Воспитание у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе обучения правилам этикета.


Воспитание у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе обучения правилам этикета.
Общение ребёнка в детском саду начинается с того момента, как он входит в дошкольное учреждение и продолжается, пока он не уйдёт. Не только наша речь является средством общения, но и невербальное общение играет большую роль. О людях можно судить не только по тому, что они говорят, но и по тому, какое у них при этом выражение лица, поза. Важно и умению следить за своим внешним видом. С самого начала на ребёнка производит впечатление как речевая, так и неречевая форма общения с ним взрослых, находящихся рядом, и детей. Задачей воспитателя является правильно организованная форма межличностного общения. Ш.А. Амонашвили в своей статье: « В школу с шести лет» говорит о том, что доброта и любовь к детям научит нас, педагогов обращаться с детьми так, чтобы не ущемлять их самолюбие и достоинство, не кричать и не пугать их, замечать их огорчения, радоваться успехам, приходить к ним на помощь, доверять. Методы, приёмы, способы обучения становятся более эффективными, когда проходят через душу педагога. И тогда в своих словах, действиях и поступках дети научатся подчёркивать уважительное отношение к людям.
Работая в разновозрастной группе, мы столкнулись с особенностями общения детей разного возраста. Для того чтобы помочь им избежать неприятных впечатлений от общения друг с другом, с взрослыми людьми, мы обратили внимание на необходимость воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы.
Изучение этой темы поможет нам, педагогам, в общении с родителями детей и коллективом детского сада, поможет избежать конфликтов, в споре отстаивать свою точку зрения, подчеркнув при этом своё уважение к собеседнику.
Цель: Доказать, что в процессе обучения правилам этикета
происходит воспитание культуры общения детей разновозрастной группы.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме: «Воспитание у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе обучения правилам этикета».
2.Определить содержание работы с детьми разновозрастной
группы по воспитанию культуры общения детей и обучению их
правилам этикета и проверить в практической деятельности методы обучения.
3.Разработать рекомендации для родителей и воспитателей пообучению детей этикету и воспитания у них культуры поведения.
Культура общения предполагает культуру речи. А.М Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.
Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н. Толстой, - и, для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Подавляющее большинство слов, возникших на памяти одного поколения, - заимствования. Естественным образом проникают в современный русский язык иноязычные слова, обозначающие новые предметы, явления, процессы. Нельзя и не учитывать тот факт, что разговорные просторечные слова - это конструктивные элементы разговорной речи. Во многом благодаря им разговорный язык можно отграничить от языка нейтрального и книжно-письменного. Разговорные слова обычно не нарушают норм литературного языка. Просторечная же лексика (в том числе и молодёжный жаргон) лежит за пределами этих норм. Наряду с бранными словами, вульгаризмами существует и лексика негрубого просторечия, употребительная в повседневной речи. Именно о ней в своё время говорил Ф.П. Филин. Используемая в меру и к месту, такая лексика придаёт общению определённый настрой, подчёркивает его эмоциональность, вносит оттенок доверительности. Но если нет предела в употреблении ненормативной лексики, то это действительно пагубно влияет на языковое сознание людей. Дети и взрослые должны знать, что некорректное использование просторечной и жаргонной лексики может нарушить коммуникацию, обидеть и даже оскорбить собеседника, вызвать определённую реакцию со стороны взрослых.
Воспитание, как общественная функция – это есть процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки их к жизни и труду. Воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, в ходе которого осуществляется формирование личности. Оно учитывает возрастные и индивидуальные особенности. Воспитание организует разнообразную деятельность ребёнка, использует положительное влияние среды и учитывает отрицательное и обеспечивает единство образовательного учреждения, семьи и общества. Воспитательная функция обучения заключается в формировании взглядов и убеждений, нравственных черт личности, воли, чувств, эмоций. Эта функция реализуется через постановку и реализацию воспитательных задач на занятии, что способствует развитию личности и формированию желаемых качеств.
Для осуществления воспитательной функции используются словесные, наглядные и практические методы. Методы обучения и воспитания должны быть доступны и учитывать уровень умственных способностей, и возрастные особенности детей. Они направлены на усвоение знаний и на выполнение задач обучения и воспитания. Методы воспитания должны побуждать ребёнка к активности, стремлению стать лучше. Метод - в переводе с греческого языка - путь к чему-либо. Задача воспитателя сделать этот путь ярким, интересным, направленным на формирование личности.
