Научно-методическая статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
 
 
 
Духовно
-
нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
 
 
                       
                         
 
Гизатулина О.И
.
-
 
преподаватель русского языка
 
и литерат
уры
 
                                        
                  
Профессиональный 
коллед
ж КиИТ  
г.
 
Гулистан, Узбекистан
 
 
                                                                       
Есть много родов образования и развития,
 
                                                                     
 
 
и каждое из них важно само по себе, но 
 
 
                       
 
всех выше  должно стоять образование
 
 
              
 
 
нравст
в
енное.
 
                                                                                                    
           
В.Г.Белинск
ий
 
 
 
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие 
социально
-
экономические преобразования, происходящие в современном обществе, 
заставляют
 
нас размышлять о будущем Узбекистана
, о ее молодежи.
 
 
Духовно
-
нравственное развитие и воспитани
е гражданина Узбекистана является 
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и 
объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. 
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя чело
века, состояние 
и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества 
непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно
-
волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и 
духовных ц
енностей.
 
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая 
миссия 
–
 
воспитание духовно
-
нравственной личности, обладающей высокой степенью 
о
сознания себя 
гражданином 
независимого Узбекистана
. 
«Ни одно общество не может 
видеть свою перспективу без раскрытия и укрепления духовного потенциала, духовных и 
нравственных ценностей в сознании людей. Возрождение духовных ценностей 
рассматривается как органический естественный процесс роста национального
 
самосознания, возвращения к духовным истокам 
народа, его корням
 
» 
-
 
пишет Президент 
Ислам Абдуганиевич Каримов. 
1
 
Русская литература в
 
изучении 
полифункциональна
 
по своим целям и задачам, 
полифонична
 
по содержанию: в ней звучат голоса писателей, историчес
ких эпох и 
литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы 
этики, эстет
ики, культуры, нравственного самосознания
. Но самое главное 
–
 
проблема 
души и духа отдельного человека и целого народа.
 
Цель литературного образования 
–
 
спо
собствовать духовному становлению 
личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
 
 
Именно с духовно
-
нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой 
личности, так и всего общества. 
 
Проблемы 
духовно
-
нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях 
таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, 
В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие.
 
Они 
связывались главным образом с т
ем, что только нравственное воспитание обеспечивает 
формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к 
людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» 
он приводил изречение древнеримского фи
лософа Сенеки: «научись сперва добрым 
нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же 
цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот 
больше отстает, чем успевает».
 
                                        
                    
 
1
 
И.А. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости». 
–
 
Т., 2011
, с.68
 
2
 
 
Среди высших ц
енностей,
 
чтимых 
в 
русской литературе
, особое место занимает 
духовность.
 
Д
уховность 
-
 
это самосознание, напряженный процесс "делания" 
собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.
 
      
«Через родное слово,
-
 
отмечал педагог К.Ушинский,
-
 
отражается вся и
стория 
духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" 
национальной культуры.
 
       
Г
лавная 
цель образования
 
–
 
развитие высоконравственной, гармоничной, 
физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчес
тву и 
самоопределению
. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении 
своих учеников.
 
  
        
 
Русский язык и литература 
–
  
это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять 
внимание вопросам духовно
-
нравственного воспитания учащихся. 
 
   
       
 
Под “
духовно
-
нравственным воспитанием
” понимается процесс содействия 
духовно
-
нравственному становлению человека, формированию у него:
 
•
 
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, 
патриотизма),
 
•
 
нравственного
 
облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости
),
 
•
 
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению 
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
 
•
 
нравственного поведения (готовности служения людям и От
ечеству, проявления 
духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 
 
 
     
     
Любой у
рок
 
для учителя 
 
–
 
пространство воспитания благодарно
го отношения к 
родному 
языку, потому что память основана на благодарности, на даре 
блага
, добра. 
 
          
КОР
ЕНЬ 
этого слова в русском языке удивляет: 
 
благоволить, благоговет
ь, благодарить; благосостояние, 
благословить, благодеяние, 
благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; 
благовоние; благородный; благодать
.
 
       
  
Язык 
-
 
вели
чайший учитель, наставник, язык 
-
 
начиная от колыбельной песни и 
потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина 
-
 
всегда формировал и формирует 
мировосприятие, человечность, нравственность
.
 
