Тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Психомоторика» (1-4 класс)


Содержание 1 класс
Развитие моторики, графомоторных навыков (16 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух звеньев. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (игры с мячом). Согласованность действий и движений. Развитие координации крупной моторики. Развитие и координация мелкой моторики. Развитие координации движений рук и глаз (шнуровка). Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Изображение элементов букв, цифр и фигур в строчке и клеточке.
Восприятие пространства (8 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева,). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения объектов на плоскости (перед, за, между)
Развитие зрительного восприятия (6 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 4-5 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Нахождение недостающей части или предмета в рисунке. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Запоминание 4-5 предметов в ряду. Классификация предметов по зрительным характеристикам
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов по одному из признаков. Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т.д.). Различение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Классификация по данному признаку. Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (4-5 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 детали с разрезами по диагонали).
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий, гладкий-шершавый). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный, (аромат фруктов). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый-средний- легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (8 часов)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, туловища. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах, мультипликационных героев).
Восприятие времени (8 часов)
Обозначение в речи временных представлений. Утро, вечер, день, ночь. Дни недели. Месяцы и времена года. Работа с графической моделью «Времена года. Отличительные признаки.
Тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Психомоторика» (1 класс)
№ п/п Тема
Количество часов Виды деятельности
Раздел: Развитие моторики, графомоторных навыков 16 1 Развитие крупной моторики. Схема тела. 2 Выполнять задания на развитие крупной моторики. Определять схему собственного теда.
2 Развитие координации мелкой моторики 2 Выполнять пальчиковую гимнастику. Выполнять специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
3 Развитие и координация движений кисти рук и пальцев 2 Развивать и координировать движения кисти рук и пальцев.
4-5 Развитие координации движений рук и глаз 4 Развивать координацию движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантивков).
6 Обводка, штриховка по трафарету2 Выполнять задания на обводку и штриховку изображений по трафарету.
7-8 Изображение элементов букв, цифр и фигур в строчке и клетке.
4 Выполнять задания в тетради на изображение элементов букв, цифр и фигур в строчке и клетке.
Раздел: Восприятие пространства14 9 Ориентировка в пространстве относительно себя 2 Выполнять задания на ориентировку в пространстве относительно себя.
10-11 Определение расположения предметов в пространстве относительно друг друга 4 Определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, правее - левее).
12 Ориентировка на плоскости. 2 Определять расположение предметов на плоскости.
13-14 Определение расположения объектов на плоскости относительно друг друга 4 Определять расположение объектов на плоскости относительно друг друга (над, под, правее, левее).
15 Ориентировка на листе бумаги 2 Выпролнять задания на пространственную ориентировку на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Раздел: Развитие зрительного восприятия6 16 Нахождение отличительных и общих признаков. 2 Находить отличительные и общие признаки на двух изображениях.
17 Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов. 2 Выполнять задания на дифференцированное восприятие двух предметов: находить отличительные и общие признаки.
18 Классификация предметов по зрительным характеристикам 2 Распределять предметы по зрительным характеристикам.
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 8 19 Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объёмных фигур 2 Выполнять задания на формирование сенсорных эталонов плоскостных и объёмных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
20 Выделение признаков формы2 Выделять признаки формы; называть основные геометрические фигуры.
21 Работа с геометрическим конструктором 2 Конструировать геометрические фигуры и предметы состоящие из 3-4 частей.
22 Различение основных цветов. Классификация по данному признаку 2 Различать и выделять основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Классифицировать предметы по цвету.
Раздел: Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений, слухового восриятия, тактильно-двигательного восприятия) 10 23 Контрастные температурные ощущения2 Формировать контрастные температурные ощущения (холодный - горячий).
24 Различение на вкус2 Выполнять задания на различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый).
25 Запах приятный и неприятный2 Опредлять приятный и неприятный запах.
26 Различение и сравнение разных предметов по признаку веса 2 Различать и сравнивать разные предметы по весу (тяжелый - легкий).
27 Звуки окружающей среды. Речевые и неречевые звуки 2 Различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, жужжание, гудение) и музыкальные инструменты. Определять речевые и неречевые звуки.
Раздел: Кинестетическое и кинетическое развитие 6 28-29 Формирование ощущений от различных поз и движений тела. 4 Выполнять задания на формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
30 Выразительность движений2 Выполнять задания на развитие выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел:Восприятие времени6 31 Сутки. Дни недели. 2 Выполнять задание на определение частей суток. Работать с графической моделью «Сутки».
