Статья «Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС»»
Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Эффективность учебного процесса во многом определяется стененью учета физических и психологических особенностей детей.
Здоровье –основной фактор, определяющий эффективнось обучения.
Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий –это сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Отсюда возникают основные задачи:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Для достижения цели и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Средства двигательной направленности. Это движение.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной системе, и навык, сформированный в состоянии утомления, не будет отличаться точностью. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения дополнительных занятий спортивно-оздоровительного направления в рамках внеурочной деятельности. (уроки ритмики, танцевальный кружок)
Физкультминутки
Подвижные перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью мы проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
Гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
Лечебная физкультура
Массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Динамическая пауза предполагает отдых детей между урочной и внеурочной деятельностью. В ходе динамической паузы мы также организуем подвижные игры (разной степени интенсивности) на свежем воздухе. Это способствует росту мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Утренняя зарядка. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения. Также создаётся благоприятный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений дополнительного образования детей.
Особо хотелось бы отметить и праздники, посвящённые здоровью. В школе проводится День Здоровья, выезд на природу (с народными играми на свежем воздухе), спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;(на уроках окр. Мира мы про это говорим) организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
На родительском собрании дала рекомендации для родителей, как сохранить здоровье детей.
-витаминизация;
-закаливание;
-соблюдение режима дня;
-зарядка;
-организация дома спортивного уголка;
-соблюдение санитарно-гигиенических норм;
-профилактика табакокурения, наркомании;
-обеспечивание участия детей в спортивных мероприятиях, секциях;
- в выходные дни- активный образ жизни;
-сбалансированное питание детей.
Результативность опыта.
В качестве ожидаемых результатов внедрения проекта «Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС» выступают следующие показатели:
своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность
формирование навыков самоорганизации культурного досуга
расширение знаний учащихся в области «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей»
Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.
Вывод. В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС должна прослеживаться в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что надеюсь выразиться в снижении простудных заболеваний.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким здоровье. Ведь не зря говорят:» Здоровье не все, но все без здоровья-ничто» Сократ.