Методы объяснительно-иллюстративные используются при объяснении рассказа. Использование на занятии наглядных пособий помимо объяснения. Методы частично-поисковые используются во время создания проблемной ситуации. Воспитателем используются вопросы, ответы на которые дети не знают. Проблемные методы применяются так же с помощью слов, наглядных и практических методов. Дети под руководством воспитателя выполняют отдельные исследовательские задания. Используются большей частью словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа. Репродуктивная беседа опирается на ранее полученные знания. В ходе беседы вводится персонаж,
который заинтересовал бы ребёнка, интересные вопросы, загадки. Использование на занятии элементов драматизации способствуют развитию речи. Так же на занятии может быть использован такой метод работы как привлечение к участию в совместном с воспитателем рассказывании. Воспитатель направляет мысль ребёнка. Ребёнок учится сравнивать, анализировать. Помогают игровые моменты, задания на концентрацию внимания. Сочетание словесных и наглядных методов приводит к наилучшим результатам. Дети наблюдают за объектами в реальной жизни или рассматривают наглядные пособия. Результаты наблюдения оформляются в поделках, постройках детей или в устной речи.
Задача воспитателя – создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, предлагать различные игры и задания. Обогащать деятельность литературными образами игровую и изобразительную детей, конструирование.
Один из методов обучения культуре общения на занятии - это беседа. Воспитатель должен продумать вопросы и предполагаемые ответы детей. Вопросы должны быть чёткими, ясными. Требовать, если надо, полного ответа. Вводная беседа помогает восстановить имеющиеся представления детей по какому-то вопросу. Сообщающая беседа сообщает новые знания, а повторно-обобщающая беседа помогает обобщить полученные знания.
Учебный материал дети легче и глубже могут понять с помощью демонстрируемого объекта. Использование наглядности на занятии способствует лучшей демонстрацией правильного поведения. Воспитатель всегда находится в поле зрения ребёнка. Он должен быть образцом поведения для всех.
Форма изложения материала на занятии, часто используемая воспитателем – это рассказ. Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, общественной жизни какого-либо человека или группы людей (детям предлагается описать событие, жизнь животных, растений) Эмоциональное изложение материала воспитателем вызывает ответную эмоциональную реакцию у детей. Этого и старается добиться воспитатель. Содержание рассказа должно опираться на опыт ребёнка, должно быть интересным, и ориентировано на возрастные особенности. На занятии рассказ используется с различной целью: подготовить к усвоению нового: (Мы сегодня поговорим, о значении вежливых слов для человека, но сначала послушаем рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»), как изложение нового материала: (сначала прочтение рассказа, а потом обсуждение), как обобщение пройденного: несколько занятий говорилось о том, когда и какие, и где можно применять вежливые слова. После этого предлагается послушать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

В своей книге «Психология» Немов Р.С. Пишет, что в раннем дошкольном возрасте внимание детей непроизвольное. Дошкольник раннего дошкольного возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием только тогда, когда ему подаются сигналы, активизирующие внимание. Такими сигналами могут быть просьбы воспитателя обратить внимание на объект или воспитатель может предложить послушать рассказ, рассмотреть иллюстрацию. В то время как младшие дошкольники в состоянии удерживать внимание на привлекательной картинке не более 8 секунд, старшие могут внимательно смотреть на одно изображение до 20 секунд. В своей работе воспитатель опирается на особенности памяти детей дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте память непроизвольная и к старшему дошкольному возрасту становится произвольной. Ребёнок стремится обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Сначала появляется желание что-то запомнить или вспомнить, а потом возникают и совершенствуются необходимые для этого действия и операции. Было установлено, что больше припоминаний приходится на возраст от 3 до 4 лет. Значит, к этому времени у ребёнка складывается долговременная память. У некоторых детей младшего и среднего дошкольного возраста развита непосредственная и механическая память. Эти дети запоминают легко и без особых усилий, воспроизводят то, что видели и слышали, но только если информация вызывала у них интерес и дети были заинтересованы в запоминании и припоминании.
Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного постепенно становится произвольным. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2-3 годам. Именно в это время воображение из непроизвольного превращается в произвольное. Ребёнок отделяет образ от предмета и обозначает образ с помощью слова. Такое воображение называется познавательным. В результате образования и осознания ребёнком своего «Я», отделения себя от других людей и совершаемых поступков развивается аффективное воображение. Планировать, составлять программу действий ребёнок может только к 4-5 годам. К старшему дошкольному возрасту 6-7лет многие из детей могут представлять и жить в воображаемом мире.
Развитие мышления начинается со способности детей замещать одни предметы другими, придавая предметам-заместителям определяемые правилами игры функции. На втором этапе развития предметы замещаются их образами, и отпадает необходимость их использования. Словесно-логическое мышление предполагает умение рассуждать и понимать логику рассуждений. Ребёнок среднего дошкольного возраста уже умеет рассуждать.
3-4 летний ребёнок использует слова, часто не до конца их понимая. Развитие понятий идёт одновременно с развитием мышления. Постепенно речь становится связной и приобретает форму диалога. Затем развивается более сложная форма речи – монолог. К 4-5 годам появляются первые формы диалогической речи. Дети беседуют друг с другом, оценивают не только себя, но и своего товарища. Дети учатся общаться в детском коллективе. Амонашвили Ш.А писал: «Социально-нравственный опыт является основой для воспитания в ребёнке чувства долга, ответственности, для осознания им понятия необходимости. Опора на этот опыт позволяет ребёнку регулировать своё поведение в коллективе». Вот тут воспитатель и должен обращать внимание на воспитание культуры общения.
