Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС второго поколения
Администрация Муниципального образования
город Гусь – Хрустальный
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Выступление на школьной научно – практической конференции и школьной кафедры учителей гуманитарного цикла в рамках проведения предметных недель.
Тема выступления:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС».
Учитель английского языка
первой квалификационной категории
Пармёнова И.Ю.
г. Гусь – Хрустальный
Февраль
2015
Педагогическая технология — это совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определённый результат этого развития.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована ухудшением здоровья детей в нашей стране в последнее время. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения нервной системы учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания
Поэтому одной из основных задач образования сегодня становится укрепление и сбережение здоровья обучаемых, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые бы соответствовали возрасту учеников, устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье школьникам.
Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта . Для улучшения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Для того чтобы не допустить чрезмерной усталости учеников, я провожу смену различных видов деятельности, таких, например, как: самостоятельная работа и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания, чтение, слушание и письмо, всё это является необходимыми элементами на каждом уроке. Они способствуют развитию мышления, памяти, а чередование этих видов деятельности позволяет сохранять внимание школьников и помогает не загружать детей однотипной деятельностью, тем самым не давая им утомиться
В своей практике чаще всего использую следующие здоровьесберегающие технологии:
игровые технологии
технологию уровневой дифференциации
проектные технологии
ИКТ технологии
Технологию сотрудничества
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю созданию психологического климата на уроках и повышению мотивации к изучению английского языка. Часто провожу урок-викторину, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-смотр знаний и другие.
Также использую смену учебной деятельности, режимов работы, провожу физкультминутки, релаксацию. Всё это способствует здоровьесбережению.
Говоря о детях, нельзя не учитывать такой вид деятельности, как игру. Это отличная форма релаксации, которая служит для снятия напряжения и монотонности, возникающей при отработке языкового материала.
Она также является одной из важнейших форм релаксации, способствует отдыху, вызывает положительные эмоции. К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр. При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так обучаемые с удовольствием участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, а также в конце учебного года. Учащиеся с удовольствием готовят для драматизации отрывки из произведений по домашнему чтению. Так, ученики 4 класса с удовольствием готовили сказку « Джек и бобовоё зёрнышко», а учащиеся 4х классов выбрали 2 понравившихся эпизода из « Алиса в стране чудес», сами подготовили, и показали ученикам 5х классов инсценировку.
Сейчас учащиеся 4 классов с удовольствием готовят джазовую сказку .
Особо хочется отметить метод проектов. Я использую два вида проектов в зависимости от изучаемой темы и от уровня подготовленности ребят.
1. Групповой проект.
2. Мини-исследование (соцопрос, анкетирования и интервью).
Выполнение проектных работ ведёт к развитию мышления , логики , воображения, совершенствованию личности ребёнка в способности успешно реализовывать себя в новой жизненной ситуации.
В ходе работы учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление, учатся анализировать работу и давать самооценку; развивают творческие способности.
Top tourist attractions in Russia.
Рассказ о достопримечательностях — это хорошо, но немного однообразно,
даже скучно, на мой взгляд. Надо детей заинтересовать, рассказать им об этих местах. Детям можно предложить провести опрос других учащихся на тему «Назовите 3 (5) достопримечательностей в России», «Назовите, какие достопримечательности вы хотели бы увидеть или посоветовали бы посмотреть». Можно составить статистику о наиболее известных местах. Кто-то захочет рассказать какие-то интересные малоизвестные факты об известных местах на тему «А знаете ли вы…», а кто-то захочет поведать о малоизвестных, но не менее привлекательных местах.
Как уже говорилось, важно создавать на уроке положительную эмоциональную настроенность учащихся. Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции, наоборот, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона я часто использую эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку. Так в УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») учителю в помощь есть регулярная рубрика Smile, содержащая короткие шутки с иллюстрациями. Учащиеся постепенно учатся воспринимать юмор как часть культуры англоговорящих стран.
В заключение хотелось бы сказать, что разнообразные уроки, частая смена деятельности, неснижаемый темп урока, дифференцированный, личностноориентированный подход, наличие эмоциональных разрядок способствует повышению трудоспособности, снижают уровень тревожности и укрепляют здоровье учащихся. Но самое важное, среди всех здоровье сберегающих технологий, это позитивный настрой и доброжелательный тон учителя.