Определять и называть дни недели.
32-33 Месяцы. Времена года. 4 Определять последовательность событий (смена времени года). Выполнять задания на определение месяцев.
Предметные результаты 2 класс
-точно выполнять движения по четырёхзвенной инструкции педагога;
-выполнять выразительные движения;
-согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
-рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
- знать названия и свойства изученных предметов и их частей: линии -прямую, кривую, вычерчивать прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
-определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
-различать и называть основные цвета и их оттенки;
-конструировать предметы из 5-6 геометрических фигур;
-узнавать предмет по части;
-определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
-находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
-делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
-различать вкусовые качества;
-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
-различать характер мелодии;
-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
-соотносить времена года с названиями месяцев;
Содержание 2 класс (68 часов)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Синхронность работы обеих рук. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие (8 часов)
Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, твёрдые, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру, игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (8 часов)
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (4-5 деталей — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (6 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (4-5 изображения). Запоминание 4-5 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие слухового восприятия (4 часа)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды, разнообразным ритмическим звукам.
Восприятие пространства (8 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени (6 часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа)
Тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Психомоторика»
2 класс.

п/п Темы уроковКол-во часовВиды деятельности
Раздел: Развитие моторики, графомоторных навыков 12 1 Развитие точности и координации движений 2 Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога. Координировать движения (игры с мячом, обручем).
2 Синхронность работы рук 2 Выполнять упражнения на синхранность работы рук (шнуровка, нанизывание, лабиринт).
3-4 Обводка орнамента из геометрических фигур и штриховка в разных направлениях 4 Обводить орнамент из геометрических фигур, штриховать изображения в разных направлениях.
5 Графический диктант2 Выполнять графический диктант в тетради.
6 Дописывание элементов букв и цифр, фигур в строчке
2 Дописывать элементы букв и цифр, фигур в строчке.
Раздел: Восприятие пространства12 7-8 Определение расположения предметов в помещении 4 Выполнять задания на определение расположения предметов в помещении.
9 Ориентировка в линейном ряду2 Выполнять задания на определение расположения предмета в линейном ряду.
10 Ориентировка на листе бумаги2 Ориентироваться на листе бумаги (называть все углы).
11-12 Расположение предметов на листе бумаги. 4 Определять расположение предмета на листе бумаги.
Раздел: Развитие зрительного восприятия6 13 Нахождение отличий на наглядном материале. 2 Находить различия у двух сходных сюжетных картинок.
14 Дифференцированное зрительное восприятие трёх, четырёх предметов 2 Запомнить 3-4 предмета, игрушки и воспроизвести их в исходной последовательности.
15 Различение наложенных изображений предметов 2 Выполнять задания на различение наложенных изображений предметов (3-4 изображения).
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 12 16-17 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) 4 Выполнять задания на формирование эталонов объемных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб); обобщать словом.
18 Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) 2 Группировать объемные и плоскостные предметы по форме.
19 Группировка предметов по форме, величине и цвету 2 Группировать объемные и плоскостные предметы по форме, величине и цвету.
20 Составление сериационных рядов по величине из 5-6 предметов по заданному признаку 2 Составлять сериационные ряды по величине из 5-6 предметов.
21 Конструирование предметов из геометрических фигур 2 Конструировать предметы из геометрических фигур (4-5 детали).
Раздел: Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 14 22 Развитие осязания. Приборы измерения температуры (градусник) 2 Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Выполнять упражнения на развитие осязания (теплый, горячий, холодный).
23 Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). 2 Учиться различать вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое - вареное), обзначать словом вкусовые ощущения.
24 Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи) 2 Воспринимать контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный).
25 Восприятие чувства тяжести разных предметов 2 Сравнивать три предмета по весу (тяжелый-средний-легкий); воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок.26 Дифференцировка звуков музыкальных инструментов. Звуковая имитация. 2 Выполнять задания на различение звуков музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Подражать звукам окружающей среды.
27 Определение на ощупь предметов с разными свойствами 2 Определять на ощупь объемные предметы с разными свойствами (мягкие, гладкие, жесткие, шершавые).
28 Определение на ощупь формы предметов. 2 Определять на ощупь формы плосткостных предметов по контуру.
