Доклад на тему Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Районные педагогические чтения
Тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»
Секция: «Управление реализацией содержания образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты через использование дидактических средств, образовательных технологий и методик»
Тема доклада: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Выполнила:
Швец Екатерина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10
г. Татарск, 2015
Цель выступления: обобщение и распространение педагогического опыта
по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».
Ожидаемый результат: применение данной методики в практике учителей русского языка и литературы.
В быстро меняющемся мире общество корректирует или коренным образом меняет цели и задачи школьного образования. Раньше главная цель образования - формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности. Сейчас же - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.
На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом, но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми.
Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Готовясь к выступлению, я выяснила у пятиклассников:
В свободное время вы отдадите предпочтение компьютеру или книге?
Было опрошено 30 человек. Из них 95% отдадут предпочтение компьютеру и лишь только 5% - книге. Я поинтересовалась у своих девятиклассников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Значит, долгое время дети ошибочно считают невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила цель - формирование у обучаемых данных компетенций.
В варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.
Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.
Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Но, по моему мнению, именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
“Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Формируя языковые и коммуникативные компетенции, я использую различные методы, такие как: вживания, сравнения, придумывания, метод образной картины и т.д.; приемы: придумывание заданий, вопросов, тем сочинений, ролевые игры, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, справочное бюро).Создание образов, придумывание загадок, ассоциации, сопоставлении. Предлагаю несколько примеров: Алгоритм составления загадок
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.
а) По признакам
На доске заранее начерчена таблица КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)
3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть привидение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ?
ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
Страшный, но не привидение,
Опасный, но не огонь,
Дикий, но не кабан,
Огромный, но не небо.
б) Последовательность сочинения загадок по действиям:
1) выбрать объект;
2) придумать какие действия он выполняет;
3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;
4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.
Что делает? Какой объект делает так же
Алгоритм составления метафор
1. Выбрать объект
2.Что делает?
3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие)
5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора
дождь
льёт
слёзы
небо
дождь - небесные слезы
Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра, где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.
Предлагаю несколько упражнений, которые я использую в своей работе.
1.Написание сочинения по единому началу.
Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..
В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…
2.Сочинение от лица неодушевленного предмета.
- «Я карандаш в пенале первоклассника…»
- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»
- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»
3. Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле.
Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
4.Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.
1.Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.
2.Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.
Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся.
Но не только на уроках русского языка и литературы, но и во время внеурочной деятельности происходит работа по формированию ключевых компетенций.
В 10 и 11 классах я вела элективный курс «Стилистика».
Программа Курса рассчитана на два года обучения.
Курс в 10 классе приводит в систему сведения об устном и письменном деловом общении. Дает представление об этике. Внимание коммуникативной культуре в деловом общении (культура речи, лексика делового стиля, лексическая сочетаемость, произношение, грамматика, стилистика). Учащиеся знакомятся с особенностями речевого поведения, этическими нормами телефонного разговора, культурой делового письма.
Основная задача курса за 11 класс— познакомить учащихся с культурой делового общения, правилами и этикетом деловых отношений. Учащиеся расширяют знания по темам: «Стилистическая окраска (книжная, просторечная, ироническая, шутливая)», «Жанровые разновидности стилистики речи», «Эпитеты, сравнения, метафоры», «Правильный выбор лексического эквивалента». Программа предусматривает проведение практикумов, тестирований, комплексного анализа текстов различных стилей, работу со словарями, подготовку к сдаче ЕГЭ.
Возможные задания:
1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.
2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».
3.Подобрать синонимы к данным словам: ходАтайство, удостовЕрить, засвидЕтельствовать, информАция…
4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте.
Пишите ваши инициалы полностью.
Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.
Важно и то, что на занятиях ребята знакомятся с деловым стилем письменной речи, с требованиями к оформлению частных деловых бумаг, учатся писать автобиографию, резюме, заявление и т.д.
Применение таких форм работы дают следующие результаты:
Варламова Алина, обучающаяся МБОУ СОШ № 10 заняла II место в районном литературном конкурсе «До востребования», в номинации «Это самое светлое чувство…». Её стихотворение «Любовь имеет дар природный…», вошло в «Сборник литературных работ победителей районного конкурса «До востребования», Татарск , 2013 Приложение1.
Группа учащихся награждена Грамотой МБОУ ДОД – ЦДТ за II место в районном этапе Сибирских поэтических чтений в номинации «Художественно-поэтическая композиция» в 2014году.
Команда «Вдохновение» МБОУ СОШ № 10 награждена Грамотой МБОУ ДОД – ЦДТ за III место в районной интеллектуальной игре «Великие имена в литературе» в 2014 году.
Обучающиеся являются активными участниками различных конкурсов, предметных олимпиад и мероприятий различных уровней:
Игра – конкурс «Русский медвежонок», игровой конкурс «Пегас», предметная олимпиада «Олимпус», олимпиада школьников по русскому языку литературные конкурсы, принимают участие в мероприятиях в рамках предметной недели гуманитарных наук. Приложение 2, 3.
В текущем учебном году начали работу над созданием сборника детских творческих работ, приуроченных к году литературы в России.
Вашему вниманию представлены избранные работы. Приложение 4.
Обучающиеся самостоятельно работают с электронной литературой, тестами, словарями и другими ресурсами.
* gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.
* gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др.
* learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки).
* HYPERLINK "http://slovari.gramota.ru/" slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50).
