Примерные контрольные работы по русскому языку, 3 класс
Входная контрольная работа по русскому языку
3 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений учащихся за курс 2 класса государственным образовательным стандартам.
Проверка теоретических знаний:
-предложение;
-части речи;
-состав слова;
-антонимы;
Проверка специальных умений:
-определять границы предложений;
-разбирать по членам предложения;
-определять и различать части речи;
-разбирать слова по составу;
Проверка орфографических умений:
-правописание имен собственных;
-правописание безударных гласных в корне слова;
-правописание гласной после шипящих;
-правописание предлогов;
Котенок.
У Дины жил котенок. Он был веселый и пушистый. Звали котенка Мурзик. Любил Мурзик спать под кроватью.
Один раз залез он в корзину и заснул. Дина взяла корзину и унесла в чулан. Долго искала Дина своего любимца. Только к вечеру вспомнила про корзину. Мурзик был найден. (46 слов)
Слова для справок: корзина, кровать, один.
Грамматические задания:
1. Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово:
1 вариант 2 вариант
стрик- мрской-
сленный- тмный-
2.Разбери слова по составу:
беленький подарки
заморозки маленький
3.Подчеркни главные члены предложения и определи части речи :
У Дины ж ил котенок. Долго девочка искала любимца.
4* Замени прилагательные антонимами:
здоровый- грустный-
близкий- храбрый-
3 класс
Контрольный диктант
1 четверть
Цель: проверить соответствие знаний, умений, навыков учащихся за 1 четверть государственным стандартам.
Проверка теоретических знаний:
-состав слова;
-члены предложения (без дифференциации второстепенных членов предложения);
-предложение, знаки препинания на конце предложения;
Проверка орфографических умений:
-написание безударных гласных в корне, проверяемых и непроверяемых ударением;
-написание парных согласных;
-написание непроизносимых согласных;
-родовые окончания имен существительных и прилагательных;
-написание предлогов и приставок;
-написание разделительного Ь знака;
-написание сочетаний ча-ща, чу-щу;
Осенью.
Прошло жаркое лето. Настали ненастные дни. Льют холодные дожди. Сильный ветер срывает последние листья с деревьев. Только сосна и ель зеленеют на пригорке. Тяжелые низкие облака прячут солнце. Все ходят в плащах и куртках. С полей убрали последние овощи. Одна капуста осталась на грядках. Она холода не боится! От легкого морозца только лучше становится.
Слова для справок: только, не боится, становится.
Грамматические задания:
1. Разбери данные слова по составу:
1 вариант: 2 вариант:
подберезовик грядочка
стрелочки побелка
добренький банановый
2.В данных предложениях подчеркни грамматическую основу:
Тяжелые низкие облака прячут солнце.
Сильный ветер срывает последние листья с деревьев.
3.*Поставь знаки препинания, спиши:
Как тебя зовут хорошо ли пахнут фиалки
В лесу было тихо где обедал воробей
Контрольный диктант
3 класс
Цель: проверить выполнение государственных образовательных стандартов.
Контрольная работа позволяет проверить:
-написание безударных гласных в корне;
-парных согласных;
-правописание приставок и предлогов;
-сочетаний -чк-,-чн-, жи-ши, ча-ща;
-умение выделять грамматическую основу предложения
-дифференцировать второстепенные члены предложения*;
-определять части речи;
-осуществлять фонетический разбор;
Буран.
Зима давно вступила в свои права. Мороз все не спадал. Стоял яркий солнечный день. Снег искрился и хрустел под ногами. Иней кудрявил ветви деревьев. В хвое елей тинькали синицы, стучали дятлы.
В полдень стало теплее. Небо затянуло тучами. В воздухе закружились крупные редкие снежинки. Поднялся сильный ветер. Снежинки летели все гуще. С каждой минутой буран становился сильнее. Синие сумерки сменились темной зимней ночью. (64 слова)
Слова для справок: не спадал, тинькали, сумерки.
Грамматические задания:
1. Разобрать по членам предложения, указать части речи.
1 вариант: 9 предложение; 2 вариант: 13 предложение;
2.Выполнить фонетический разбор:
ночью хвоя
3* Определить тип текста.