Раздел: Кинестетическое и кинетическое развитие 6 29 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции) 2 Выполнять движения и позы верхних и нижних конечностей по инструкции педагога (статические и динамические движения).
30 Движения и положения головы (по инструкции )2 Выполнять различные движения и положения головы по инструкции педагога.
31 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) 2 Выполнять задания имитирующие движения и позы (повадки зверей, природные явления).
Раздел: Восприятие времени6 32 Порядок месяцев в году. Времена года. 2 Определять порядок месяцев в году. Определять последовательность смены времени года. Выполнять работу с графической моделью «Время года».
33 Меры времени 4 Выполнять задания на измерение времени (сутки, неделя, месяц). Определять время по часам.
Предметные результаты 3 класс
-целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
-дорисовывать незаконченные изображения;
-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или
цвета, обозначать их словом;
-составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;-конструировать предметы из 6-8 деталей, геометрических фигур;
-определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
-зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, определять их словом;
-классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
-различать запахи и вкусовые качества, называть их;
-сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
-действовать по звуковому сигналу;
-адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
Содержание 3 класс (68 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Восприятие пространства (6 часов)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности.
Развитие зрительного восприятия (6 часов)
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 часов)
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (6-8 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (6-8 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (20 часов)
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 3-4 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), легкий); Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Кинестетическое и кинетическое развитие (6 часов)
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Восприятие времени (6 часов)
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1ч, 1 мин, 1 с). Времена года, их закономерная смена.
Тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Психомоторика»
3 класс.

п/п Темы уроковКол-во часовВиды деятельности
Раздел: Развитие моторики, графомоторных навыков 10 1 Развитие точности и координации движений. 2 Выполнять пальчиковую гимнастику. Выполнять задания на развитие согласованности разных групп мышц (броски в цель, игры с мячом, обручем). Выполнять задания на совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание).
2 Синхронность работы рук 2 Выполнять задания на синхронность работы рук (работа в технике объемной и обрывной аппликации).
3- 4 Обводка орнамента из геометрических фигур и штриховка в разных направлениях 4 Выполнять обводку орнамента из геометрических фигур и штриховать в разных направлениях.
5 Графический диктант2 Выполнять графический диктант (зрительный и на слух).
Раздел: Восприятие пространства10 6-7 Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. 4 Выполнять задания на ориентировку в помещении по инструкции педагога; вербально обозначать пространственные отношения используя предлоги.
8-9 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. 4 Определять расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.
10 Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты 2 Определять расположение предметов на поверхности парты, распологать и перемещать предметы по инструкции педагога.
Раздел: Развитие зрительного восприятия6 11 Совершенствование зрительно-двигательной координации. Рисование бордюров по наглядному образцу 2 Выполнять задания на совершенствование зрительно – двигательной координации руки и глаза. Рисовать бордюры по наглядному образцу.
12 Сравнение предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. 2 Сравнивать предметы, отличающихся незначительными качества или свойствами.
13 Нахождение отличий и сходства на наглядном материале 4 Находить отличия и сходства на наглядном материале (две картинки).
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 10 14 Сравнение и обозначение словом формы предметов. Понятие «овал». 2 Выполнять задания на сравнение и обозначение словом формы предметов (сравнивать две объемные геометрические фигуры – кргу и овал).
15 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 2 Комбинировать разные формы из геометрического конструктора по инструкции педагога.
16 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей 2 Составлять предмет или целостную конструкцию из мелких деталей (6-7 деталей)
17 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 2 Комбинировать разные формы из геометрического конструктора по инструкции педагога.
18 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей 2 Составлять предмет или целостную конструкцию из мелких деталей (6-7 деталей)
Раздел: Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, слухового восприятия, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 20 19 Определение контрастных температур предметов 2 Выполнять задания на развитие осязания (теплее - холоднее). Определять контрастные температуры разных предметов (грелка, чайник).
20 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение 2 Выполнять упражнения на различение пищевых запахов и вкусов, словестно обозначать.
21-22 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) 4 Выполнять задания на определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).
23 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). 2 Выполнять задания на развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивать на ладони, определять вес на глаз.
24 Определение на ощупь формы предметов 2 Определять на ощупь формы различных предметов.
25 Восприятие поверхности предмета на ощупь. 2 Выполнять задания на восприятие поверхности предмета на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).26 Определение наощупь различных свойств предмета 2 Выполнять задания на определние различных свойств предметов (мягкие – жесткие, мелкие - крупные).
