Из опыта работы: Составление учителем-дефектологом индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с ЗПР


Из опыта работы:
Составление учителем-дефектологом индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с ЗПР

На сегодняшний день еще не достаточно организована система педагогической коррекции задержки психического развития средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как дети с ЗПР. Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Сопровождение проблемного ребенка должно быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, психологов, психоневрологов, логопедов, воспитателей. Чтобы помощь детям с ЗПР оказалась в правильном направлении очень важно провести обследование детей. При обследовании следует использовать следующие методики: методики: Е.С. Стребелевой «Цветные кубики», «Спрячь мышку», «Подбери пару», «Сложи узор» (для выявления уровня восприятия). Для определения уровня памяти, быстроты запоминания, точности и быстроты воспроизведения вводить тестовые задания: рассказывание стихотворений, сказок, загадывание загадок и т.д. «Шесть картинок», методики «Четвертый лишний», «Разложи по группам», «Сравни предметы», «Нелепицы», «Что сначала, что потом?» способствуют выявлению умений детей выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, исключение, группировка, сравнение). Во время выполнения упражнений: «Кто спрятался?», «Сравни картинки», «Найди и вычеркни» я определяю уровень внимания детей.После завершения обследования я пришла к выводу о том, что в связи с проявлением остаточных проявлений нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются: снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм мышления, своеобразное поведение, низкий навык самоконтроля, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас всех сведений и представлений, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения.
Нарушение сенсомоторных функций у детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать , что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно.
Таким образом, в начале работы необходимо распределить детей в группы не по биологическому возрасту, а, прежде всего с учетом уровня их психофизического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, слабую. С детьми ведется индивидуальная работа.
Анализируя вышеизложенное определяется цель:
всестороннее развитие личности ребенка, его представлений об окружающем мире, интеллекта, кругозора, личностных качеств.
Для реализации данной цели определяются задачи:

-формирование мотивации умения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов;
- увеличение объема памяти;
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);
- развитие вариативного мышления, фантазии ,творческих способностей;
- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
-выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми;
- формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).
Индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом коррекционной – педагогической работы с детьми с ЗПР. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении является организованная образовательная деятельность, где особая роль отводится индивидуальной коррекционной работе. Индивидуальные занятия с ребенком более эффективны, потому что ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Поэтому в ДОУ специалисты разрабатыв. и внедряют в свою практическую деятельность индивидуальные занятия. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых в образовательной деятельности.
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности у детей с ЗПР. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Дефектологи, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого проблемного ребенка.
Исходными предпосылками разработки индивидуального маршрута по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей с ЗПР. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделим. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересны для ребенка с ЗПР. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием. поэтому для будущих первоклассников с задержкой психического развития очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Для этого на своих занятиях я использую следующие игры и упражнения: «Помоги найти дорогу», «Подбери половинки», «Собери парные картинки», «Покажи предмет, у которого нет пары», «Контуры каких предметов ты видишь среди точек», «Перенеси предмет в другую клетку», «Найди предмет» и др.
Память. Дефектолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. . Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность. Поэтому я использую следующие игры и упражнения: «Рассмотри, запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Запомни и назови», «Послушай и запомни», «Запомни и сравни» и др.
Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств, способствуют его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль в восприятия во владении ребенком навыками письма, чтения, счета. Для развития восприятия я использую следующие игры и упражнения: «Цвет, форма, величина», «Мозаика», «Дорисуй недостающую часть», «Срисуй», «Обведи по контуру», «Рисование на слух» и т. д.
Мышление. Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предметов, синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. С этой целью я использую игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы».
Таким образом, включенные в индивидуальные занятия игры, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные возможности ребенка с ЗПР. Они помогают ребенку классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Поэтому я включила в индивидуальные занятия работу по коррекции и формированию речи, которая позволяет одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Это позволяет устранить отставания в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Специально организованные упражнения, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитие связной речи. Они направлены на развитие коммуникативной функции речи и активизацию познавательной деятельности.
Развитием умственных способностей детей с ЗПР является их личный чувственный опыт. Следовательно, его обогащение необходимо для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение о свойствах предметов. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметах, о пространственном расположению их, о временных понятиях, необходимо иметь знания о сенсорных эталонах. Таким образом, я развиваю сенсорное представление ребенка с ЗПР, обеспечиваю получение первичных знаний и представлений об окружающем, что является основой умственного развития.
Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка с ЗПР имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Поэтому я особое внимание обращаю на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев (шнуровки, манипуляции с пуговицами, мозаикой, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, катание ребристого карандаша, размазывание пластилина по дощечке…)
В индивидуальную деятельность я включаю динамические паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации. Их воспитатели используют во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сказать- индивидуальный маршрут проблемного ребенка ведется по следующим направлениям:
- развитие всех психических функций;
- развитие сенсорных представлений;
- развитие всех речевых компонентов;
- развитие графических навыков;
- развитие двигательной активности.
Индивидуальная деятельность построена по комбинированному принципу, таким образом, что в рамках одной индивидуальной деятельности решаются несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения с учетом дифференцированного подхода.

