Выступление на педсовете «Духовно – нравственное воспитание и развитие в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе»

1) Цывкина Т. С.
«Духовно – нравственное воспитание и развитие в системе организации
преподавания русского языка и литературы в урочной и
внеурочной деятельности учащихся в школе»
(Слайд № 2)
Духовно-нравственное воспитание «является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования», потому что школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Отсюда вытекают задачи духовно-нравственного воспитания и основная его цель.
(Слайд № 3)
Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой как на уроках литературы и русского языка, так и во внеурочной деятельности учителя-словесника.
2015 год объявлен в России Годом литературы. Потому что духовно-нравственный потенциал литературы высок, а глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
(Слайд № 4)
Литература духовный опыт поколений. Чтобы понять то, что скрыто в художественном произведении, необходимо вдумчивое, пытливое чтение, внимание к художественному слову и образу. Будь то «Левша» Лескова, «Дубровский» Пушкина или лирика Заболоцкого: нравственная проблематика – основа любого урока.
(Слайд № 5)
Уроки литературы и воспитывают, и развивают. Как сделать, чтобы урок словесности оставлял след в душах подростков? Внести элемент творчества.
(Слайд № 6)
Использую и нестандартные уроки, которые учат ребят мыслить, творить и работать в непривычной ситуации. При подготовке нестандартного урока много приходится работать и учителю, и ученикам. Но после каждого такого урока в духовный мир ребят входит нечто новое, оставляющее след.
(Слайд № 7)
Уроки- диалоги, размышления, диспуты создают наиболее оптимальные условия для развития творческих и исследовательских возможностей школьников.
А правильно выбранное произведение, тема разговора, грамотно составленные вопросы способствуют формированию сознания учеников, служат средством для воспитания и развития человека и гражданина.
(Слайд № 8)
Роль классической литературы, тесно связанной с музыкой, театром и искусством, в духовно-нравственном воспитании обучающихся неоценима.
(Слайд № 9)
На уроках русского языка использую языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Самое главное найти такого героя, который и сегодня является ориентиром и необходим нашим детям в жизни, например, Александр Невский.
(Слайд № 10)
Внеурочная работа по русскому языку и литературе предполагает различные виды деятельности (выведено на экране), которая способствует развитию гражданского и нравственного сознания школьников, развивает в них чувство долга и ответственности, помогает понять, что процесс творческого письма, осознанного чтения и регулярной работы с литературой, со средствами СМИ и Интернетом необходим.
(Слайд № 11)
Мною разработаны дополнительные образовательные программы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 классов.
Элективные курсы и кружковая работа направлены на разностороннее развитие личности школьника. Это серьёзная помощь в подготовке к сдаче государственных экзаменов.
(Слайд № 12)
Много лет работая в старших классах, каждый год выпускаю, поэтому мне и пришлось разработать систему подготовки к сдаче экзаменов. Высокий уровень качества на ГИА и ЕГЭ по русскому языку обеспечивается систематической, целенаправленной работой на элективных занятиях.
Результаты сдачи ГИА за 2013-2014 учебный год:
Качество 82, 14%. Средний оценочный балл моих учеников 4, 3. Выше, чем по городу и по области.
Результаты сдачи ЕГЭ. 11 класс:
Средний тестовый балл моих учеников 65, 71. Выше, чем по области - 65, 3 и по России - 62, 5.
(Слайд № 13)
Литературно-музыкальная гостиная посвящается обычно творчеству какого-либо поэта, потому что поэзия со своей символичностью, особой образностью достаточно сложна даже для понимания взрослого человека.
(Слайд № 14)
Школьники, увлекающиеся исследовательской деятельностью, успешно работают над проектами, которые различаются по организационным формам и по виду деятельности. В итоге получаем разные виды проектного продукта, который имеет научную значимость и является предметом инноваций.
(Слайд №15)
Большая работа проделана Шириновой В. при написании исследовательской работы «Память о прошлом». (По страницам газеты «Ржевская правда»). Ученица познакомились с огромным количеством литературных, документальных и архивных источников, отобрала для презентации найденный материал, иллюстрирующий развитие «Ржевской правды» за 95 лет. Информация на страницах газеты, считает ученица, напоминает: без прошлого нет достойного настоящего и светлого будущего.
