Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Оценивание для обучения и оценивание обучения. Как это было…
КГУ «Гимназия №46»
Учитель русского язык и литературы
Сафонова Елена Григорьевна
Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Ш.А. Амонашвили говорил: « Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании и обучении, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка». Я соглашусь с его высказыванием, поскольку считаю, что оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения, с целью принятия решений о дальнейшем обучении. ( Руководство, стр.172)
Чем является оценивание в существующей системе образования, и на что оно нацелено?
Общепринятая « отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
Не дает полноценной возможности для формирования у учащихся самостоятельности в оценивании. Является малоэффективной. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний , нельзя определить, что именно нужно улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
Часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой – на родителей. Обратная связь не является целью оказания помощи ученикам в результате обучения;
Среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
Акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, демонстрирует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать успешным ученикам.
Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который бы позволил устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. (Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся», Р.Х Шакиров и др. Бишкек 2012).
На практике в школе, в течение всего этапа я пыталась применять другие формы оценивания, отличные от тех, которые используются в современной системе образования. Получилось, но не так эффективно, как хотелось бы. Прежде всего, хотелось бы пояснить уровень своего понимания, что же такое оценивание.
Оценивание – это процесс сбора и анализа информации из различных источников для глубокого понимания того, что знают и понимают учащиеся в результате обучения и как онимогут эти знания и понимания применить. (Томас А. Анджело, К. Патриссия Кросс. Техники оценивания в классе. –Джосси-Басс, 1993).Оценивание может быть формативным и суммативным. И то, и другое я использовала в своей практической деятельности в момент прохождения практики в своем экспериментальном классе.
На первом уроке, как и на последующих, я использовала формативное оценивание, что способствовало оцениванию прогресса учащихся с целью внесения изменений в прогресс учения. Кроме того, формативное оценивание позволяло учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс в обучении и планировать дальнейшие шаги. На уроке, который предшествовал серии четырех последовательных, мы с ребятами создали «Дискуссионный экран», на котором ребята после каждого урока оценивали свою работу и работу группы.
Выбрали ребята трехбалльную систему оценивания. На «Дискуссионном экране» ребята закрашивали квадратик определенного цвета, а снизу были прописаны баллы, которые соответствовали тому или иному цвету. Такой вид фронтального оценивания дает ученику возможность видеть свой прогресс на определенных этапах в серии четырех последовательных уроков, способствует умению оценивать свои знания самостоятельно, позволяет корректировать процесс обучения с учетом результатов оценивания. Учителем обеспечивается обратная связь с учениками, так как на этапе рефлексии я просила комментировать, какой балл они поставили себе и группе и почему.
Так как на каждом уроке предполагались групповые формы работы, то на первом уроке мы разработали вместе с учащимися критерии оценивания групповых презентаций. На каждом уроке, в зависимости от заданий для групп и объема заданий, формулировка критериев изменялась, но сама форма оставалась неизменной, так как оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. За основу разработки критериев оценки достижений учащихся мы брали нашу образовательную цель. Практически на всех уроках критерии составляли совместно с учениками, что позволило сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за результат. Считаю, что при разработке критериев необходимо всегда помнить о теме, цели и задачах урока. А так же считаю важным, что я должна задания для групповой презентации конкретизировать, чтобы учащиеся не использовали в своих презентациях большое количество неактуальной информации. На первом уроке нам было трудно оценивать группы, так как, например, историки, которые должны были кратко рассказать о политической обстановке в стране в определенный период жизни Пушкина, не смогли уложиться во времени. В связи с тем, что материал был обширный, и много было неактуальной информации, мы не смогли определить, какой же балл поставить той или иной группе. На этом этапе в оценивании нам помог учитель истории, который давал краткую оценку выступлениям, акцентировала внимание на важном в презентации. И после этого уже выводился соответствующий балл каждой группе.
Эффективно разработанные критерии оценки и их градации ясно демонстрирует учащимся, ЧТО и КАК будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Градация критериев – это описание различных уровней достижения ожидаемого результата. (Оценивание учебных достижений, Бишкек, 2012). Также ребятами был оформлен «Экран тем» по литературе из серии четырех последовательных уроков для определения уровня знаний по определенной теме. Этот экран представлял собой стенд , на котором дети изобразили четыре горы, где ребята уровень понимания темы оценивали формативно по одному из трех уровней.