И.Н. Курочкина отмечает, что этика, этикет и эстетика влияют на поведение. Нравственные основы детских взаимоотношений с возрастом изменяются. На начальном этапе морального развития ребёнка (2-5 лет) нормы и правила детям должны разъясняться. Становясь старше, дети понимают, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнений людей и обязательны для всех.
Дети 3-5лет видят и оценивают свою внешность, костюм, приучаются следить за чистотой рук, лица, одежды, учатся аккуратно и красиво есть и говорить. Всё это необходимые факторы, нужные для общения. Если мы нравимся людям – значит, нам намного легче будет общаться. Ребёнок начинает понимать, что красиво, а что безобразно в отношениях людей и сравнивает художественные образы между собой. Задача воспитателя организовать эмоциональное насыщение ситуации, исполнить отдельные яркие моменты: озвучить, иллюстрировать движениями, рисунками, моделями из конструктора.
В 5-7лет ребёнок в состоянии не только воспринимать красоту, но и создавать её. Можно предложить ему сконструировать свой узор для украшения коврика или платья для куклы. Ребёнок может украсить комнату своим рисунком. В общении со сверстниками он больше следит за своими высказываниями. Чтение наизусть стихотворений развивает выразительную речь. Можно стимулировать детей к созданию рассказов, создавая собственные рассказы об интересных случаях из собственной жизни, предложить рассказывание по ролям, участвуя в драматизации литературного произведения. Воспитатель может организовать творческие игры с отдельным звучанием и словами. Дети могут придумать новые выразительные имена для литературных персонажей.
Ведущее средство работы педагога – диалог. Дети оценивают поступки, события. Педагог наблюдает за поведением детей в свободной деятельности, для того чтобы правильно организовать педагогическую деятельность.
Дети дошкольного возраста стремятся к игровой деятельности. Игра для них является смыслом жизни. Игра – это наилучшее средство выражения себя, для этого на всех занятиях используются игры с целью научить, закрепить, повторить изученный материал. Использование на занятиях и вне занятий дидактических игр способствует обучению и воспитанию детей. В книге Р.С. Немова «Психология» говорится о том, что младшие дошкольники играют в одиночку. К среднему периоду игры становятся совместными. В них происходит имитация отношений между людьми. Детьми выделяются роли и правила, за соблюдением которых они следят и стараются их выполнять. Темы для сюжетно-ролевой игры дети берут из жизненного опыта: из семьи, из профессий людей, из сказок. Сюжетно-ролевая игра помогает проиграть какую-то жизненную ситуацию. При этом дети используют эмоции, выражают их голосом и незаметно для себя справляются с решением проблемы.
Проблемное обучение способствует развитию творческих способностей детей. Проблемное обучение учит мыслить логично, творчески, делает материал более доказанным, способствует более прочному усвоению знаний и положительно воздействует на эмоциональную сферу. Проблемное обучение формирует интерес к познаванию нового. Дети любят отгадывать загадки, выполнять разные задания. Проблемная ситуация может возникнуть тогда, когда заданы требования оценочного суждения со стороны ребёнка: если надо оценить поступки героев, предложить свой способ решения проблемы.
Воспитание у детей дошкольного возраста культуры общения возможно в процессе обучения правилам этикета. Проблема воспитания культуры общения у детей меня волнует давно.
Мной была изучена литература по воспитанию культуры поведения дошкольников. Использование методов работы, предложенных ведущими специалистами направляло мою работу.
И.Н. Курочкина даёт определение этикета в книге: «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»: Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к людям и стремлением доставлять им удовольствие своим внешним обликом, обхождением, манерами поведения».
Развитию личности способствует деятельность и общение. Общение приобретает самые совершенные формы на уровне человека. « Общение –это вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, то есть при включении и активном участии их ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие». -
Р.С. Немов «Общие основы психологии». – М.: Просвещение: Владос,1994.
Таким образом, общение в дошкольном учреждении – результат развития личности ребёнка, характеризующийся проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей, способностью показать и передать увиденное, услышанное, эмоционально откликаться на различные заявления, события жизни. Стремление личности к творческому отображению накопленного опыта, восприятия, познания в играх, в общении, рисунках, поделках. В процессе общения учитывается предыдущий опыт ребёнка и соответственная точка зрения на окружающий мир.
