Прграмма Русский язык как иностранный (языковая адаптация детей, слабо владеющих русским языком)
Информация об участнике
Полное название и адрес общеобразовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19, ул Геологическая 7/1
ФИО автора разработки Холматова Наталья Владимировна
Должность Учитель русского языка и литературы
Контактные телефоны 89224392437
Программа, по которой работает учитель Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку для 7 класса под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Шанского Н.М. - М.: Просвещение, 2012
Название методической разработки Программа внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному для 6 класса
Программа внеурочной деятельности
по русскому языку как иностранному
Класс – 6-7
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса , предложенная в рамках изучения курса («Современный русский язык. РКН. Элементарный уровень»; «Современный русский язык. РКН. Базовый уровень»), соответствует Российской государственной системе сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным, в частности элементарному и базовому уровню, опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку.
Программа составлена в соответствии с
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.
Государственным стандартом по русскому языку как иностранному (базовый уровень), утвержден 18.05.99, М.: Златоуст. – 2001 год)
Авторской программы по русскому языку как иностранному, рекомендованной Министерством образования РФ для работы с детьми-мигрантами: «Программа по русскому языку как иностранному для детей 8 – 12 лет, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Т.В. Савченко, Е.В. Какорина,
Общая цель обучения детей-инофонов и детей, слабо владеющих русским языком, по данной программе имеет практическую направленность и носит комплексный характер, поскольку включает в себя коммуникативную, образовательную и воспитательную цели. Практическая цель заключается в обучении детей-инофонов русскому языку как средству общения в русскоязычной среде, средству получения необходимого объема знаний по учебным предметам, средству адаптации к новым условиям жизни. В рамках настоящей программы обучающиеся должны достичь такого уровня владения русским языком, который позволит удовлетворять самые необходимые коммуникативные потребности при общении с носителями языка в минимальном наборе ситуаций, связанных с бытовой, социокультурной и учебной сферами, приобрести набор знаний, достаточный и необходимый для дальнейшего изучения языка в общекультурных целях.
В основе программы лежит обязательный языковой минимум, представленный тематически в соответствии с основными разделами русского языка (фонетика, морфология, лексика, словообразование, синтаксис). Языковой материал предлагается в комплексе, в той системе и последовательности, которая традиционно реализуется в практике преподавания РКИ. В программу включены основные требования к элементарному и базовому уровню общего владения русским языком как иностранным, содержание коммуникативно-речевой компетенции, описание речевых интенций, ситуаций и коммуникативно-значимых тем общения. Особое место отводится темам, которые знакомят учащихся с культурой, литературой России и региона, способствуют формирование позитивного отношения к русскому народу, его традициям.
Основными видами учебных занятий являются практические занятия, самостоятельная работа под руководством учителя, контрольные и творческие работы.
Текущий контроль знаний предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала. Он осуществляется на практических занятиях в форме контроля устных ответов, выполнения письменных заданий, на контрольных работах в форме контроля письменного выполнения практических заданий (диктант, лексико-грамматический тест, аудирование, сочинение).
Цель программы
Основной целью изучения русского языка как иностранного является его усвоение как средства общения и знание его основных грамматических норм.
Задачи программы
Формирование начальных теоретических представлений и практических навыков в области фонетики, морфологии, синтаксиса; формирование основных видов речевой деятельности на русском языке (говорение, аудирование, чтение и письмо);
- формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
- формирование у учащихся интереса к истории, культуре, традициям, национальным особенностям русского народа;
- формирование умений, необходимых для дальнейшего системного изучения языка и изучения предметов школьной программы, успешной социализации.
Отличительная особенность данной программы - социальная адаптация учащихся, включение их в жизнь класса, активная практика, обучение полученным знаниям членов семей
Целевая группа: программа направлена на работу с детьми 10-13 лет, что соответствует 5-7 классу общеобразовательной школы
Срок реализации 1 год.
Режим занятий 2 раза в неделю 1 часу.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Антонова В. Е. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение: варианты / В. Е. Антонова и др.. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2010. - 120, [4] с.
Арутюнов А.Р., Чеботарёв П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя. Изд.2-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1987.
Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / М.М.Нахабина и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М. – СПб.: Златоуст, 2001. – 32 с.
Кожевникова Л.П., Кожевников А.Ю. От корня – к слову: Учеб. пособие по лексике и словообразованию для иностранцев, изучающих русский язык. – СПб.:САГА; Наука, 2004. – 192 с.
Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение / Н.П.. Андрюшина, Т. В.Козлова. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2011. – 116 с.
Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному / Н.Б.Битехтина, Г.В.Горбаневская, Н.В.Доменко и др. – 2-е изд., стереотип. – М.:Русский язык. Курсы, 2012. – 176 с.
Савченко Т. В. Русский язык: от ступени к ступени: комплект учебных пособий для детей 8 - 12 лет : [в 6 ч.] / Т. В. Савченко, О. В. Синева, Т. А. Шорина ; Московский ин-т открытого образования, Каф. ЮНЕСКО.- Москва: Этносфера: Московские учеб. , 2009.