Язык был педагогом и тогда, когда 
еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем 
богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, 
-
 
не только области внешнего общения, но их душа, к
оторая, как сказал поэт, « обязана 
трудиться и день и ночь».
 
     
    
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, 
над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, 
обращаю внимание учащихся на 
значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на 
нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития 
личности необходимо приобщение к сокро
вищам духовной культуры
 
народа, которое 
мною осуществляется через знакомство с древнейшим
и жанрами русского фольклора, 
воспитывающими 
в ребятах
 
добродетели.      
 
       
При изучении темы
 
«Синонимы», «Антонимы»
 
предлагаю учащимся поработать с 
понятиями:
 
сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, 
нежность, сердечность, сочу
вствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, 
память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести
.
 
         
Совместная работа с учащимися
 
может строиться двумя способами: учитель 
предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие д
анному, затем каждый 
знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются 
основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения 
выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в
 
тетради анализирует их смысловое содержание.
 
3
 
 
 
       
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые 
мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий:
 
«дружба»
-
 
«товарищество» 
-
 
«приятельские отношения».
 
          
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы.  Учащимся раздаются 
карточки со словами:  
честность,  правдивость,  искренность,  лживость, нечестность, 
неискренность. 
 
На доске записана пословица:   Кто один раз солжёт,  тому в другой раз 
не повезёт.
 
                     
Вопросы и задания: 
 
1. Как вы понимаете смысл пословицы? 
 
2. Чему учит пословица?  (честности, правдивость, искренности) 
 
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность) 
 
4. Запишите новые слова в два стол
бика и сравните их по смыслу: 
 
Честность      
-
        
нечестность
 
Правдивость  
-
       
лживость                                     
 
 
Искренность  
-
       
неискренность
 
5. Сравните слова первого столбика между собой.  Найдите в них сходство и
 
различие. 
 
6
. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие. 
 
7. Сравните слова первого и второго столбика.  Что можно сказать об их
 
значениях? 
 
   
       
Важно научить учащегося
 
не только объяснять значение нового слова,  но и 
пользоваться изуч
енным на практике.  Этому помогают образцы употребления слов 
-
  
готовые словосочетания и предложения,  которые могут быть прочитаны, а затем 
записаны под диктовку. Например: жадность
 
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,  
 
необыкновенна
я жадность, жадность к деньгам.
 
Предложения:  Нет у человека худшего врага, чем его жадность. 
 
Богатому  жадность не дает покоя. 
 
      
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, 
написать сочинение
 
-
 
миниатюру. Темы могут 
быть разными. 
 
Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». 
 
Опыт неболь
ших творческих работ нужен ребятам
,  в них проявляется их
 
личностное 
отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
 
   
    
Предла
гается 
учащимся объяснить
 
пословицы, которые воспитывают и 
патриотические чувства, и нравственные качества.
 
  
 
  
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в 
предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание 
Д
.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу 
или городу, к родной речи 
-
 
задача первостепенной важности, и нет необходимости
 
 
это 
доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого 
-
 
с любви к своей 
семье
, 
к своему жилищу, к своему учебному заведению.
 
Постепенно расширяясь, эта 
любовь к родному переходит в любовь к своей стране 
-
 
к ее истории, ее прошлому, а затем 
ко всему человеческому, к человеческой культуре».
 
Задание к этому тексту:
 
1. Определите тему и 
идею текста.
 
2. Определите стиль речи.
 
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
 
  
 
   
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства 
учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, 
совести и т.д.
 
        
 
Велика роль и литературы. 
Русская литература 
–
 
основа воспитания.
 
Русская 
литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной 
психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому
 
и меткому 
слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
 
4
 
 
         
В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее 
сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут 
сд
елать семья, школа, учитель литературы?»
-
 
писатель Валентин Распутин
 
ответил: 
«Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, 
любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где 
функция сер
дца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего 
«солнца») и где душа 
–
 
ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, 
любящая душа тоже источник тепла.
 
   
     
 
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в м
ире, самое влиятельное на 
душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до 
Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла 
–
 
если ее 
правильно выстроить.
 
Именно литература создает ценности, необходимые душе
, поэтому 
предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.
 