(Слайд №16)
«Сегодня все чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но по-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству и воспитывающее духовно и нравственно, обязательно находит отклик в сердцах читателей – современников», - пишет в своей работе «Детская журналистика» Михайлова Наталия.
(Слайд № 17)
Финалистка Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – XX век» Света Дмитриева на основе свидетельств родственников и знакомых, сохранившихся писем, архивных материалов и фотодокументов, рассказала о судьбе своего прадеда.
(Слайд №18)
На внеурочном мероприятии по проектной деятельности ученики 6 «А» класса в 2013-14 учебном году показали, как они умеют пользоваться собранным историческим материалом о Ржеве и на его основе создавать свои творческие и информационные проекты, а также совершенно разные виды проектного продукта: презентации, речёвки, стихотворения, раздумья, сочинения, размышления, викторины и др.
(Слайд № 19)
С творческими проектными работами выступали ребята на 2-ом и 3-ем городском конкурсе-фестивале «Город – мир, который нужен мне». Посвящён 800-летию со дня основания Ржева. Все стали призёрами и дипломантами. Главное: фестиваль-конкурс учит уважительно относиться к изучению истории, культуры и традициям родного города и отвечать за его будущее.
(Слайд № 20)
Добролюбов Алексей представлял общественности города один из лучших проектов о Ржеве «Город будущего». В Благодарственном письме от начальника Отдела образования администрации города Ржева Иноземцевой И.А. говорится: «Искренне желаем тебе, Алексей, реализации самых смелых планов и грандиозных проектов».
(Слайд № 21)
Кудрявцевым Егором разработан интересный информационно-познавательный проект «Путешествие в слово». Работа учит чувству уважения к великому русскому слову и гордости за наш великий могучий язык.
(Слайд № 22)
Активно используется региональный компонент. Разработали с 7 «А» практико-ориентированные проекты на тему «Пушкин в Твери и Тверском крае» и совершили поездку в Берново.
«Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», (Слайд № 23) - эти слова Д.С. Лихачёва воспитывают у подрастающего поколения любовь к родному краю.
Это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры школьников, которые с удовольствием участвовали в региональном социально-значимом проекте «Время добрых дел!». (Максимальное количество баллов – 25).
(Слайд № 24)
По-особому тепло работалось над региональным проектом «Моя родословная». Только через познание своих «корней», истории рода и страны мы придём к осознанию себя и своего места на земле. Все 9 участников награждены.
(Слайд № 25)
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. В год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Издательство «Просвещение» проводит патриотическую акцию «Карта Памяти».
Участвуем мы и во Всероссийском открытом конкурсе «Семейные фотохроники великих войн России» в номинации № 2: конкурс школьных сочинений (рассказов) «Моя семья в истории страны».
И через 70 лет после окончания войны нам остаётся только преклонить колени перед памятниками, хранящими память о священном подвиге советских воинов в «сороковые, роковые».
(Слайд № 26)
Не забываем и о таком направлении проектной деятельности, как здоровый образ жизни. Стали победителями в городской акция «Мы – за здоровый образ жизни в номинации «Организация волонтёрской профилактической работы.
Интересно прошли
деловые игры «Как обеспечить свою безопасность?» и «Вредные привычки - за и против»;
беседа-тест «Здоровый образ жизни»;
диалог-размышление «Зачем нужна полиция?».
Цель этих мероприятий: формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента духовно-нравственного воспитания.
(Слайд № 27)
Фотографии, как и художественное произведение, учат видеть прекрасное и беречь наш хрупкий мир, вглядываясь в который, мы становимся добрее и чище душою. Спасибо ребятам за удивительные фотографии.
(Слайд № 28)
Мои учащиеся пишут сочинения и регулярно участвуют в конкурсах сочинений, например, «Гордимся предками». Обучающиеся стали победителями и призёрами. В «Сборник сочинений учащихся» вошли их работы.
28 февраля 2013 года на страницах газеты «Тверская Жизнь» среди напечатанных пяти лучших конкурсных работ юных ржевитян было опубликовано сочинение Дмитриевой Светланы «Мечты его сбылись».
Сочинения о налогах не оставили детей равнодушными. Полученные награды за труд – это для ребят источник дальнейшего вдохновения.
(Слайд № 29)
Не обошли стороной и I Всероссийский конкурс фантастического рассказа «Школа 3000».