Общение в процессе экспериментирования - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность строится самим дошкольником по мере получения всё новых сведений об объекте. Часто шестилетний ребёнок хорошо понимает, чего делать нельзя. Но сила хотения заглушает в нём разумность. Импульсивная активность побуждает ассоциативную речь ребёнка. Ребёнок не в состоянии сдерживать возникшую мысль и спешит сказать обо всём, что всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсную активность детей. А скудный социальный опыт не позволяет им быть сдержанными, не желают уступать другим. Актуальные потребности и импульсивная активность присущи и семилетним детям, но больший социальный и нравственный опыт позволяет им лучше регулировать своё поведение.
Общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребёнка. В психологии известно, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителями этого опыта являются окружающие его взрослые. В своём развитии общение проходит ряд качественных ступеней.
В общении детей с взрослыми выделяются четыре вида содержания потребности в общении:
1. Потребность в доброжелательном внимании - с 2 до 6 месяцев.
2. Потребность в сотрудничестве - с 6месяцев до 3 лет.
3. Потребность в уважительном отношении взрослого с 3 до 5 лет.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании с 5 до 7 лет.

С.В. Петерина в своей книге «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» говорит, что культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах. И культура общения предполагает умение не только действовать определённым образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Среда - это окружающее человека пространство, зона его активного развития. Она может, как тормозить, так и стимулировать развитие ребёнка. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды: когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе становлении личности ребёнка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Некоторые психологические теории объясняют суть игры потребностью растратить излишнюю энергию. Игры и игрушки, которые в полной мере не соответствуют, не способствуют напряжённой деятельности настроенных на развитие сил, быстро надоедают ребёнку. Таким образом, на общение влияет предметно-пространственная среда: организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребёнка, его развития. К предметно-развивающей среде относятся: комфортность и безопасность обстановки, что чаще всего достигается через сходство интерьера с домашней обстановкой, обеспечение богатства впечатлений, что достигается подбором предметов обстановки групповых помещений, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы вносятся разнообразные бытовые предметы. А в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей способствует более разнообразному общению. Для создания развивающей среды группы важно учитывать возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности детей.
Обучение должно быть развивающим и опираться на личностно ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребёнком. Источником развития общения ребёнка является его познавательная творческая деятельность. Знания, полученные ребёнком, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовать свою деятельность. Взрослый в общении с детьми должен придерживаться правила не «рядом», не «над», а «вместе». Способами общения является понимание, признание и принятие личности ребёнка. А тактика общения - сотрудничество.
Среда группы должна удовлетворять потребности в общении, познании и уважении. На третьем году жизни развиваются движения и речь. В оборудование необходимо включать горки, мячи, сюжетные картинки, книги. Задачей воспитателя является выработать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно слушать именно эту книгу. Дети любят играть на горке, играть в песок, рассматривать иллюстрации, называя предметы. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают совместные игры. Значит и оборудование должно быть размещено так, чтобы детям удобно было организовать совместную деятельность. В этом возрасте развивается режиссёрская игра. Дети используют для её развития специальную атрибутику: настольный театр. Малыши могут быть зрителями в самодельном спектакле.
Организуя среду необходимо так организовать работу в смешанной группе, чтобы старшие дети помогали развиваться младшим, рассматривая вместе иллюстрации, играя вместе в подвижные игры.
Необходимо учитывать мнение каждого ребёнка. Выслушивать их предложения, если не удовлетворить их предложения, то объяснять причину отказа. На содержание общения в группе влияют подобранные игры и пособия. Чтобы не тормозить развитие более старших детей, подбираются игры и пособия по возрасту. Первоначальный период построения среды - два месяца, а далее её насыщение и реорганизация. Часть материалов заменяется, переставляется оборудование.

В разновозрастной группе, где дети пребывают круглые сутки, чаще меняется оформление. Изменение обстановки повышает эмоциональное восприятие виденного ранее, создаёт новые впечатления и образы, что влияет на ход общения детей. Необходимо приучать детей младшего возраста к аккуратному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке. Старшие тоже могут помочь в этом деле маленьким.
Организуя совместную деятельность у детей разного возраста, воспитатель должен помнить о различных основаниях, заставляющих их искать общения друг друга и корректировать и направлять их. Научить старших заботиться о младших. Постоянное общение старших детей и младших создаёт благоприятное условие для формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности. Старшие помогают, защищают, рассказывают сказки младшим, а младшие перенимают от старших положительные качества. В разновозрастной группе старшие дети растут доброжелательнее, отзывчивее, а младшие обучаются навыкам гораздо быстрее. Старшие служат опорой воспитателю. Роль педагога - правильно организовать жизнь и самостоятельную деятельность детей.
Начинать день в группе надо интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребёнком для создания спокойного психологического настроя. Дети учатся здороваться. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, на то, чтоб дети не кричали, разговаривали тихо. Очень важно учить детей слушать других, делиться друг с другом вниманием воспитателя или товарища, возможностью поговорить с ним. В общении друг с другом дети учатся присоединяться к небольшой группе играющих детей, приглашать поиграть вместе. Дети играют вместе как одна команда. Но младшие не должны мешать старшим детям работать и играть. Они всегда могут присутствовать, участвовать по мере их сил, при условии, что не будут мешать старшим. А старшие дети не отказывают в помощи младшим, но и не навязывают её.

