Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине И.Э.Грабаря Февральская лазурь (4 класс)


Урок 108. 17 февраля . 4 класс.
Тема:Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину, раскрывая замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: П- осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной и письменной форме; К- владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Р-составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном:
Л-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее моральный выбор на основе личностных действий.
Оборудование:портрет И.Э.Грабаря, репродукция картины «Февральская лазурь».
ХОД УРОКА
l.Орг.момент.ll.Проверка д/з.
-Объясните правописание окончаний имён прилагательных?
lll.Работа по теме.
1.Рассказ о И.Э.Грабаре. И.Э.Грабарь был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Кроме того он был искусствоведом, музейным деятелем, реставратором, даже архитектором. В 1876 г. Родители Грабаря переехали в Россию. После окончания гимназии, а затем московского лицея изучал коллекцию Третьяковской галереи, посещал все выставки , мечтал о живописи.
В 1889 году Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет и учится сразу в на двух факультетах (юридическом и историкр-филологическом). Пишет юмористические рассказы, рисует иллюстрации для журналов, этим зарабатывает деньги. Уже в 1895 году поступил в Академию художеств и оказывается в мастерской И.Е.Репина. Затем на пять лет уезжает за рубеж. По возвращению пишет свои самые лучшие работы.
2.Работа по учебнику. Упр.106 (с.49)
Беседа по вопросам и заданиям к упражнению.
-Прилагательные, которые употребил художник.
Лазоревого, жемчужных, коралловых, сапфировых, серебряном.
-Соотнесите их с именами существительными:
Небо, берёзы, ветки, тени, снег.
-Удалось ли художнику показать «гимн белоствольным берёзам, сверкающему февральскому небу»? Что необыкновенного увидел Грабарь солнечным февральским утром?
lV.Физминутка.V.Продолжение работы по теме урока.Работа по учебнику.(упр.107, с.49)
-Рассмотрите картину.
-Что в картине вас поразило и заинтересовало?
-Что кажется необычным , а что самым обыденным?
-Видели ли вы такую картину в жизни? (написание сочинения на черновике)
-Какое впечатление вызвала у вас эта картина?
Составление плана.
*Чудесный зимний день на картине художника И.Грабаря «Февральская лазурь».
*Изображение берёз на фоне лазоревого неба.
*Какое впечатление вызвала картина И.Э.Грабаря.
Известный русский художник И. Э. Грабарь написал много картин. Одна из самых известных - "Февральская лазурь". Художник изобразил чудесный зимний день. На опушке леса лежит снег. Еще холодно, но солнышко уже пригревает . Так бывает ближе к весне. Воздух свеж и чист, снег серебрится в лучах солнца. Около берёз полегли сиреневатые тени. На переднем плане картины художник изобразил могучую березу . Ветви у берёзы раскидистые, внизу толстые, мощные. На заднем плане видна одна старая береза и много молодых. Ветви берёз сплелись между собой. Их переплетение напоминает причудливый морозный узор на стекле. Сквозь берёзовые ветви проглядывает ясное лазоревое небо. Художнику хорошо удалось передать глубину и бездонность неба. Смотришь на картину, и кажется, что вокруг тишина, только слышно иногда шевеление веток. Мне понравилась эта картина потому, что автор смог передать красоту зимнего леса. Оказывается, дерево может быть красиво не только летом, но и зимой!
Vl.Рефлексия.Чтение и анализ своих сочинений.
-Оцените свою работу на уроке.
Vll.Подведение итогов.-О каком художнике вы сегодня узнали?
-Что вам запомнилось из его биографии?
-Возникло ли у вас желание познакомиться с другими картинами художника?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами И.Э.Грабаря.