Научно-методическая статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Гизатулина О.И . - преподаватель русского языка и литерат уры Профессиональный коллед ж КиИТ г. Гулистан, Узбекистан Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравст в енное. В.Г.Белинск ий Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Узбекистана , о ее молодежи. Духовно - нравственное развитие и воспитани е гражданина Узбекистана является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя чело века, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ц енностей. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно - нравственной личности, обладающей высокой степенью о сознания себя гражданином независимого Узбекистана . «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без раскрытия и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. Возрождение духовных ценностей рассматривается как органический естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням » - пишет Президент Ислам Абдуганиевич Каримов. 1 Русская литература в изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, историчес ких эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстет ики, культуры, нравственного самосознания . Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Цель литературного образования – спо собствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно - нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. Проблемы духовно - нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие. Они связывались главным образом с т ем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского фи лософа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». 1 И.А. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости». – Т., 2011 , с.68 2 Среди высших ц енностей, чтимых в русской литературе , особое место занимает духовность. Д уховность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове. «Через родное слово, - отмечал педагог К.Ушинский, - отражается вся и стория духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры. Г лавная цель образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчес тву и самоопределению . Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся. Под “ духовно - нравственным воспитанием ” понимается процесс содействия духовно - нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости ), • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), • нравственного поведения (готовности служения людям и От ечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Любой у рок для учителя – пространство воспитания благодарно го отношения к родному языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага , добра. КОР ЕНЬ этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговет ь, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать . Язык - вели чайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность . Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, к оторая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь». На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокро вищам духовной культуры народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшим и жанрами русского фольклора, воспитывающими в ребятах добродетели. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочу вствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести . Совместная работа с учащимися может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие д анному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. 3 Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения». Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете смысл пословицы? 2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности) 3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность) 4. Запишите новые слова в два стол бика и сравните их по смыслу: Честность - нечестность Правдивость - лживость Искренность - неискренность 5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие. 6 . Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие. 7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях? Важно научить учащегося не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изуч енным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенна я жадность, жадность к деньгам. Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому жадность не дает покоя. После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт неболь ших творческих работ нужен ребятам , в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Предла гается учащимся объяснить пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества. При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д .С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье , к своему жилищу, к своему учебному заведению. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д. Велика роль и литературы. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. 4 В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сд елать семья, школа, учитель литературы?» - писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сер дца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла. В руках у учителя литературы самое богатое наследие в м ире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Именно литература создает ценности, необходимые душе , поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматрив аться с точки зрения духовно - нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др. Бесценной является русская классика. Здесь все вывер ено временем, нет ни единого лишнег о слова. Классика бессмертна. Её высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души: « ..душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья…» Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.). « Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушки на. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества? Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается. А «Мысль семейная» прекрасно раскрыта в произведении Л . Н . Толстого « Война и мир» Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражд анственности, духовной культуры . Огромную возможность для духовно - нравственного воспитани я учителям - словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям. Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к ре альной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирован ие. Для решения духовно - нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки - исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности з а свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет б ольшую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально - нравственного облика личности учащегося. Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо по нимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, 5 духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ни чего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогд а, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека ». Художественные произведения русской классической литературы – пища для ума и сердца. Они подталкивают своих читателей к размышлениям на самые важные темы, сравнивать прежние времена и современность, одним словом, думать. Остаё тся только надеяться, что молодые читатели станут больше обращаться к классике. Поэтому процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствов ать нравственные качества учащихся . В частности, речь должна идти о формировании таких ка честв, как устойчивость мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура пове дения. Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обя занно сть - воспитать это в молодежи , чтобы они поступали именно так. . Литература : 1. Каримов И.А. «Узбекистан на пороге достижения независимости». – Т., 2011 2. Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев. – М., 1993. – С.122. 3. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин – СПб.: Изд - во “Шпиль”, 2004. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт - Издат, 2003. 5. Лихачев Д.С. Письма о добро м. – СПб.: Изд - во Русско - Балтийский информцентр БЛИЦ, 1999. 6. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим - Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С.81. 7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педа гогика - 2005 - №2 - С. 67 - 68 8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975. - 254с.