Важное воспитательное значение имеет процесс приёма пищи. Даже подготовка к нему. В помощь взрослому привлекаются дети разных возрастов. Старшие могут предложить помощь младшим. А младшие могут поблагодарить за помощь старших. Закрепляется умение сервировать стол, прививаются важные гигиенические навыки. Ничего не должно отвлекать во время еды. Необходимо следить за поведением детей за столом. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, пользоваться салфетками, жевать с закрытым ртом, не болтать за столом. После еды дети учатся говорить «спасибо», могут вежливо попросить добавки.

Во время подготовки к прогулке воспитатель помогает одеваться всем, но в первую очередь малышам. Старшие тоже могут помочь младшим или тем, кому нужна помощь. Надо помочь им научиться, а не делать всё за них. Необходимо, чтобы и родители поддерживали детское стремление к самостоятельности, не критиковали неумелые действия ребёнка. Важно, чтобы дети не забывали говорить слова благодарности или вежливо просить помощи. Благоприятная обстановка в группе зависит от воспитателя: его спокойный тон и умение научить детей не кричать, а разговаривать. В процессе одевания воспитатель может поддерживать беседу с целью закрепления детьми названия предметов одежды, её назначения, закрепления деталей одежды.

На прогулке воспитатель организует совместные игры, которые помогают формированию отношений между детьми, предлагает варианты игры друг с другом, приобщает больше участников, сам принимает участие в детских играх. Здесь обыгрываются разные ситуации, схожие с ситуациями из жизни. Они способствуют приобретению жизненного опыта.

После прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь могут быть проведены словесные игры, беседы. Дети должны стараться не шуметь, говорить тихо, не бегать. Спокойная обстановка лучше поможет настроиться на сон.
Мне помогает прочтение детям сказок Т.А. Шорыгиной
«Вежливые сказки» и сказки из книги для дошкольников И.Н. Курочкиной. Они успокаивают и настраивают на спокойное общение.
Педагогическая работа по осуществлению воспитания у детей разновозрастной группы культуры общения в процессе обучения правилам этикета.
Формируя культуру общения, нами использовались разные методы, предложенные И. Н. Курочкиной: методы, способствующие осуществлению ребёнком правильных действий в поведении: приучение, упражнение, провокационные ситуации. Методы, предостерегающие от негативных поступков – наглядные методы. Такими образцами поведения для детей были мы, воспитатели, родители, для которых была проведена консультация на тему:
« Влияние культуры речи родителей на воспитание ребёнка». Общаясь с детьми, мы не забывали говорить вежливые слова. Так же обращали внимание детей на то, как в той или иной ситуации можно ответить или сказать, подкрепляя свои слова собственным поведением, и обращением на это внимания детей. Примером для подражания малышам в нашей группе мы старались сделать старших детей, так как в то время, когда дети играют друг с другом, они приобретают огромный опыт в общении. Рассказ и беседа также помогали нам в обучении детей правилам поведения. Мы читали рассказы и обсуждали их содержание. В процессе осуществления этих методов нами была проведена работа по воспитанию в разновозрастной группе культуры общения. Показав детям образец поведения в общении с людьми в разных ситуациях, мы следили за точным выполнением правил, используя не только формы речевого общения, но и неречевого общения – жесты, позы, умение улыбаться, стараться правильно одеваться, так как всё это способствует желанию общаться друг с другом.

Игровые упражнения, используемые на занятиях, помогали более эффективному осуществлению воспитания культуры общения. Нами было замечено, что использование этих игровых упражнений на занятиях даёт начало для развития культуры общения вне их. Дети между собой в речи больше и с удовольствием используют добрые, вежливые слова, говорят комплименты, приглашают поиграть вместе.
Консультация для воспитателей.
Большинству маленьких детей и учащимся начальных классов не доступно правило пользования своим речевым аппаратом. Умение уверенно владеть голосом и обучиться хорошим речевым манерам очень важно. Можем предложить использование в работе речевого тренинга с элементами игры, предложенного Эмили Пост в своей книге «Этикет от Эмили Пост».
Для управления громкостью речи мы предлагали ребёнку, который привык кричать, громко разговаривать изобразить мышку или другое животное, которое ведёт себя бесшумно. А ребёнка, который разговаривает еле слышно или шёпотом, мы просили показать, как рычит лев или трубит слон. Если в этом упражнении принимают участие несколько ребят, они могут посоревноваться – кто из них будет говорить самым тихим голосом и при этом понятно для окружающих или у кого лучше всех получится в течение пяти минут общаться только шёпотом. Эти простые упражнения научат детей различать громкую и тихую речь, контролировать громкость звучания собственного голоса.

