Научно-методическая статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
Духовно
-
нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Гизатулина О.И
.
-
преподаватель русского языка
и литерат
уры
Профессиональный
коллед
ж КиИТ
г.
Гулистан, Узбекистан
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но
всех выше должно стоять образование
нравст
в
енное.
В.Г.Белинск
ий
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально
-
экономические преобразования, происходящие в современном обществе,
заставляют
нас размышлять о будущем Узбекистана
, о ее молодежи.
Духовно
-
нравственное развитие и воспитани
е гражданина Узбекистана является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и
объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя чело
века, состояние
и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества
непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно
-
волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и
духовных ц
енностей.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая
миссия
–
воспитание духовно
-
нравственной личности, обладающей высокой степенью
о
сознания себя
гражданином
независимого Узбекистана
.
«Ни одно общество не может
видеть свою перспективу без раскрытия и укрепления духовного потенциала, духовных и
нравственных ценностей в сознании людей. Возрождение духовных ценностей
рассматривается как органический естественный процесс роста национального
самосознания, возвращения к духовным истокам
народа, его корням
»
-
пишет Президент
Ислам Абдуганиевич Каримов.
1
Русская литература в
изучении
полифункциональна
по своим целям и задачам,
полифонична
по содержанию: в ней звучат голоса писателей, историчес
ких эпох и
литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы
этики, эстет
ики, культуры, нравственного самосознания
. Но самое главное
–
проблема
души и духа отдельного человека и целого народа.
Цель литературного образования
–
спо
собствовать духовному становлению
личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
Именно с духовно
-
нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой
личности, так и всего общества.
Проблемы
духовно
-
нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях
таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров,
В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие.
Они
связывались главным образом с т
ем, что только нравственное воспитание обеспечивает
формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к
людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов»
он приводил изречение древнеримского фи
лософа Сенеки: «научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же
цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот
больше отстает, чем успевает».
1
И.А. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости».
–
Т., 2011
, с.68
2
Среди высших ц
енностей,
чтимых
в
русской литературе
, особое место занимает
духовность.
Д
уховность
-
это самосознание, напряженный процесс "делания"
собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.
«Через родное слово,
-
отмечал педагог К.Ушинский,
-
отражается вся и
стория
духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей"
национальной культуры.
Г
лавная
цель образования
–
развитие высоконравственной, гармоничной,
физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчес
тву и
самоопределению
. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении
своих учеников.
Русский язык и литература
–
это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять
внимание вопросам духовно
-
нравственного воспитания учащихся.
Под “
духовно
-
нравственным воспитанием
” понимается процесс содействия
духовно
-
нравственному становлению человека, формированию у него:
•
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,
патриотизма),
•
нравственного
облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости
),
•
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
•
нравственного поведения (готовности служения людям и От
ечеству, проявления
духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Любой у
рок
для учителя
–
пространство воспитания благодарно
го отношения к
родному
языку, потому что память основана на благодарности, на даре
блага
, добра.
КОР
ЕНЬ
этого слова в русском языке удивляет:
благоволить, благоговет
ь, благодарить; благосостояние,
благословить, благодеяние,
благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать;
благовоние; благородный; благодать
.
Язык
-
вели
чайший учитель, наставник, язык
-
начиная от колыбельной песни и
потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина
-
всегда формировал и формирует
мировосприятие, человечность, нравственность
.
Язык был педагогом и тогда, когда
еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем
богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир,
-
не только области внешнего общения, но их душа, к
оторая, как сказал поэт, « обязана
трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором,
над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм,
обращаю внимание учащихся на
значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на
нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития
личности необходимо приобщение к сокро
вищам духовной культуры
народа, которое
мною осуществляется через знакомство с древнейшим
и жанрами русского фольклора,
воспитывающими
в ребятах
добродетели.
При изучении темы
«Синонимы», «Антонимы»
предлагаю учащимся поработать с
понятиями:
сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь,
нежность, сердечность, сочу
вствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд,
память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести
.
Совместная работа с учащимися
может строиться двумя способами: учитель
предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие д
анному, затем каждый
знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются
основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения
выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в
тетради анализирует их смысловое содержание.
3
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые
мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий:
«дружба»
-
«товарищество»
-
«приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются
карточки со словами:
честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность,
неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз
не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два стол
бика и сравните их по смыслу:
Честность
-
нечестность
Правдивость
-
лживость
Искренность
-
неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6
. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Важно научить учащегося
не только объяснять значение нового слова, но и
пользоваться изуч
енным на практике. Этому помогают образцы употребления слов
-
готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем
записаны под диктовку. Например: жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенна
я жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу,
написать сочинение
-
миниатюру. Темы могут
быть разными.
Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт неболь
ших творческих работ нужен ребятам
, в них проявляется их
личностное
отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Предла
гается
учащимся объяснить
пословицы, которые воспитывают и
патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в
предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание
Д
.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу
или городу, к родной речи
-
задача первостепенной важности, и нет необходимости
это
доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого
-
с любви к своей
семье
,
к своему жилищу, к своему учебному заведению.
Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране
-
к ее истории, ее прошлому, а затем
ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и
идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства
учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия,
совести и т.д.
Велика роль и литературы.
Русская литература
–
основа воспитания.
Русская
литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной
психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому
и меткому
слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
4
В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее
сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут
сд
елать семья, школа, учитель литературы?»
-
писатель Валентин Распутин
ответил:
«Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного,
любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где
функция сер
дца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего
«солнца») и где душа
–
ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная,
любящая душа тоже источник тепла.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в м
ире, самое влиятельное на
душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до
Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла
–
если ее
правильно выстроить.
Именно литература создает ценности, необходимые душе
, поэтому
предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание
внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может
рассматрив
аться с точки зрения духовно
-
нравственного понимания. Но это понятие мы не
всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение
к окружающим, честность, порядочность и др.
Бесценной является русская классика.
Здесь все вывер
ено временем, нет ни единого лишнег
о слова. Классика бессмертна. Её
высшее назначение по Пушкину
-
бессмертие. Идея бессмертия души:
« ..душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья…»
Огромное внимание уделяла русская литература семейному
воспитанию.
Роман
«Евгений Онегин».
Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное
воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
« Но я другому отдана, я буду век ему верна»,
-
говорит любимая героиня Пушки
на. Даем
правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
Тема семейных отношений
нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева,
Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности,
–
распадается.
А
«Мысль
семейная» прекрасно раскрыта в произведении Л
.
Н
.
Толстого « Война и мир»
Сами
писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности,
гражд
анственности, духовной культуры
.
Огромную возможность для духовно
-
нравственного воспитани
я учителям
-
словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые
выражения. Нужно только умело их преподносить детям.
Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность
суждений, готовят школьников к ре
альной жизни. Где неизменно сталкиваются
характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и
плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая
игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирован
ие. Для решения духовно
-
нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки
-
исследования, беседы,
семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о
настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности з
а свои
поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все
воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно
повысится. И русский язык не только сыграет б
ольшую роль в поднятии грамотности и
развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально
-
нравственного
облика личности учащегося.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо
прожить жизнь, надо по
нимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо
делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий,
5
духовный. Один
-
слепой человек
-
ест, пьет, работает, отдыхает... Другой
-
зрячий,
духовный человек
-
сам ни
чего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что
делает слепой, животный человек. Зрячую,
духовную часть человека называют
совестью.
Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса.
Стрелка двигается с места только тогд
а, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути,
который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что
должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и
насколько он сбился.
Совесть
-
это
закон добра в душе человека
».
Художественные произведения русской классической литературы
–
пища для ума и
сердца. Они подталкивают своих читателей к размышлениям на самые важные темы,
сравнивать прежние времена и современность, одним словом, думать. Остаё
тся только
надеяться, что молодые читатели станут больше обращаться к классике.
Поэтому
процесс
нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и
совершенствов
ать
нравственные качества
учащихся
. В частности, речь должна
идти о
формировании таких ка
честв, как устойчивость
мировоззрения, патриотизм и культура
межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным
ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и
культура пове
дения.
Итак,
нравственность
-
наивысшая мера человечности.
Она начинается с
осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в
пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша
обя
занно
сть
-
воспитать это в молодежи
, чтобы они поступали именно так.
.
Литература
:
1.
Каримов И.А. «Узбекистан на пороге достижения независимости».
–
Т., 2011
2.
Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.
–
М., 1993.
–
С.122.
3.
Ильин И.А. Основы
христианской культуры. / И.А.Ильин
–
СПб.: Изд
-
во “Шпиль”,
2004.
4.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.
–
М.:
Юрайт
-
Издат, 2003.
5.
Лихачев Д.С. Письма о добро
м.
–
СПб.: Изд
-
во Русско
-
Балтийский информцентр
БЛИЦ, 1999.
6.
Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим
-
Бад.
–
М.: Большая
Российская энциклопедия, 2002.
–
С.81.
7.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педа
гогика
-
2005
-
№2
-
С. 67
-
68
8.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//
Вопросы психологии.
-
М.:Просвещение, 1975.
-
254с.