Контрольный диктант
2 четверть
3 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений, навыков учащихся за 2 четверть государственным образовательным стандартам.
Проверка теоретических знаний:
- склонение имён существительных;
- склонение имён прилагательных;
Проверка специальных умений:
- определение склонения имён существительных;
- выделение грамматической основы предложения;
- разбор слова по составу;
Проверка орфографических умений:
- безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением;
- парные согласные;
- безударные падежные окончания существительных;
- написание предлогов со словами;
Узнай зверька.
В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или берёзки. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. ( 52 слова)
Слова для справок: на нём, ему.
Грамматические задание:
1 Выпишите из диктанта 3 существительных с предлогом и определите склонение и падеж существительных;
2 В данных предложениях подчеркните подлежащие и сказуемое:
1 вариант: В наших лесах живёт робкий зверёк.
2 вариант: Она спасает зверька от мороза.
3* Выпишите слова с приставками:
1 вариант: Доверить, доброта, добежал, домашний.
2 вариант: Посёлок, полка, полевые, посмотрела.
Диктант
1 полугодие
3 класс
Чудесная ёлка.
Идет мелкий снег. Пушистые хлопья снега легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой весело кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
Слова для справок:
Прикрепили, положили.
Грамматические задание:
1) Определить и подчеркнуть грамматическую основу: 1 вариант: Идёт мелкий снег. 2 вариант: На поляне одиноко стояла молоденька стройная ёлочка.
2) Определите падеж имён существительных:
1вариант: 2 вариант:
Угощались морковкой на лесную красавицу
Стайка птиц прикрепили морковку
3) Распределить существительные по склонениям:
Ночь птица
Куст заяц
Морковка кочан
Утро морковь
Земля ветка
Окно ёлочка
Вечер дерево
*4) Составьте предложения о зиме, снеге, снежинке. Определите падеж имён существительных.
Контрольный диктант
3 класс
Цель: проверить соответствие знаний и умений учащихся по теме « Имя прилагательное». Государственному стандарту образования.
Проверка теоретических знаний:
- имя прилагательное - часть речи;
- род и число имён прилагательных;
- словосочетания и предложения;
Проверка специальных умений:
- различать имена прилагательных среди других частей речи;
- определить род и число имён прилагательных;
- различать словосочетания и предложения, предлоги и приставки;
Проверка орфографических умений:
- написание безударных гласных в корне слова;
- парные согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- сочетания -чк-, -чн-;
- написание падежных окончаний прилагательных;
Синички. Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстук повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. ( 56 слов )
Слова для справок: будто, словно, прелестные.
Грамматические задания:
1. Выпишите по одному прилагательному вместе с существительным, с которым оно связано: женского, мужского, среднего рода. Выделите окончания прилагательных. 2. Допишите окончание прилагательных в данных словосочетаниях и определите их падеж.
По зеркальн. воде --- В син. луже ---
Летн. ночью --- За ближн.. деревней ----
3. Составьте с данным прилагательным предложения и разберите его по членам предложения:
Тёмная Дремучий
Контрольный диктант
3 четверть
3 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений учащихся за 3 четверть. Государственным образовательным стандартам.
Проверка теоретических знаний:
- склонений имён существительных и прилагательных;
- состав слова;
- члены предложения и части речи;
Проверка специальных умений:
- разбор по составу;
- определение рода, числа, падежа существительных и прилагательных.
- выделение частей речи;
Проверка орфографических умений:
- безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением;
- парные согласные;
- предлоги и приставки;
- разделительный Ь знак;
- безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
Тёплые дни.
Отшумели вьюги и метели. Солнце льёт на землю свет и тепло. Мы пошли на экскурсию в лес. Гибкие ветки берёз покрылись пахучими почками. Ива распустила свои нарядные барашки. Ослепительно блестели на солнце лужи. Из них пили птицы. Ожили муравьи. Показалась зеленная травка.
Но мороз из лесу не ушёл. Тонкой корочкой льда покрываются утром лужи. ( 54 слова )
Слова для справок: покрываются, ослепительно, не ушёл. Грамматические задания:
1. Выделите главные члены предложите и укажите части речи:
1 вариант: Гибкие ветки берёз покрылись пахучими почками.