Кроме того воспитателям было предложено побывать на открытом занятии на тему «Особенности чайного застолья». Здесь мы познакомили воспитателей с тем, как они могут воспитывать культуру поведения в детском саду и закреплять правила поведения при помощи разных упражнений.
Нами было подготовлено выступление на педагогическом совещании на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» с целью ознакомить воспитателей с методами обучения этикету детей дошкольного возраста.
Работая с детьми над темой «Культура общения», мы вспоминали правило общения – не перебивать собеседника, как пишет Васильева-Гангнус – это истинный талант. А в нашей группе большинство детей одновременно хотят обратить на себя внимание. В игре друг с другом они не удерживаются от громких высказываний, перебивают друг друга, стараясь высказаться и быть услышанными. Работая над этим недостатком, мы обращали внимание детей, что перебивать друг друга не вежливо. Очень важно выслушивать друг друга, а потом говорить самому. Кроме того внимательно следить за тем как реагирует собеседник на высказывания, чтобы не обидеть и не остаться без слушателей.

Соблюдению очерёдности Эмили Пост предлагает научиться при помощи упражнения: В процессе обыгрывания детям задаются разные вопросы с одним условием, что все будут отвечать по очереди. Получив ответ на вопрос от каждого участника, сформулировав вопрос иначе, можно выяснить, насколько внимательно слушали говорящего другие дети. Дети понимают, что для того, чтобы ответить на следующий вопрос, надо выслушать говорящего ранее. Кроме основной цели этого упражнения – воспитать культуру общения, здесь тренируется ещё и память, внимание, речь.
Воспитание культуры общения невозможно без обучения детей развитию речи. Большое влияние на речь ребёнка оказывает среда, в которой он вращается. Такой средой для ребёнка дошкольного возраста являются в первую очередь его близкие и родные люди, сверстники, друзья и, конечно, воспитатели. Но также важно научить ребёнка не только следить за содержанием речи, но и за интонационной окраской высказывания. Здесь подбираются такие игровые упражнения, которые развивают умение чувствовать интонационные нюансы, и делать логические ударения.
Эмили Пост предлагает упражнения в произнесении одного и того же предложения с разной интонацией и с акцентом на разные слова. Ребёнок упражняется, угадывая какой смысл был вложен в то или иное высказывание.
Можно предложить ребёнку самостоятельно сказать несколько предложений с такой интонацией, чтобы можно было передать различные чувства. А воспитатели могут попробовать угадать.
Мы активно используем в своей работе эти речевые тренинги и видим, что это даёт хорошие результаты. На занятиях дети стараются слушать товарищей, не перебивая. А чем тише мы с ними разговариваем, тем тише они общаются, стараясь услышать обращённые к ним слова. Работа над интонацией может осуществляться при помощи игр-драматизаций. Использование их на занятии помогало нам в этом направлении.
Консультация для родителей.
Для того чтобы ребёнок стал обаятельным, вежливым, интересным человеком, родители должны как можно больше разговаривать с ним. Чем чаще происходит тренировка, тем быстрее ребёнок научится улавливать интонацию, начнёт перенимать приёмы вежливого межличностного общения. В ходе обучения очень важно учитывать особенности развития ребёнка и его речевых навыков. Можно заложить прочные основы и добиться хороших результатов, ежедневно и целенаправленно уделяя всего несколько минут речевому общению с ребёнком. По мере взросления ребёнка тематика разговоров становится более разнообразной. Среди обсуждаемых тем ведущее место занимают личные дела и интересы ребёнка. Однако говорить с ним можно и о текущих событиях, прочитанных книгах, спортивных состязаниях и популярных развлечениях. Когда формируется способность к абстрактному мышлению, дети старшего возраста и подростки начинают интересоваться социальными проблемами. В высказываемых идеях им нужна постоянная практика, чтобы оттачивать умение чётко выражать свои мысли и уважительно относиться к точке зрения других людей. С самого начала родители должны направлять развитие ребёнка в правильное русло не только посредством указаний советов, но и личным примером. Это поможет ему во всех тонкостях овладеть искусством эффективного самовыражения и научит проявлять подлинный интерес к мнению окружающих. Чтобы ребёнок стал искусным собеседником, он должен с детства усвоить несколько простых и важных правил. Родители должны научить ребёнка поддерживать зрительный контакт. Для этого надо научить ребёнка во время разговора смотреть прямо на собеседника. Изъясняться грамотно и внятно. Начиная с дошкольного возраста, родителям следует тактично исправлять фонетические и грамматические ошибки в речи ребёнка. Однако не следует ему делать замечания в присутствии посторонних. Ребёнок, у которого сформируется комплекс речевой неполноценности, может замкнуться в себе, стать застенчивым и необщительным. Соблюдать очерёдность в разговоре и не перебивать собеседника. Если маленький ребёнок встревает в разговор с другим человеком, необходимо строго попросить его не перебивать и возобновить беседу, внимательно слушать и вежливо отвечать. Ребёнок быстрее овладевает умением внимательно слушать, когда видит перед собой пример родителей, которых искренне заботит мнение ребёнка и которые всегда откликаются на его обращение. Вежливо вступать в разговор и учтиво завершать беседу.