27 Работа со средней мозаикой2 Составлять изображения из средней мозаики.
28 Практическая работа с различным материалом 2 Выполнять работу с глиной, пластилином, тестом (раскатывать, скатывать, вдавливать). Изготавливать подделки.
Раздел: Кинестетическое и кинетическое развитие 6 29 Статические и динамические ощущения мышц лица 2 Выполнять задания на статические и динамические позы различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы).
30 Выразительность движений всего тела. 2 Выполнять задания на выразительность движений всего тела – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру).
31 Инсценирование школьных событий2 Инсценировать фрагменты школьных событий.
Раздел: Восприятие времени6 32 Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. 2 Определять время по часам. Определять длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда).
33-34 Времена года, их закономерная смена. 4 Выполнять задания на определение времени года по наглядному материалу.
Предметные результаты 4 класс
-целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
-выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
-пользоваться элементами расслабления;
-группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
-смешивать цвета, называть их;
-конструировать сложные формы из 10 элементов;
-находить нереальные элементы нелепых картинок;
-определять противоположные качества и свойства предметов;
-самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
-распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
-определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
-моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
-определять возраст людей.
Содержание 4 класс (68 часов)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Восприятие пространства (8 часов)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Развитие зрительного восприятия (8 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 8-10 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 часов)
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным знакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 8-10 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (10 частей).
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (20 часов)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухо-моторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Изменение веса разных предметов на весах.
Кинестетическое и кинетическое развитие (6 часов)
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление снятие мышечных зажимов.
Восприятие времени (6 часов)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
-Определять время по часам.
Тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Психомоторика»
4 класс.

п/п Темы уроковКол-во часовВиды деятельности
Раздел: Развитие моторики, графомоторных навыков 10 1-2 Развитие согласованности движений на разные группы мышц. 4 Выполнять упраднения на согласованность движений разных групп мышц по словестной инструкции педагога.
3 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом 2 Выполнять движения по заданным звуковым сигналам.
4 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога 2 Выполнять целенаправленные действия по трех и четырехзвенной инструкции педагога; проговаривать свою деятельность.
5 Графический диктант с усложненными заданиями 2 Выполнять графический диктант с усложненными заданиями.
Раздел: Восприятие пространства8 6-7 Определение расположения предметов в помещении и на улице. Словесное обозначение4 Определять расположение предмета в помещении и на улице; словестно обозначать.
8-9 Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве 4 Определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделировать расположение различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел: Развитие зрительного восприятия 8 10-11 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение предметных и сюжетных картинок) 4 Находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2-3 предметные и сюжетные картинки).
12-13 Нахождение нелепиц на картинках4 Выполнять задания на нахождение нереальных элементов нелепых картинок.
Раздел: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 10 14 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) 2 Выполнять задания на формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).
15-16 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) 4 Различать предметы используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров (по длине, ширине, высоте).
17-18 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из ряда предметов 4 Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 6-7 предметов.
Раздел: Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, слухоого восприятия, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 20 19 Развитие осязания. Приборы измерения температуры. 2 Выполнять задания на развитие осязательных ощущений (сухое – еще суше, влажное - мокрое). Измерять температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температу телы, воды, воздуха).
20 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений, словестное обозначение 2 Развивать дифференцированные вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый - кислее); словестно обозначать.
21 Упражнения в измерении веса предметов на весах 2 Выполнять упражнения в измерении веса предметов на весах.
22 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами. 2 Определять противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть - застегнуть).23 Дифференцировка звуков музыкальных инструментов. Звуковая имитация 2 Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов. Выполнять упражнения на звуковую имитацию.
24 Формирование чувства темпа и ритма. 2 Формировать чувства темпа и ритма.
25 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) 2 Определять на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый).
26 Сравнение и классификация предметов по форме. 2 Находить на ощупь одинаковые по форме предметы из 5-6 предложенных.
27 Сравнение и классификация предметов по контуру. 2 Находить на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных.
28 Работа с мелкой мозаикой2 Выполнять игры с мелкой мозаикой.
Раздел: Кинестетическое и кинетическое развитие 6 29 Сочетание движений и поз различных частей тела.
2 Выполнять произвольно и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализировать собственные ощущения.
30-31 Воображаемые действия4 Выполнять воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров).
Раздел: Восприятие времени6 32 Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. 2 Выполнять упражнения на определение времени по часам.