2 вариант: Тонкой корочкой льда покрываются утром лужи.
2. Разберите данные слова по составу:
1 вариант: радостная, берёзка.
2 вариант: тоненькая, сторонушка.
3. Определите число, род и падеж данных словосочетаний:
1 вариант: за дремуч. лесом ---
от резк ветра ---
2 вариант: у пшеничн. поля ---
о хорош урожае ---
Контрольный диктант
4 четверть
3 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений учащихся за 4 четверть. Государственным образовательным стандартам.
Проверка теоретических знаний:
- части речи;
- состав слова;
- различие предложений по цели высказывания;
- звуки, их характеристика;
Проверка специальных умений:
- определение частей речи;
- умение выполнять фонетический разбор слов;
- разбор слов по составу;
Проверка орфографических умений:
- написание безударных гласных в корне слов;
- парные согласные;
- приставки и предлоги;
- разделительный Ь;
- Ь после шипящих у существительных женского рода;
Летний денёк.
Жгучее солнце льёт на землю лучи. Цветёт липа. Поспевает рожь. Широко раскинулась нива. Узкая тропинка пролегла через хлебное поле. Ребятишки из села Дубки весело шагают в ближний лесок. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка. Пробежала полевая мышь. Над рожью кружит коршун.
Потянул лёгкий ветерок. Далеко над лесом темнеет тяжёлая туча. Быть грозе! ( 56 слов )
Слова для справок: пролегла.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста по 2 существительных, прилагательных, глагола, предлога.
2. Выполните фонетический разбор слов:
Льёт Рожью
3. Разберите слова по составу:
тропинка, цветёт ветерок, хлебное
Итоговый контрольный диктант
3 класс
Цель: реализация государственного стандарта за курс 3 класса.
Данная работа позволяет проверить:
1. Орфографические умения в написании:
-безударных гласных в корне, проверяемых и непроверяемых ударением;
-безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных;
-сочетаний -чк, -чн;
-разделительного Ь знака;
-заглавную букву в именах собственных;
-звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;
-постановки знаков препинания при написании всех видов предложений;
-приставок и предлогов со словами;
2.Специальные умения:
-разбор слов по составу;
-определение частей речи;
-производить разбор по членам предложения;
-распознавать изученные лексические единицы;
Диктант.
Лесные загадки.
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи. (65 слов).
Слова для справок: ловко, домишко.
Грамматические задания:
1.Сделайте синтаксический разбор:
1) вариант: первое предложение.
2) вариант: четвертое предложение.
2.Определи части речи: 1 вариант: скачут, земляничка, по, белый, они.
2 вариант: прыжки, глядит, из, легкие, ты.
3. Сделайте разбор по составу: 1 вариант - радостный, звонок.
2 вариант - постройки, городок.
4*Замени слова близкими по значению: жилище-,брюки-, бежать-, веселый-
Контрольный диктант за курс 3 класса.
Цель: проверить соответствие знаний, умений, навыков учащихся государственным образовательным стандартам за 1-3 класс.
* Проверка теоретических знаний:
-части речи;
-склонение имен существительных и прилагательных;
* Проверка специальных умений:
-выполнить разбор предложения и дифференцировать второстепенные члены предложения;
-определять род, число, падеж имен существительных;
-разбирать слова по составу;
*Проверка орфографических умений:
-написание безударных гласных в корне, проверяемых и непроверяемых;
-непроизносимых согласных в корне слова;
-парных согласных в корне слова;
-безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
-написание предлогов и приставок;
Летний дождик.
Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.
Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова)
Слова для справок: не закрыла, окрестность, повисали.
Грамматические задания:
1. Разберите по членам предложения, укажите части речи:
1 вариант: От земли идет легкий парок.
2 вариант: Воздух наполняет запах полевых цветов.
2.Выпишите словосочетания, определите род, число, падеж имен существительных:
1 вариант: стоял денек, ударяли по траве, в каждой травинке;
2 вариант: идет от земли, дождь перестал, мост от деревни;
3* Подберите слова такого же состава, как слова:
дождик
полевые
15