Кроме того советуем родителям применять игры, способствующие усвоению правил хорошего тона. Это могут быть самые обычные игры, связанные с перемещением предметов или их сортировкой. Они вырабатывают у ребёнка простейшие навыки коллективного поведения. В любую игру с элементами воображения можно включить компоненты, имеющие отношение к этикету. Например, играя в семью, можно научиться накрывать на стол, правильно вести себя за столом, говорить «спасибо» и «пожалуйста », передавать гостям воображаемые блюда. Играя в куклы или с мягкими игрушками, помогает ребёнку практиковаться в хороших манерах, начиная от церемонии представления до умения бескорыстно делиться с другими людьми. Всё то, что было заложено в ребёнка, он продемонстрирует в своём общении с людьми.
Чтобы не смутить ребёнка в присутствии посторонних и одновременно подсказать ему правильный вариант поведения, найдите способ подавать ему простой условный невербальный сигнал. Например, незаметно для всех приложив палец к губам, вы дадите ребёнку понять, что ему надо вести себя тише и не перебивать собеседника. Или другой условный сигнал, о котором знает только ваш ребёнок и вы, но предупреждающем о моментах его поведения.
Разыгрывая с детьми сценки из реальной жизни, в занимательной и доступной форме объясняется, как необходимо поступать. Участие в ролевых играх способствует формированию навыков уверенного поведения в обществе. Меняясь ролями в ходе игры, они учатся считаться с чувствами окружающих, ставить себя на место других людей, уважать чужое мнение.

Л. Васильева-Гангнус в своей книге «Правила этикета» говорит о том, что надо слушать своего собеседника, не перебивая. Говорит о том, что это большой талант во время беседы показывать благожелательность, симпатию, сочувствие к собеседнику, стараясь смотреть ему в глаза. Не следует перебивать говорящего. Она уточняет, что плох тот собеседник, который говорит, чтобы выговориться самому, а не интересуется тем, что интересно другому. Чтобы собеседники не остались без слушателей, надо вести разговор с учётом интереса слушателей. Л Васильева-Гангнус отмечает, что очень важно следить за реакцией слушателя, чтобы не обидеть, а в споре крик не добавляет убедительности. Напряжение помогает снять юмор. В общении с детьми мы стараемся придерживаться этого правила.
Обсуждая правила поведения на улице, мы вспоминали некоторые правила, описанные в этой книге: извиняться, если случайно наступите на ногу. Если вам надо пройти, а кто-то на пути, надо сказать вежливые слова: «Будьте добры», или «Позвольте пройти», а не расталкивать прохожих. Эти правила поведения мы закрепляли, обыгрывая различные игровые ситуации.

Правила столового этикета были выработаны не только для того, чтобы уметь красиво есть, но и правильно общаться для поддержания дружеских отношений. Обучая детей столовому этикету, мы обращали внимание на умение правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами. Но кроме этого учили красивому поведению за столом: что и как есть, как ухаживать за дамой. Для отработки этого навыка предлагались упражнения. Мальчики ухаживали за девочкой, Отработке навыка культурного общения за столом помогали сюжетно-ролевые игры. Обсуждая умение вести себя за столом, мы напоминали о том, что дети должны так содержать свой стол, чтобы окружающим было приятно находиться с ними рядом, пользоваться салфетками и совсем для других целей носовым платком, при этом, чихнув, отвернуться, закрыв рот руками, не доставив никому неудобства. В работе с детьми нашей группы – разновозрастной суточной, нам приходится постоянно напоминать важное правило этикета – не привлекать к себе внимание громким разговором.
Важно научить детей общаться за столом так, чтобы никого не обидеть, чтобы в нашем отношении чувствовалась любовь друг к другу.
В нашей работе в этом направлении были использованы методы: упражнения, приучения, создание воспитывающей ситуации, поощрение, рассказ, беседа. Дети стали обращать внимание на то, как и что они говорят.
