем Петербургский университет. Увлекался многим: иностранные языки, музыка, литература, но рисование всегда оставалась на первом месте. Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. В 1894 году, после окончания университета, Грабарь поступил учиться в Академию художеств.
Через 10 лет появилась картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря. Даже в небольшой репродукции эта картина ярка, красочна, создает впечатление праздника. А теперь представьте пейзаж в его истинных размерах: высота – 141 см, ширина-83 см. Чувство радости заключенное в полотне просто ошеломляет, а живопись напоминает фейерверк! Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье. Зимой 1904 года.
Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Искусствоведческий комментарий.
Основной цвет – синий, потому что зима.
Художник использует краски: голубоватые, все оттенки синего, желтоватые, золотые, чтобы создать у нас радостное настроение.
Композиция картины интересная. На переднем плане и в центре – большая береза. На среднем плане много берез, которые напоминают хоровод. На заднем плане – густой лес.
Художник использует разные изобразительно-выразительные средства: разные оттенки, тона и полутона цвета, игру света, зрительные ассоциации – сравнения с красавицами.
Чувствуется скорый конец зимы, стоят последние февральские морозы.
Художнику дорого в природе в этот момент то, что природа напоминает праздник солнечного света и лазури.
Главная мысль картины – природа празднует какой-то небывалый праздник русской зимы.
План.
История картины.
Описание картины.
Почему она так названа?
Небо и его оттенки.
Разноцветный снег.
Береза на переднем плане.
Березы вдали.
Густой лес на горизонте.
Что хотел выразить автор своей картиной?
Словарно-стилистическая работа.
Небо: «небывалый праздник лазоревого неба», необычайно голубое, лазурное.
Снег: «блестят кристаллики снега», сверкает на солнце.
Тени на снегу: синевато – голубые, темно-синие, фиолетовые, вытянутые.
Березы на заднем плане: кружево ветвей, необыкновенно переплетаются, жемчужные березы.
Береза в центре: жемчужный ствол, коралловые ветки, сверкают разными узорами.
Картина: полотно, будто нарисованная фотография, произведение искусства.
Нарисовал: изобразил, показал, сфотографировал кистью.