Рабочая программа по русскому языку


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета « Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. Предмет « Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно – нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции.
Целями изучения предмета « Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического воспитания и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
- система языка ( основы лингвистических знаний): фонетика, орфография, графика, состав слова, грамматика(морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
-развитие речи.
Программа направлена на реализацию средствами предмета « Русский язык» основных задач образовательной области « Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических качеств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать , участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
- воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В четвёртом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально – синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи( склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонение имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глаголов, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 170 часов при 5 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2014.
3.Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
4.Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
5.Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
6.Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
7.Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
8.Русский язык. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
9.Русский язык. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
10.Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
11.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
12.Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа обеспечивает достижение учениками 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В четвёртом классе продолжается работа над созданием условий для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса « русский язык»;
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к русскому языку как к духовной, культурно – исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской , творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе продолжается работа над созданием условий для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса « Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного процесса;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского языка, осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во свеем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального и общего образования в соответствии с содержанием предмета « Русский язык».
В четвёртом классе продолжается работа над созданием условий для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса « Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических т коммуникативных задач;
7) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
8) способность проверять написанное.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка в 4 классе учащиеся научатся:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
разбирать простое предложение с однородными членами;
ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
оформлять предложение в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный)
писать обучающее изложение доступного текста;
списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
производить разбор слов по составу;
подбирать однокоренные слова;
распознавать части речи;
определять род, число, падеж имён существительных и прилагательных;
производить морфологический разбор доступных слов;
давать фонетическую характеристику звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и твёрдого знака в слове;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
различать признаки текста и типы текстов.
Четвероклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(75-80) слов, включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звук - буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов;
распознавать части речи и их грамматические признаки(род, число, падеж; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, прилагательные, глаголы по числам; склонять имена существительные, изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
производить разбор слова как части речи;
интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
писать изложение и сочинение (85-90слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
4.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов в тем Всего часов
1 Повторение 11
2 Предложение 9
3 Слово в языке и речи 21
4 Имя существительное 43
5 Имя прилагательное 30
6 Личные местоимения 7
7 Глагол 34
8 Повторение 15
Итого: 170
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Период
обучения Кол-во
часов Словарные
диктанты Контрольное
списывание Контрольные
диктанты Диагностические работы Проверочные работы
1 четверть 45 2 1 2 1 3
2 четверть 35 1 - 1 1 -
3 четверть 50 1 1 3 - 3
4 четверть 40 1 1 2 1 1
Итого: 170 5 3 8 3 7
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Период обучения Изложения Сочинения
1 четверть 1 2
2 четверть 2 2
3 четверть 4 4
4 четверть 3 1
Итого: 10 9
ВИДЫ КИМ

урока Вид работы Вид контроля/Тема
5 Стартовая диагностическая работа Констатирующий
9 Проверочная работа №1 Повторение
11 Контрольный диктант №1 Констатирующий
15 Словарный диктант Констатирующий
20 Проверочная работа № 2 Предложение
28 Контрольное списывание№1 Констатирующий
31 Проверочная работа № 3 Части речи
38 Словарный диктант № 2 Текущий
41 Контрольный диктант № 2 За 1 четверть
72 Словарный диктант №3 Констатирующий (за 1 полугодие)
74 Контрольный диктант №3 Констатирующий (за 1 полугодие)
76 Промежуточная диагностич.работаКонстатирующий (за 1 полугодие)
82 Проверочная работа № 4 Имя существительное
84 Контрольный диктант №4 Имя существительное
100 Контрольное списывание №2 Констатирующий ( за 3 четверть)
106 Словарный диктант №4 Констатирующий ( за 3 четверть)
113 Проверочная работа №5 Имя прилагательное
114 Контрольный диктант №5 Имя прилагательное
121 Проверочная работа №6 Личные местоимения
126 Контрольный диктант № 6 Констатирующий ( за 3 четверть)
141 Словарный диктант №5 Констатирующий за год144 Контрольное списывание №3 Констатирующий за год151 Проверочная работа №7 Глагол
154 Контрольный диктант №7 Глагол
159 Контрольный диктант № 8 Констатирующий за год161 Итоговая диагностическая работа Итоговый
5. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ (170 ч)
Название раздела/главы Универсальные учебные действия
Повторение (11ч) Анализ объектов с целью выделения признаков, постановка формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. Формирование навыков осмысленного чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Поиск и выделение необходимой информации, планирование своих действий. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей. Структуирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предложение
(9 ч) Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков. Планирование своих действий при постановке знаков препинания в предложении с однородными членами. Структуирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Слово в языке и речи( 21 ч) Структуирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Поиск и выделение необходимой информации, планирование своих действий. Анализ объектов с целью выделения признаков Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата работы.
Имя существительное
(43 ч) Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Использование критериев для обоснования своего суждения, делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Планирование свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Построение сообщений в устной и письменной форме, формулировка собственного мнения и позиции. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата работы.
Имя прилагательное ( 30 ч) Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Формирование уважения к национальному достижению Российского государства, осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.
Личные местоимения (7 ч) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Осознанное и произвольное построение высказываний, основанных на знаниях. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата работы.
Глагол( 34 ч) Структуирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Подведение под понятие. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
Повторение
(15 ч) Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата работы
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текстов ( описание, рассуждение, повествование, смешанный). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. обращение. Основа предложения. Словосочетание. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами И, А, НО (наблюдения). Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения)
Слово о языке и речи(21ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Фразеологизмы. Работа со словарями(толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). Наблюдение над изобразительно – выразительными средствами языка. Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова. Правописание приставок и суффиксов, разделительных ь и ъ.
Обобщение знаний о частях речи. Роль наречий в предложении.
Имя существительное(43ч)
Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -МЯ, -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи. Морфологический разбор существительных.
Имя прилагательное(30ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие). Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ЬЯ, -ЬЕ, -ОВ, -ИН).Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение(7ч)
Местоимение как часть речи. Местоимение 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения) .Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Глагол(34ч)
Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак (Ь) после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают?, что делать?.Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от ситуации. Текст. Композиция текста. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидности речи. Составление плана к изложению, сочинению. Использование при создании текста изобразительно – выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), синонимов. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии рисунков, картине, по заданной теме, по собственному выбору. Речевая этика.
Повторение в конце учебного года (15ч)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
7.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
1. Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке за ученическим столом.
2.Таблицы в соответствии с основными разделами программы.
3.Словари по русскому языку.
Технические средства обучения
1. Классная доска с креплениями для таблиц.
2.Магнитная доска.
3.Персональный компьютер с принтером ( для учителя).
4.Мультимедийный проектор.
5.Индивидуальные ноутбуки ( для учащихся, 12 шт.)
6. Телевизор.
7. Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
1.Видеофильмы, соответствующие темам по русскому языку.
2.Мультимедийные ЦОР.
Учебно-практическое оборудование
1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаш, линейка.
2. Материалы: тетради школьные.
Модели
1.Лента букв.
2. Модели предложения.
Оборудование кабинета
1. Ученические столы одноместные и двуместные с комплектом стульев.
2. Шкафы для хранения дидактического материала и пособий.
3. Стол компьютерный.
4. Стол для учителя со стулом.