Обсуждая и обыгрывая с детьми правило этикета№2,предложенного И.Н. Курочкиной, - «Старайся всегда быть вежливым с другими людьми», мы говорили, что надо не только произносить вежливые слова, но и поступать вежливо по отношению к ним. Обсуждая это правило этикета, мы обращали внимание детей, что в первую очередь мы должны помочь пожилым, больным людям и детям. В нашей группе в такой помощи больше других нуждаются малыши. В результате работы над усвоением детьми этого правила поведения, наши старшие дети в группе стали более внимательны по отношению к маленьким. Во время сборов на улицу им не приходилось объяснять, что надо помогать одеваться малышам, помочь помыть руки, заправить кровать, наливая себе воды, в первую очередь предлагать её маленькому. Закреплению правил поведения, обсуждаемых на занятиях, нам помогала иллюстрированная книга для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну хороших манер» И.Н. Курочкиной. Методическое пособие для педагогов помогло в обучении этикету и воспитании культуры поведения у детей в игровой форме. А использование на занятиях пособия для родителей, помогло не только воспитателям в работе, но и родителям, закрепляющим в детях умение себя вести. И. Н. Курочкина говорит, что огромную роль в воспитании, в развитии семьи играют взаимоотношения между родителями и детьми. Поэтому в своей книге «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» большое внимание уделяется работе с родителями. В методических рекомендациях к занятиям по разным темам автор предлагает ту или иную работу с родителями воспитателя, для совместного воздействия на личность ребёнка. И.Н Курочкина пишет: «Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе». Автор пишет, что для воспитания правильного поведения необходимы некоторые условия: позитивный настрой, расширение этико-поведенческих понятий, пример взрослых, а значит и связь с семьёй. Воспитатели, как и родители, стремятся к тому, чтобы воспитать культурного и образованного человека. Достижение этой цели возможно только при совместной работе воспитателей с родителями. Работая в группе по той или иной теме, обучая правилам этикета, родителей знакомили с методами работы с детьми, давалась консультация о том, как они дома могут закреплять правила поведения, на что обратить особое внимание, какие проблемы в общении есть и предлагались варианты по их устранению. Культура общения в группе детей зависит от того, умеют ли общаться их родители, знают ли они правила этикета и соблюдают ли их, как они поведут себя в случае, если им приходится общаться с людьми, не соблюдающими правила этикета. Для выяснения этого вопроса родителям было предложено ответить на вопросы теста: «Какой вы собеседник». Подводя итоги этой работы, родители получили рекомендации: на что обратить внимание, воспитывая своих детей, чтобы закрепить полученные на занятиях знания. Беседуя с родителями о литературе, которая знакомит с правилами этикета, мы предлагали обсуждение её с детьми дома, с целью закрепления правил поведения. На занятиях в своей педагогической работе мы использовали «Вежливые сказки» Т. А. Шорыгиной, «Этикет для дошкольников» и материалы, предложенные для закрепления правил поведения, И. Н. Курочкиной. Эти пособия мы и предлагали родителям в качестве закрепления у детей правил этикета в домашней обстановке.
Общение в детском саду не заканчивается общением только с детьми и их родителями. Для создания благоприятной воспитывающей среды для детей в группе, воспитателю надо быть примером ребёнку в общении так же с другими сотрудниками детского сада.
Эмили Пост в своей книге «Этикет от Эмили Пост» знакомит с некоторыми основами общения: привычка думать, способность слушать, умение не перебивать говорящего, соблюдение дистанции, язык жестов и мимика: поза, выражение лица, визуальный контакт, жесты и прочие движения, кивки, указывание пальцем. Для того, чтобы лучше понимать себя и других нами была изучена книга Надина Кмота «Язык тела». Чтение мыслей на языке телодвижений помогает нам себя вести должным образом в той или иной ситуации. Шелгунов Н.В. в своей статье о характере писал, что манеры могут указывать на характер человека и служат « внешней оболочкой его внутренней природы». Он писал, что вежливый человек не может не уважать личность другого человека. Своё неуважение к другим человек выказывает тогда, когда небрежно относится к своей одежде, неопрятен. Автор подчёркивает, что многие люди невежливы, потому, что они не умеют лучше поступать. Задача воспитателя научить детей поступать вежливо по отношению к другим.
Выводы:
В результате проведённого нами исследования мы пришли к выводу, что воспитание культуры общения невозможно без обучения детей правилам этикета. Наиболее эффективный метод работы с нашими детьми по овладению культурой общения можно выделить упражнение. Так как упражнения были проведены в форме игры. А ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она воздействует на эмоциональную сферу, так же как рассказ и беседа, но при этом подкрепляется действием.
Воспитание культуры общения у детей надо начинать с взрослых, которые его окружают, так как они являются той средой в которой находятся дети.
А значит знания о том, как себя правильно вести, должно войти в их привычку. Здесь надо учитывать и речевое и неречевое общение. Всё должно подчёркивать наше уважительное отношение к окружающим. Общение старших и младших детей подразумевает уважительное отношение друг к другу. А, значит, оно воспитывает у детей культуру общения. Организация форм и методов обучения этикету зависит от подготовки воспитателя и от того на что необходимо обратить особое внимание.
Воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, проводя занятия по обучению этикета, мы добьёмся перехода полученных знаний из кратковременной в долговременную память. В результате такого взаимодействия воспитателей и воспитанников происходит развитие личности. А это является целью воспитания.