Внеклассное мероприятие на тему Поговорим о доброте
Тема классного часа «Поговорим о доброте».
Цель: на примере произведений педагогов прошлого столетия показать, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро» и «зло».
Задачи: формировать у детей понимание важности вежливого отношения к окружающим людям; научить выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; воспитывать стремление делать только добрые дела.
Методы, используемые на этапах урока:
1 -2. частично-поисковый;
3. эвристическая беседа
4. Творческий метод – обучение в сотрудничестве
5. Развитие критического мышления через письмо.
Приёмы: беседа с использованием рассказов художественной литературы и произведений поэзии, игровой тренинг «Свеча», креативное письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока.
Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Организационный момент.
Задача: создать эмоциональный настрой
Добрый день, ребята! «Добрый день!» - произнесла я, а вы сразу взглянули на меня и ваши глазки словно звёздочки, вспыхнули на небосклоне, и небо стало звёзным-звёздным. И каждая звёздочка о чём-то подумала в эту минуту. Кто же желает поделиться секретом, о чём подумала его звёздочка?
Ребята, я польщена, какие звёздочки ваши ясные, какие мысли умные у них
Юра: моя звёздочка воскликнула от радости. Я же говорила: «Мир не без добрых людей». У Юры есть бабушка, которая хочет забрать его к себе.
Вадим: я услышал, как звёздочки шептались и говорили: «Надо же, как любят эти дети своих родителей. В народе говорят: крепка родственная нить. И я подумал: «Вырасту, обязательно постараюсь сделать своих родителей счастливыми , буду помогать им, подарю им спокойную старость».
Коля: моя звёздочка шептала мне: «От добра добра не ищут». Слушайтесь воспитателей, уважайте, они ведь сегодня думают о вас, о вашем «завтра»
II. Проверка домашнего задания.
Цель: выяснить, есть ли у детей представление, что значит «доброта»
Метод – частично-поисковый с использованием презентации
На экране пословицы
«Мир не без добрых людей»
«От добра добра не ищут»
(Заставки и надписи, подтверждающие действия -
Любят, подарю, помогать, сделаю счастливыми).
- Какую связь вы видите в пословицах и словах звёздочки Вадима?
Спасибо, ребята, за ваши умные, верные мысли. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Главное в жизни – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам. Воспитывать нужно у себя твёрдый характер. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете «добро» и «зло», значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Добро и зло всегда идут рядом, так же, как любовь и ненависть. Давайте поклоняться доброте. Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра, она одаривает нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Вадим: Доброта – это и есть любовь, уважение к человеку, желание ему помочь, выручать в трудные минуты, заботиться о его здоровье.
Юра: Доброта – когда даришь радость, человеку приятно, он улыбается, он чувствует, что ты его любишь.
Денис: Доброта, это когда ты сделал что-то доброе и не требуешь взамен.
Олег: Если человеку хорошо, для которого ты сделал что-то хорошее, и тебе приятно, ты счастлив и человек счастлив. Это и есть доброта.
III. Изучение нового материала
Так что же такое доброта? Каков её смысл?
- Нам предстоит сегодня найти ответ. Подскажите мне ещё раз коротко и ясно, что же такое доброта?
Ребята, в словаре русского языка под редакцией Ожегова сказано: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Словом, доброта – это такое качество человека, способное только хорошее рождать и у себя, и у другого человека, кому мы стремились сделать приятное». Добрый – это близкий, милый, безукоризненный, честный человек.
- А можно ли человека заставить быть добрым?
- Молодцы ребята. Это сам человек захотел так, ему подсказало его сердце.
Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность – в нашем обществе живут всегда. Часто по радио и телевидению звучат слова о том, что нужно оказать помощь человеку, которого постигло несчастье. Кто-то не имеет возможности перечислить большие деньги на благотворительные цели, но он готов поделиться последним, разделить горе, проявить своё внимание, сочувствие, то есть он готов сострадать. И таких людей, умеющих сострадать, в нашем обществе становится всё больше и больше. Доказательства, я думаю на лицо: благотворительные концерты, инвалидам Вов – бесплатные квартиры, пенсии правительство повышает, а также детям-инвалидам и взрослым уделяется большое внимание, выдают бесплатные коляски. Наверное, потому правительство проявляет заботу, что инвалиды нуждаются больше, чем другие, в нашем внимании.
Пусть маленькую частичку радости многие хотят подарить и вам, детям, которые живут в детском доме. Вы ни разу не задумались, откуда новогодние подарки пришли к вам, подарки ко дню рождения, новые велосипеды, телевизоры, компьютеры, корт, хоккейные костюмы, клюшки, коньки и многое-многое другое.
Сделав добро, добрые люди не ждут наград и грамот, а просто их сердце радуется, что они сумели подарить кому-то частичку своего тепла. «От добра добра не ищут» - гласит русская пословица. Хорошо бы научиться искренне делать только хорошее, чтобы другим было приятно, комфортно. Если вы научитесь этому – вы самые богатые люди на Земле.
«Дарите радость людям
Чтоб стать самим богаче».
Коля: Доброта – человек, делающий добро другим
Руслан: Нет, конечно. Это зов сердца человека, это он решил, захотел так сделать
IV. Закрепление.
1. Работа в группах
( 4 группы)
2. Анализ рассказа.
3. Задание командам.
Метод – «мозговой штурм»
4. Минутка поэзии.
5. Приём «Свеча олицетворяет тепло, добро».