Не только на фронтальной образовательной деятельности, но и во время индивидуальной деятельности с ребенком я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха. Это важно не только для познавательного развития ребенка с ЗПР, но и для сохранения и поддержки его здоровья, поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития. Необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Поэтому в своей работе я использую разноуровневое обучение - «зона развития ребенка».
Ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия я составляю в системе дидактических игр, с требованиями в «зоне ближайшего развития», в процессе которых ребенок исследует проблемные ситуации, выявляет существенные признаки в отношения, соревнуется, делает «открытия».
В ходе этих игр осуществляется личностно – ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение – он перемещается по кабинету, работает с игрушками, картинками, мячами… Я стараюсь строить индивидуальную работу так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.
Проводя индивидуальное занятие, я стараюсь органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, передать виды и формы организации учебной деятельности. В самом начале занятия даю логические задания, («Когда это бывает?», «Что лишнее и почему?..» Это позволяет направить внимание ребенка на решение учебных задач. Стараюсь ставить перед ребенком познавательные задачи в каждой части индивидуальной деятельности, указывая, что он уже знает, умеет делать и чему должен научиться. Во время работы с детьми опираюсь на ранее усвоенные знания. Ребенок выполняет задания под моим контролем, используя наглядный материал (иллюстрации, набор картинок, муляжи, натуральные предметы, игрушки). Работа ребенка завершается проверкой задания, выводами. Я помогаю ребенку осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждаю искать разные способы решения, поощряю инициативу, самостоятельность, подвожу его к обобщению. Во время индивидуальной деятельности использую наглядные пособия. Выполнение многих заданий: зрительных диктантов (срисовывание по клеточкам, дорисуй предмет, раскрась по образцу), задач геометрического содержания – основываются полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Побуждаю ребенка привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно находить и применять те или иные способы наглядного доказательства. Таким образом, ребенок учится, как обобщать, так и конкретизировать.
Большое значение, во время индивидуального сопровождения ребенка, уделяю словесным указаниям, устным упражнениям, играм, при этом опираюсь на ранее полученные детьми представления. Также уделяю внимание формированию умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Ребенок выполняет определенные действия в уме, мысленно обдумывает ход решения. Использую прием активизации мышления, побуждение задавать вопросы друг другу. Ребенок учится объяснять, рассуждать, доказывать, давать развернутые ответы. Выполнив задание, он каждый раз рассказывает, что сделал, как делал, что получилось в результате. Я постоянно контролирую ход усвоения знаний, умений и навыков ребенком. Это позволяет мне судить о том, как ребенок понял, усвоил материал. Не спешу давать ребенку новый материал, а даю возможность как можно лучше разобраться в изученном. Постепенно увеличиваю объем полученных заданий. Выполняя их, ребенку приходится ориентироваться на все большее число признаков и выполнять все большее количество действий. На индивидуальной деятельности использую упражнения, которые несут большую учебную нагрузку, такие как, срисовывание, дорисовывание недостающих частей предмета, рисование на слух. При этом ребенок приучается работать сосредоточенно, развивается его работоспособность.
Во время деятельности создаю и поддерживаю у ребенка радостное настроение. Укрепляю их веру в себя, хвалю, глажу по голове. Эмоционально и искренно радуюсь малейшему успеху, предлагаю порадоваться за себя. Использую такой прием обучения, как «Игра в учителя»: ребенок становится «учителем» и задает вопросы, проводит игры, упражнения; затем контролирует и оценивает выполнения задания. В конце работы побуждаю ребенка рассказать о том, что он узнал, чему научился, что удалось, что не удалось, над чем надо поработать. Это способствует развитию у ребенка самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Приучаю ребенка быть внимательным на занятиях, действовать только в соответствии указаний дефектолога, находить и исправлять, как свои, так и ошибки дефектолога. Ребенок учится правильно сидеть, вести себя .
Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно – позновательной деятельности детей с ЗПР использую следующие методы обучения:
Методы: словесный, наглядный, аналитический, поисковый, работа под руководством дефектолога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. Особое внимание уделяю стимулированию учебной деятельности: это - дидактические игры, занимательные задания, игры – инсценировки, поощрения и порицания.
В образовательной деятельности использую разнообразный демонстрационный материал, иллюстрации из книг, дидактические игры, муляжи, игрушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой.
Много внимания уделяю подготовке детей к школе. Их первые оценки – это и оценка моей работы. Бывшие воспитанники. приходят в гости в детский сад, делятся своими успехами. 60 % учатся в общеобразовательной школе, остальные - в специальной школе достигли неплохих результатов. Я считаю, что только совместная работа дефектолога, психолога, воспитателей и родителей, направленная на всестороннее развитие ребенка с ЗПР, позволит получить хорошие результаты.
Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного физического и психического развития детей с ЗПР принадлежит всему педагогическому коллективу. Между всеми специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, муз. руководителем) , воспитателями установлена тесная связь.
Например, с музыкальным руководителем проведены драматизации сказок «Теремок», «Репка»
Также заведены тетради взаимосвязи, где учитываются все особенности работы.
Особая роль в деле познавательного развития ребенка принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки все усилия педагогов не достигнут желаемого результата, поэтому важно заинтересовать родителей в развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому его успеху. Я заметила, не всегда родители обладают должным уровнем педагогических знаний, они часто спонтанно относятся к процессу воспитания своих детей, Этому я уделяю особое внимание. На первом собрании я знакомлю родителей с особенностями развития детей с ЗПР, даю рекомендации, как работать над каждым разделом программы, рекомендую завести тетрадь домашних заданий, чтобы работа по обучению детей стала совместной: дефектолог обучает детей на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. Особое внимание уделяю открытым просмотрам, часто приглашаю родителей посмотреть занятие, обсудить его. Объясняю родителям важную роль в том, что программные задачи в основном будут реализовываться в дошкольном учреждении, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.
Регулярно беседую с родителями, отвечаю на волнующие их вопросы, также провожу консультации по темам: «Как помочь ребенку с ЗПР», «Требования, которые предъявляет школа ребенку с ЗПР»…
Активно использую в своей работе анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Психическое развитие ребенка» «Сенсомоторное развитие проблемного ребенка»…).
В «Родительском уголке» помещаю папку «Рекомендации учителя-дефектолога», план работы на месяц.
Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.