      
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание 
внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может 
рассматрив
аться с точки зрения духовно
-
нравственного понимания. Но это понятие мы не 
всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение 
к окружающим, честность, порядочность и др.
  
Бесценной является русская классика.
 
Здесь все вывер
ено временем, нет ни единого лишнег
о слова. Классика бессмертна. Её
 
высшее назначение по Пушкину 
-
 
бессмертие. Идея бессмертия души:
 
 
« ..душа в заветной лире
 
   
Мой прах переживет и тленья…»
 
      
    
Огромное внимание уделяла русская литература семейному
 
воспитанию. 
Роман 
«Евгений Онегин». 
Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное 
воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
 
« Но я другому отдана, я буду век ему верна», 
-
 
говорит любимая героиня Пушки
на. Даем 
правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
 
           
Тема семейных отношений
 
нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, 
Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, 
–
 
распадается.
 
А
 
«Мысль 
семейная» прекрасно раскрыта в произведении Л
.
Н
.
Толстого « Война и мир»
 
Сами 
писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, 
гражд
анственности, духовной культуры
.
 
         
 
Огромную возможность для духовно
-
нравственного воспитани
я учителям
-
словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые 
выражения. Нужно только умело их преподносить детям. 
 
    
  
  
 
Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность 
суждений, готовят школьников к ре
альной жизни. Где неизменно сталкиваются 
характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и 
плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая 
игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирован
ие. Для решения духовно
-
нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки
-
исследования, беседы, 
семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о 
настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности з
а свои 
поступки, о величайшей силе любви, о семье.
 
        
   
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все 
воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно 
повысится. И русский язык не только сыграет б
ольшую роль в поднятии грамотности и 
развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально
-
нравственного 
облика личности учащегося.
 
           
Как уместны  ко всему сказанному  слова Л.Н.Толстого: «Для того  чтобы хорошо 
прожить жизнь, надо по
нимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо 
делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, 
5
 
 
духовный. Один 
-
 
слепой человек 
-
 
ест, пьет, работает, отдыхает... Другой 
-
 
зрячий, 
духовный человек 
-
 
сам ни
чего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что 
делает слепой, животный человек. Зрячую, 
духовную часть человека называют 
совестью.
 
Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. 
Стрелка двигается с места только тогд
а, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, 
который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что 
должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и 
насколько он сбился. 
Совесть 
-
 
это 
закон добра в душе человека
».
 
Художественные произведения русской классической литературы 
–
 
пища для ума и 
сердца. Они подталкивают своих читателей к размышлениям на самые важные темы, 
сравнивать прежние времена и современность, одним словом, думать. Остаё
тся только 
надеяться, что  молодые читатели станут больше обращаться к классике.
 
Поэтому
 
процесс 
нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и 
совершенствов
ать 
нравственные качества
 
учащихся
. В частности, речь должна
 
идти о 
формировании таких ка
честв, как устойчивость
 
мировоззрения, патриотизм и культура 
межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным 
ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и 
культура пове
дения.
 
           
 
Итак, 
нравственность 
-
 
наивысшая мера человечности. 
Она начинается с 
осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в 
пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша 
обя
занно
сть 
-
 
воспитать это в молодежи
, чтобы они поступали именно так.
 
 
 
         
.
 
Литература
:
 
1.
 
Каримов И.А.  «Узбекистан на пороге достижения независимости». 
–
 
Т., 2011
 
2.
 
Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.
–
 
М., 1993. 
–
 
С.122.
 
3.
 
Ильин И.А. Основы 
христианской культуры. / И.А.Ильин 
–
 
СПб.: Изд
-
во “Шпиль”, 
2004.
 
4.
 
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учебное пособие для 
студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. 
–
 
М.: 
Юрайт
-
Издат, 2003. 
 
5.
 
Лихачев Д.С. Письма о добро
м. 
–
 
СПб.: Изд
-
во Русско
-
Балтийский информцентр 
БЛИЦ, 1999.
 
6.
 
Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим
-
Бад. 
–
 
М.: Большая 
Российская энциклопедия, 2002. 
–
 
С.81. 
 
7.
 
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // 
Педа
гогика 
-
 
2005 
-
 
№2 
-
 
С. 67
-
68
 
8.
 
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// 
Вопросы психологии. 
-
 
М.:Просвещение, 1975.
-
 
254с.