Творческие работы воспитывают лучшие духовно-нравственные качества, развивают способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
(Слайд № 30)
Работая над формированием духовно-нравственных ценностей, уделяю большое внимание словесному творчеству и развитию учащихся: написанию стихотворений. К данному виду работы привлекаются те ученики, у которых есть хотя бы небольшой литературный опыт или желание заниматься творчеством.
(Слайд № 31)
В работе над исполнением литературного произведения учитель является одновременно и сценаристом, и режиссером. Задача заключается в том, чтобы в совместной работе с исполнителем-чтецом – учеником помочь ему воплотить произведение, созданное другим автором.
Искусство чтения и исполнения произведения развивает творческие способности учащихся, содействует формированию их мировоззрения, служит средством духовно-нравственного и художественного развития.
(Слайд № 32)
В арсенале воспитательных средств прочно занимает своё место социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является взаимодействие ученика и учителя, а важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: интеллектуальный и творческий.
Материал проекта «Дорогой Славы от Ржева до Твери» можно использовать для проведения мероприятий разного уровня.
Участвуя в слёте представителей молодёжных отрядов добровольцев в рамках программы «Важное дело» Тверской области, ученицы посещали семинар, который проводил Решетников О. В., директор института общественного служения, эксперт комитета Государственной Думы и Федерального Собрания РФ. Особое внимание он уделил уровням нашей гражданственности.
(Слайд № 33)
Показатель, наиболее точно отображающий уровень гражданской активности и общественной деятельности, - это количество бескорыстных и добровольных инициатив во благо других людей.
С 2009 года успешно развивается один большой проект «Наши добрые дела», который направлен на воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, социально значимой личностью, творящей добро, проявляющей милосердие и сострадание к окружающим.
Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
(Слайд № 34)
По итогам урочной и внеурочной работы выявляю способности одарённых школьников, что позволяет выстраивать совместно с учеником индивидуальную траекторию его творческого развития. Сюда же входит подготовка учащихся к конкурсам и предметным олимпиадам, работа над проектами и подготовка к выступлениям на научных конференциях и различных предметных мероприятиях.
(Слайд № 35)
Передо мной стоит задача, как построить работу, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей и их духовно-нравственный потенциал.
Одна из задач интеллектуального Марафона: создать условия для поддержки одарённых детей – выполнена.
(Слайд № 36)
Предметные олимпиады способствуют выявлению наиболее талантливых детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях деятельности.
(Слайд № 37)
Участвуя во Всероссийском «Молодёжном чемпионате по литературе, русскому языку и языкознанию» со своими учениками, я стараюсь добиваться того, чтобы школьник занимался ежедневной работой над собой, умел самостоятельно ставить и решать поставленные задачи, слежу за тем, чтобы познавательный потенциал моих учеников приумножался.
(Слайд № 38)
Результаты своей научной, творческой деятельности ребята успешно представляли в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
А цель творческого регионального конкурса «Читай! Выбирай! Цитируй - привлечь внимание школьников к книге, развить мотивацию к чтению – достигнута..
Одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного: (слайд № 39) сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, такими, как городская детская и центральная библиотеки; (слайд № 40) посещение музеев, (слайд № 41) театров, (слайд № 42) незабываемые и увлекательные экскурсии, (слайд № 43) внеклассные мероприятия, во время подготовки которых происходит единение детей, учителя, родителей, и это способствует формированию единого классного коллектива.
(Слайд № 44)
Итак, вся урочная и внеурочная деятельность педагога выстраивается в логическую цепочку:






Для того чтобы духовно-нравственное воспитание и развитие было успешным, необходима, как мы убедились, системная организация на всех его уровнях. А реализация его должно осуществляться в разных формах
Считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека, поэтому в моей работе духовно-нравственное воспитание занимают основное место.

(Слайд № 45)

. Примечание: работа иллюстрируется материалом за последние три учебных года.



















13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 1 Заголовок 215