Наклеивая стикеры на определенный уровень горы, и ученик, и учитель понимает, на каком уровне понимания данной темы находится ученик. Цель такого оценивания заключается не в констатации уровня достигнутого учебного результата, а в улучшении процесса обучения.
Еще один немаловажный момент в моей практике, который я считаю очень хорошо удался , это создание «Экрана настроения», на котором учащиеся оценивали свое настроение по четырем цветам, что позволяло учителю наблюдать за учащимися, которые закрасили цвет, обозначающий агрессию, упадок сил, подъем или же радость
Конечно, сначала ребятам было непонятно, зачем нужны критерии оценивания, а если оценивание формативное, то каким будет в результате. Такие вопросы учащихся совершенно оправданы, ведь в нашей привычной системе образования оценивание сводится к оценке, т. е. к отметке. И мы с ребятами обсудили, для чего нужны критерии для учителя и учащихся.
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса;
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися;
Делают процесс оценивания объективным и последовательным;
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей;
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы;
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя;
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?";
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
На каждом уроке у нас были групповые формы работы, соответственно, оценивание было формативным и по заданным критериям. Хочу заметить, что нам не всегда удавалось определить, по каким критериям будут оцениваться. Также многие группы при подготовке презентаций не придерживались критериев, поэтому нам было трудно оценить выступления. Отсюда я сделала вывод, что чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащиеся будут понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания. Свою ошибку вижу в том, что не донесла до учащихся значимости критериев. Для себя учла то, что для того чтобы работа учащихся была продуктивной и эффективной необходимо уделять особое внимание разработке критериев совместно с учащимися, тем самым предоставляя конкретный план работы учащимся.
Хотела бы добавить то, что на первом уроке из серии четырех на первом этапе было диагностическое оценивание. Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится на первом занятии изучения какой – либо темы. На первом этапе первого урока темы мною был применен прием критического мышления «Корзина идей». Сначала ученики работали индивидуально и писали, что на данный момент они знают о Пушкине, затем, обсудив свои знания в группе, учащиеся писали эссе( групповая работа) « Что я знаю о великом поэте». В результате диагностическое оценивание позволило мне и учащимся определить, на каком уровне знания по теме находятся учащиеся. Необходимость такого оценивания я вижу в том, что оно позволяет увидеть, на каком уровне подготовки находится учащийся, обеспечивает последовательность в усвоении содержания, предвидит процесс обучения и учения, адекватный возможностям и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития, введенное Л.С.Выготским. (Оценивание учебных достижений учащегося. Бишкек, 2012; Руководство для учителя, 3 уровень).Во время уроков применяла такие техники формативного оценивания, как «сигналы рукой», где я просила показать сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Трехминутное эссе по вопросам: Что было наиболее важным?, Какой момент вам запомнился?, Что было трудным, непонятным? После прочтения можно увидеть уровень понимания темы, для дальнейшей корректировки знаний у учащихся. «Словесная оценка» - самый распространенный вид оценивания, который предоставляет обратную связь с учеником. В каждом ответе надо искать положительные стороны, поощрять, для того, чтобы учащийся не потерял веру в свои способности. А так же, как я говорила выше, в конце каждого урока ребята оценивали и свою работу. Самооценивание – процесс, в котором учащиеся собирают информации о своем учении, анализируют свою работу и делают выводы о своем прогрессе в процессе урока. В конце каждого урока ребята заполняли таблицы « Оценивание работы групп» и «Оценивание деятельности учащегося при групповой работе»
№1 Оценивание работы групп Трехбалльная система оценивания или +\-
Номер группы Сотрудничество в группе( распределение обязанностей и их выполнение) Поведение ( не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать, выражать свое несогласие ВЕЖЛИВО Раскрытие материала, задания темы. Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения. Общий балл
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа №2 Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Урок №, Тема------------------ Трехбалльная система
Ф.И.учеников Коля КамиллаКатя Настя Влад
1Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности. 2. Предлагает идеи 3. Активно участвует в обсуждении группы ( развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) 4. Помогает участникам группы 5. Внимательно слушает и задает вопросы 6. Умеет вести обсуждения ( вежливо возражает, добивается согласия по вопросам , вызвавшим споры) 7. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
На первом уроке в бланке №2 ребята ставили либо « +», либо «- «. Такой вид оценивания позволил мне увидеть, насколько каждый учащийся проявлял себя в групповой презентации, особое внимание уделяла наблюдаемым ученикам. По бланку оценивания №1 я наблюдала за деятельностью групп . После окончания работы я подводила итог . Что дает такой вид оценивания? Если результаты были хорошие , мы продолжали изучать тему дальше. Здесь я увидела, на каком уровне находятся мои наблюдаемые учащиеся, что позволило мне корректировать деятельность этих учащихся и свою деятельность по отношению к этим ребятам. Хочу сделать отступление по поводу такого вида оценивания. На своих уроках мы использовали эти бланки , но именно сам этап не прослеживался в системе урока. Из-за нехватки времени, к сожалению, к этой работе ребята отнеслись формально. В чем вижу свою ошибку? Я не уделила должного внимания детей на этап оценивания, не объяснила, для чего мы это делаем. На будущее я учла, что этап оценивания играет важную роль в процессе обучения, так как вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет стать ученику равноправным партнером учителя в процессе оценивания и нести ответственность за свое обучение.