*HYPERLINK "http://www.naexamen.ru/gram/"naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации
* gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В.
* distedu.ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос. Университет, 2001г.) * kursy.ru - курс "Ошибки словоупотребления" Александр Левитас на сайте международного центра дистанционного обучения
* О природной грамотности в условиях ее формирования http://www.zankov.ru/break/read8.asp По моему мнению, именно применение языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.
Все виды компетенций, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
Ф. Бэкон
Приложение 1.
* * *
Любовь имеет дар природный -
Она заботится о том,
Чтоб сердце не было свободным,
И бушевали страсти в нем.
Мы с ней проходим через муки,
То розы тронем, то шипы,
То вдруг под парусом разлуки
Бежим куда – то от мечты.
Приливы чувства и отливы,
То солнца луч, то с неба гром.
То бури шквальные порывы,
То чайки в небе голубом.
То грусть терзает безотчетно,
Когтями острыми скребя.
Любовь всегда капризна в чем – то,
Но жить не сможешь не любя.
Варламова Алина, 14 лет,
МБОУ СОШ № 10, 2 место
Приложение 2.
Результаты участия в предметных конкурсах, олимпиадах
Год Название конкурса Уровень Кто участвовал Результат
2012 Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» общероссийский Тарасенко Дмитрий
Горбачев Дмитрий 83 балла(1 место в районе)
82 балла (2 место в районе)
2013 Игровой конкурс «Пегас» общероссийский Горбачев Дмитрий 40 баллов (90,85 %) 31 место в регионе
2013 Предметная олимпиада «Олимпус» общероссийский Мамедова Рахиля
Григорьева Дарья
Мартыненко Валерия III место ( диплом и книга в награду)
9 место (диплом лауреата)
9 место (диплом лауреата)
2013 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку муниципальный Жукова Александра Призер
2013 «Весенняя капель» муниципальный Группа учащихся II –место
2013 Районный литературный конкурс «До востребования» муниципальный Варламова Алина II –место
2014 Районная литературная игра «Великие имена в литературе» муниципальный Группа учащихся III – место
2014 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку муниципальный Мартыненко Валерия Призер
Приложение 3.
Мероприятия по русскому языку «Сильное звено»
Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне
«Сталинград – столица нашей Победы!»
Заседание творческой группы.
Создание стенгазеты, посвященной неделе русского языка и литературы
Урок внеклассного чтения «Мое любимое лирическое произведение»
Приложение 4.
Творческие работы обучающихся МБОУ СОШ № 10 «Молодое перо»
Сушков Александр, обучающийся 9 «А» класса
Стихотворение «Моя любимая страна!»
Моя любимая страна!
Для нас ты гордость и опора.
Твои поля, бескрайние просторы,
Березы, клен и тополя,
Хлеба, гречиха, рожь, луга
Храню Россию в сердце я.
Вдыхая воздух, выйдя в поле,
Я вспоминаю детства пору,
Как делал первые шаги,
Как маленьким орленком бегал,
Как ветер волосы трепал.
Уже тогда, ребенком верил,
Уже тогда тобой дышал.
Сквозь неудачи, боль, года
Все тот же ветер, я все помню.
Я горд тобой и жизнь отдам,
Как наши предки отдавали,
Без сожаления шепча:
«Люблю тебя, моя Россия,
Люблю тебя, моя страна!»
2015г.
Браткова Диана и Торгонская Анна, обучающиеся 9 «А» класса
Стихотворение «Мой любимый город Татарск»
На карте, средь кучи больших городов
Виднеется город Татарск,
Москва же красива, но все же для нас
Навеки останется лучшим Татарск.
В Татарске морей нет, и речка одна,
Зеленые рощи, луга и поля.
Татарск я люблю – мы здесь родились,
Мы здесь повстречали друзей,
И первую нашу любовь обрели,
Встречали рассветы и звезды считали
И радость, и горе впервые узнали.
И пусть мы уедем по роком судьбы
В другую страну или город чужой
Вовек не забудем твоей красоты.
И памятных мест, и «Биг-Бена» с часами
Нельзя заменить нам твою красоту
Любимый Татарск – я тебя так люблю!
И даже дождливой и грустной порой
Своей красоты никогда не терял,
И на веселые мысли меня направлял,
Своею природой всегда вдохновлял.
И все же мы повторять не устанем
Ничто не заменит твоей красоты.
На карте, средь кучи больших городов
Виднеется скромный наш город Татарск.
Он мал и уютен, очень родной,
Любимый, прекрасный и очень живой!
2015 г.
Кирченко Артем, обучающийся 5 «Б» класса
Стихотворение «Моя Россия»
Ты Россиюшка моя, ты родимая,
Очень сильно я люблю твои края.
И встану на защиту я,
Когда наступит тяжкая война.
Я поезжу по миру
И не удивлюсь,
Что Россия лучшая
На белом свете Русь.
Когда я уезжаю за границу
Я думаю о Родине своей,
Потому что я родился тут,
Потому что здесь и мама, и отец,
Потому что здесь мои друзья,
Потому что русский я.
Люблю я русскую природу
Тем, что здесь и реки, и поля,
Березки тут родимые, и ель тут и сосна,
И милая плакучая ива у ручья.
Еще есть русские избушки
В них так уютно, по-простому.
Затопишь печь и выйдешь на опушку,
И понимаешь, счастлив снова.
2015 г.