Использование диагностических методик учителем -дефектологом при обследовании
Использование диагностических методик учителем – дефектологом при обследовании Тимошина Наталия Александровна учитель – дефектологКСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»2015 г. Состав ПМПк: Учитель-дефектологТимошина Н.А. Социальный –педагогПрохорова О.А. Учитель-логопедЖигачева Н.В. Педагог-психологУльянова О.Г. ПМПк Цели: - Оказание помощи педагогам в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с обучающимися, изучение личности воспитанника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих планов; организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников.- Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности: памяти, внимания, работоспособности, развития речи уч-ся с особыми образовательными потребностями. - Выявление характера и причин отклонения в поведении и обучении школьников; разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития; консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Диагностическое обследование Цель - выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Обследование вновь прибывших детей Личностная готовность - достаточный уровень развития мотивационной, коммуникативной, регулятивной сферы.Интеллектуальная готовность – достаточный запас знаний, усвоенный в системе, достаточный уровень развития психических процессов, позволяющий применять и использовать полученные знания.Речевая готовность - сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматической правильности и монологической речи.Эмоционально-волевая готовность- умение ставить цель, планировать деятельность, принимать решение, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.Готовность руки к письму - сформированность графомоторных навыков.Физическая готовность - положительное состояние здоровья, достаточное физическое развитие. диагностические задачи выявление качественных особенностей психического развития ребёнкавыявление «уровня обученности»определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программойдифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развитияопределение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения методологические приемысравнение анализпрогнозированиеоценкаконтроль методыобзорно-аналитическийматематико-статистическийнаблюдениебеседатестированиеопрос исследование восприятия таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов«Зашумленные» изображения«Почтовый ящик»кубики Коосанабор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частейкартинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине» исследование мышления таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальнымтаблицы с логическими задачами и поиском закономерностейметодика «Выделение существенных признаков»методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии»набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий) исследование памяти таблицы с изображением знакомых предметов для запоминаниятекст для воспроизведения Лев ТолстойЛЕВ И МЫШЬ Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро». Исследование мотивационной готовности 1. Ты хочешь учиться?2. Почему (хочешь, не хочешь)?3. Где ты хочешь учиться?4. Когда ты пойдешь в школу?5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.6. Кто тебя будет учить?7. Чему тебя научит учительница?8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?10. Кому ты будешь помогать в школе?11. Ты любишь, когда тебя хвалят?12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?14. Как ты хочешь учиться?15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи. исследование готовности руки к письму«Доберись до цели»«Кто спрятался от лисы?» «Волшебный карандаш»исследование зрительно-моторных координаций Можно использовать гештальт-тест Л.Бендера, или попросить ребенка скопировать короткую фразу, написанную не по русски письменными буквами