1. Кто больше назовёт пословиц о добре и прокомментирует их значение.
Замечательные пословицы. Вы молодцы. И рассуждали верно. Я рада за вас. Я думаю, вы у нас настоящие, хорошие, добрые вырастаете граждане.
2. Ребята, я вас хочу спросить, легко ли быть добрым?
Мы иногда бываем бездушны, не умеем слушать и слышать других, просто думаем о себе, лишь бы нам было хорошо. А сострадать и сорадоваться не умеем, как герои в рассказе Сухомлинского
У маленькой Кати большая радость – поправился папа. Больше года он болел, лежал в постели, три операции перенёс. Мама и Катя горевали, каждый день ходили к нему в больницу. Не раз Катя слышала, как ночью мама плакала А вот сегодня в доме праздник. Папа выздоровел, чувствует пркрасно себя, бодрый, весёлый, шутит Сегодня он идёт на любимую работу. Утром Катя решила поделиться своей радостью с одноклассниками. «У меня папа сегодня на работу пошёл. Он выздоровел». Мальчишки посмотрели на неё удивлённо. «Ну и что? На работу, подумаешь!» и убежали. Катя подошла к девочкам и воскликнула: «Ура! Я самая счастливая! У меня папа выздоровел!». Лена небрежно повернулась к Кате и произнесла с улыбкой: «А нам что от твоей радости?». Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.
1. Почему Катя заплакала?
2. Как вы себя чувствовали бы, оказавшись на месте Кати?
3. Какие советы вы дали бы ребятам?
Давно, ребята, уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с коттеджем, ни с машиной «крутой», ни с каким миллионом. Всем известно, что добро и любовь нельзя купить ни за какие деньги. Добрый всегда найдёт поддержку и утешение в других людях. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Доброта, милосердие, радость, переживание за других создают основу человеческого счастья. Ещё в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал:: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в 1 веке до н. э. римский философ Синека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Ребята, назовите такие аргументы, законы, по которым можно судить о доброте человека.
Отличные доказательства, ребята. Я рада, что в каждом из вас есть маленькая частичка доброты – маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им.С таким человеком приятно быть рядом. Добрый любит всё вокруг, что подарила природа и что сделал сам человек.
Поэт-песенник Н. Добронравов в стихотворении «Дарите радость людям» также подчёркивает эту мысль:
«Двери, окна и калитки
открываешь сердцем ты ,
платят золотом улыбки
за волшебные твои труды».
Объявляется конкурс. Минутка поэзии о доброте.
Давайте, ребята, и мы говорить друг другу только добрые слова. Зажжём огонь свечи, возьмём свечу в руки. «Огонь» это символ вечности. Пусть каждый из вас скажет друг другу тёплые слова, которые мы должны говорить всегда, каждый день по отношению к друзьям, близким, знакомым, а может просто прохожим.
Дети передают свечу друг другу и произносят слова.
Ребята, я восхищаюсь вашими ответами. Я уверенна, вы так поступаете и в жизни. Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. У кажого человека свой путь к доброте. Доброта нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться, день за днём воспитывать в себе доброту. Чтобы поступать в жизни так, как старик в рассказе из Новой Азбуки Л. Н. Толстого. Послушайте Колю
Добро век не забудется.
Доброе дело два века живёт.
Себялюб никому не люб.
Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.
От добра добра не ищут.
Худо тому, кто добра не делает никому.
За добро добром и платят.
Вадим: Конечно, нет! Мы ведь порой не слышим чью-то боль или радость, потому что это не коснулось нас, мы не принимали в данной ситуации участия: не переживали или же не радовались, то есть мы не сострадали, мы глухи к тем, кто рядом с нами
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Друг познаётся в беде.
Умей с другом разделить и горе, и радость.
Не смейся над недостатками друга.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по материальным ценностям.
Умей признавать свои ошибки и умей извиниться перед другом.
Не предавай своего друга.
Заботься о старших, не обижай младших.
Нельзя забывать близких и тех, кто тебе когда-то помог.
Делать всегда только хорошие поступки.
Трудиться всегда нужно честно.
Дети читают.
1. Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2. и если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
3. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
4. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
6. Доброта с годами е стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Спасибо, пожалуйста, будьте добры.
Я помогу вам.
Вам тяжело, вы больны сегодня.
Извините, что с вами.
Я дарю вам.
Возьмите, мне не нужно.
Я хочу помочь.
Я сама сделаю.
Я хочу поделиться.
Вам не трудно.
А вы не можете мне уделить внимание.
У вас наверное, радостная весть.
Вы прекрасны.
Это вам к лицу.
Ой, какая вы добрая. Спасибо.
Живите долго.
Будьте здоровы.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблока». Старик помолчал и тихо произнёс: «Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут».
V. Итог урока.
Спасибо, Коля. Вот настоящая доброта: твори добро и не думай о выгоде и славе
Д/з
Ребята, я предлагаю вам сегодня стать в роли Волшебников добра. Предлагаю вам написать письмо своему самому близкому человеку (маме, другу, воспитателю, директору). Письмо непростое: слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра вашего, благодарности, а человеку после прочтения вашего письма стало тепло.
Закончим урок песней.
В конце все исполняют песню на стихи Добронравого, музыку А. Пахмутовой «Дарите радость людям».
Чтоб стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Припев: мы счастье всем добудем
Волшебники удачи
Дарите радость людям
Дарите радость людям
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям.
15