Определять длительность различных временных интервалов.
33-34 Последовательность основных жизненных событий Возраст людей 4 Определять и называть последовательность основных жизненных событий.
Выполнять задания на определние возраста людей.
Основные виды деятельности на коррекционно-развивающих занятиях по курсу «Психомоторика»:
Для развития общей моторики используются упражнения на точность и переключаемость, плавность, ритмичность движений, воспроизведение последовательности движений, сопряженность движений и ритмичной речи, последовательные и совместные движения рук и ног, развитие равновесия.  Для развития мелкой моторики совершенствуется при осуществлении таких видов деятельности, как лепка, упражнение с бусами, пуговицами, шнурование, пальчиковые игры, работа с ножницами, плетение косичек, построение линий с помощью линейки. Для формирования графо-моторных навыков можно применять разные упражнения: рисование линий, обводка по трафарету, по контуру, рисование геометрических фигур, простых предметов, раскрашивание, штриховка, рисование геометрических орнаментов, письмо росчерков, дорисовывание геометрических фигур, предметов, обведение контуров по точкам, безотрывное обведение простых и сложных контуров, работа с линейкой, построение линий, отрезков, геометрических фигур по данным точкам.  Много внимания уделяется формированию перцептивных действий, приоритетному развитию тактильного, слухового, зрительного, пространственного восприятия. Дети учатся зрительно соотносить предметы по размеру и форме, сравнивать предметы по указанным признакам, оперировать сенсорными эталонами и овладевают соответствующими словесными понятиями. Для закрепления сенсорных эталонов полезны задания на перемещение и трансформацию зрительных образов.  Для развития зрительно-моторной координации осуществляется при прохождении «дорожек», лабиринтов, игр с мячом (катание, бросание и ловля мяча), кеглями, кольцебросами, метании в цель. Важно обращать внимание на слухо-моторную координацию, использование всех видов анализаторов при восприятии, запоминании и воспроизведении информации. Целесообразно использование зрительного, слухового, кинестетического, тактильного анализаторов при усвоении букв, цифр.
Для развития слухоречевой памяти используются упражнения на повторение рядов слогов, слов, предложений, запоминание и воспроизведение двустиший. Опора на совместную работу кинестетического, слухового, зрительного анализаторов и произвольный уровень развития речи эффективна при формировании представлений и понятий. Для формирования пространственного восприятия используются упражнения на усвоение частей тела, пространственных ориентировок, среди которых выделяют верх – низ, справа – слева как основные координаты. Дети учатся ориентироваться относительно себя, относительно другого, на листе бумаги, использовать схематические изображения пространственных отношений, словесные обозначения пространственных ориентиров и отношений, выраженных в предлогах и наречиях, дифференцировать буквы, отличающиеся друг от друга пространственным расположением элементов и их количеством.Для перцептивных и мыслительных процессов характерны две стратегии: сукцессивная (последовательная) и симультанная (одномоментная, целостная). Сукцессивные и симультанные стратегии используются во всех познавательных процессах. Работа над их формированием проводится на всех коррекционно-развивающих занятиях. Развитие сукцессивных способностей происходит при выполнении последовательных инструкций, выполнении последовательности движений, выкладывании рядов из полосок, мозаики, геометрических фигур с заданным чередованием элементов, запоминании и воспроизведении рядов, отстукивании ритмов, запоминании и восстановлении порядка слов в предложении, предложений в тексте, последовательности происходящих событий в сериях сюжетных картинок, текстах, установлении последовательность изложения. образа. В предметно-практической и игровой деятельности, организованной на коррекционно-развивающих занятиях, происходит развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Используются задания на сравнение предметов по существенным и несущественным признакам, цифр, отличающих расположением элементов в пространстве, чисел, состоящих из одинаковых цифр, но имеющих разное разрядное строение, слов, отличающих одним слогом, буквой, их последовательностью, картинок, текстов, предложений, имеющих черты сходства и различия. Много внимания уделяется работе над понятиями, строятся на образной основе и словесном опосредовании.При формировании понятия можно выделить сенсорный этап получения информации, этап организации информации в образе и этап кодирования в категориально-организованную систему (квазипространство).  Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной работе. Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план). В 4 классе выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально-графический, вербальный план. Самоконтроль по данному алгоритму действий. Составление планов предстоящей деятельности и отчётов о ней. Упражнения в сличении результата и цели деятельности.