Технологическая карта (конспект урока) по русскому языку на тему Написание сочинения по картине И. Э. Грабаря Февральская лазурь
Урок 82. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И, Э, ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ».
Цель деятельности учителя Дать понятие пейзажа, подготовить учащихся к художественному описанию пейзажа; повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.
Тип урока Урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «пейзаж»; уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснить их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия Художественное описание, пейзаж.
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net
http://interneturok.ru
http://www.zavuch.ru
https://infourok.ru
Наглядно-демонстрационный материал Репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия УУД Промежуточный контроль
1.Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание пейзажа». – Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Что же такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.)
– Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению.
– Что объединяет эти пейзажи и следующие строки?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
–Кто их автор?
–Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?
–Какие слова передают это отношение?
–В каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме.
Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» – одна из лучших его картин.
Воспринимают на слух информацию, смотрят репродукцию картины, принимают участие в диалоге с учителем. Фронтальная. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:
Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вопросы для уточнения информации.
Устные ответы.
2.Выявление места и причины затруднения. Эвристическая беседа. 1.Учитель записывает на доске тему:
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь.
– Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера.)
2. Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Перед нами репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
–Рассмотрите её. Нравится ли она вам?
–Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?
–Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся. Формулируют собственные мысли, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Индивидуальная, групповая. Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Устные ответы.
Физкультминутка Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Новую работу. Выполняют элементарные физические упражнения. Фронтальная. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. 3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Беседа по вопросам.
Анализ текста, предложенного учителем. Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Прослушайте короткое сочинение на данную тему, которое было написано одним из учеников.
«Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот Грабарь сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно:
«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы его поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие- то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то это будет бесподобно»,- подумал я.
Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не окончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…»
–Как вы можете охарактеризовать подобного рода рассказ? Что описывается в этом тексте?
–Что в тексте является важным?
–Для того чтобы ваш рассказ получился законченным и интересным, прежде всего необходимо продумать, какую именно часть пейзажа, изображенного на картине, вы хотите описать.
Можно вспомнить интересный случай, связанный с зимней порой, изображенной на картине.
По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемый вами пейзаж.
Для того чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего нужного и не добавив лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Фронтальная, индивидуальная. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные:
строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Устные ответы.
Вопросы для уточнения информации.
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Обсуждение картины.
Составление плана сочинения-описания картины. –Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план.
1.Какое настроение вызывает картина?
2.Нравится ли вам этот пейзаж?
3.Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, весёлое настроение?
4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего дня?
5.Какой цвет является основным в картине? Почему?
6. С помощью каких красок художник создает впечатление зимнего солнечного дня?
7. Какого цвета снег на картине? Почему?
8. Как построена картина?
9. Какое дерево показал художник на переднем плане?
10.Какой художник изобразил березу?
11.Что изображено на заднем плане?
12. Как передана глубина в картине?
Составление плана.
П л а н – о б р а з е ц :
И. Э. Грабарь – мастер пейзажа.
Главная героиня картины – берёза.
а) Цвет.
б) Ветки.
в) Ствол.
г) Березовый лес вдали.
3. Ваше отношение к картине. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением. Фронтальная, индивидуальная. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадях.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Вопросы для уточнения информации.
5.Первичное закрепление с комментированием. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Составление связных сообщений-описаний, письменная работа. Контролирует правильность выполнения задания.
– Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что вы хотели бы написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.
–Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого посмотрите на доску, обратите внимание на правописание некоторых слов.
Природа, пейзаж, чудесный, замечательный, незабываемый, белый, голубой, сероватый, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, светло-синий, сиреневый, белизна, цветовая гармония, жемчужный, лазоревый, сапфировый, фантастический, серебристый, прозрачный.Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Индивидуальная. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа. Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. Разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов, озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок, пишут сочинение. Индивидуальная, групповая. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Письменные работы.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Домашнее задание.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения.
1.В каком стиле должно быть написано сочинение?
2.Каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии?
3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?
4.Какие пункты может включать в себя описание пейзажа?
Оценивание учащихся на уроке.
Объявление домашнего задания.
– Открываем дневники, записываем задание на дом.
Написание сочинения.Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. Индивидуальная, групповая. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Оценивание работы учащихся на уроке.