На последнем уроке я применила суммативное оценивание при защите и сдаче портфолио и работе на пресс-конференции.
Суммативное оценивание – это оценивание, которое используется для обобщения ( подведения итогов) на определенном этапе процесса обучения. (Оценивание учебных достижений учащегося. Бишкек, 2012) Суммативное оценивание предполагает проведение различного рода контрольных работ. В течение четырех последовательных уроков мы с ребятами собирали портфолио, то есть работы, которые оценивались суммативно. В портфолио должны были входить задания только на запоминание фактов, а задания более высокого уровня. Портфолио состояло из 5 отчетов.
ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ: Портфолио – это целенаправленный сбор учащегося, которые показывают старания учащегося при выполнении работ, его прогресс и достижения по одному или нескольким предметам.
Перечень работ учащихся, которые должны быть в потфолио по окончании исследовательской деятельности учителя.
ЭССЕ « Мои размышления о творчестве А.С.Пушкина» (по первому уроку)
Эссе « Мои размышления о друзьях и дружбе в лирике А.С.Пушкина.
ИЛИ
Эссе « Какая она, свобода Пушкина?»(по выбору)( по второму уроку)
Построить диаграмму Венна. Сравнить два стих-ния: то, которое читали на уроке и другое, посвященное той же женщине. Можно сравнить стих-ния, написанные в разные годы.( по третьему уроку)
общее« Я помню чудное мгновенье…»
6.Развернутый ответ на вопрос : « Как Вы думаете, стихотворение « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - это завещание остающимся или наставление себе? Ответ аргументируйте. (По четвертому уроку)
7. Письмо А. С. Пушкину. ( написать о его поэзии, что понравилось, что показалось сложным. Как его поэзия повлияла на Вашу жизнь, что жизненного в его поэзии, современен ли Пушкин?) ( Завершающая работа по творчеству Пушкина).
Построили задания согласно таксономии Блума: На уровне «Анализа» - составит диаграмму Венна для сравнения стихотворений ; на уровне «Оценка» - написание эссе, дать ответ на развернутый вопрос и написать письмо поэту. На пресс-конференции учащиеся задавали вопросы «высокого» порядка, это было одним из условий проведения такой формы.
В ходе оценивания портфлолио учитывала следующее: умеет ли ученик выделять части, элементы информации для лучшего ее понимания, принимает ли ученик решение на основе рефлексии, критической оценки.
В дальнейшем планирую применять разнообразные формы формативного и суммативного оценивания. Считаю, что этап оценивания у меня удался, особенно оценивание по бланкам оценивания. Эту работу необходимо совершенствовать, т.к.считаю эффективной формативное оценивание для понимания уровня усвоения темы детьми, а также поставленная работа по оцениванию поможет повысить ответственность учащихся за свое обучение.
Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успех ученику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.
Литература:
« Оценивание учебных достижений учащихся»,Метод. Руководство. Составители Р.Х. Шакиров и др., Бишкек 2012.
Руководство для учителя ( третий уровень).