Сборник упражнений по русскому языку для самостоятельной работы / Будзинская И.С., Гадалина И.И., Иванова А.С. и др. – М.: Русский язык, 1991, 334 с.
Соболева Н.И., Волков С.У., Иванова А.С. Прогресс. Учебник русского языка. Базовый уровень.– М.: РУДН, 2008. – 184 с.
Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика: Прогресс. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2007. – 184 с.
Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Сост. Л.В.Московкин, А.Н. Щукин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 552 с.
Царёва Н.Ю. Русский язык как иностранный. Контрольные работы: элементарный, базовый, первый сертификационный уровни / Н.Ю.Царёва, М.Б.Будильцева, И.А.Пугачёв. – М.: Астрель: Олимп, 2010. – 202, [6] с.
Содержание программы и формы реализации учебного процесса
Тема Содержание
Введение Сплочение коллектива детей-мигрантов (игры на сплочение коллектива «На льдине», «Опиши друга»).
Фонетика и графика
И совсем они не одинаковые (буква и звук) Звуки и буквы
Пишем и произносим. Звуки и буквы, гласные и согласные
Пишем и произносим Звуки и буквы, гласные и согласные
Различение согласных. Твердые и мягкие Звуки и буквы, звонкие согласные
Различение согласных. Звонкие и глухие Звуки и буквы, глухие согласные
Сочетания согласных Звуки и буквы, звонкие и глухие согласные
Правила чтения некоторых сочетаний согласных Оглушение и озвончение
Правила чтения некоторых сочетаний согласных Оглушение и озвончение
Грамматика
Имя существительное Часть речи, вопросы имени существительного
Одушевленные и неодушевленные имена существительные Категория одушевленности – неодушевленности
Категория рода имен существительных. Мужской род. Категория рода
Женский род имен существительных Категория рода
Средний род имен существительных Категория рода
«Сирота, умница, разиня». Слова общего рода Один-много. Число имен существительных Единственное и множественное число, слова имеющие категории только единственного и только множественного числа
Дом-домище-домик. Словообразовательные модели имен существительных Образование существительных
Дом-домище-домик. Словообразовательные модели имен существительных Образование существительных
Я. Ты. Он. Местоимение Личные местоимения, употребление местоимений
Я. Ты. Он. Местоимение Личные местоимения, употребление местоимений
Имя прилагательное. Общие понятия о части речи
Полные и краткие имена прилагательные Формы прилагательных, прилагательные в речи
Согласование прилагательных с существительными Согласование частей речи в роде, числе и падеже
Согласование прилагательных и существительных Согласование частей речи в роде, числе и падеже
Согласование прилагательных и существительных Согласование частей речи в роде, числе и падеже
Его величество глагол Общее понятие о части речи
Настоящее время глагола Употребление настоящего времени
Настоящее время глагола Употребление настоящего времени
Неопределенная форма глагола Общее понятие о значении неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола Употребление неопределенной формы
Личные окончания глагола Употребление личных окончаний
Согласование глагола с именем существительным и прилагательным Согласование глаголов в тексте
Согласование глагола с именем существительным и прилагательным Согласование глаголов в тексте
Согласование глагола с именем существительным и прилагательным Согласование глаголов в тексте
Согласование глагола с именем существительным и прилагательным Согласование глаголов в тексте
Особенности наречия как части речи Наречие. Употребление наречий.
Хорошо, плохо, свозь и вскользь. Употребление наречий Наречие. Употребление наречий
Словообразование и словоизменение
Из чего состоит слово Общие понятия о морфемах
Корень – всему голова. Значимая часть слова. Корень. Однокоренные слова
Как от корня образуются слова Общее понятие о морфеме
Как от корня образуются слова Корень. Однокоренные слова
Как от корня образуются слова Корень. Однокоренные слова
Понятие об окончании Окончание к окончанию (как согласуются слова) Окончания существительных в ед. и мн. числе Им.пад. (стол _, партА, окнО, столЫ, партЫ, окнА).
Окончание к окончанию (как согласуются слова) Окончания существительных в ед. и мн. числе Им.пад. (стол _, партА, окнО, столЫ, партЫ, окнА).
Окончание к окончанию (как согласуются слова) Окончания прилагательных в ед. и мн. числе Им. пад. (новЫЙ дом, новАЯ квартира, новОЕ здание, новЫЕ улицы)
Словообразовательные модели существительных существительные с суффиксами (-онок, -ёнок) , называющие детёнышей животных. • существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ниц(а), -чик/чиц(а), -щик/щиц(а), - ист, -ор /-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского / женского пола по профессии, роду занятий.
Словообразовательные модели существительных Существительные с суффиксами (-тель –льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления
Как образуются наречия Наречия на –о (-е): хорошо, плохо, правильно.
Как образуются прилагательные Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн- : зимний, московский, городской, соломенный, стеклянный
Синтаксис
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Общее понятие о предложении.
Главные и второстепенные. Общие понятия о главных и второстепенных членах предложения
Что такое однородные члены предложения Общие понятия об однородных членах предложения
Что такое однородные члены предложения Употребление однородных членов предложения в речи
Простые и сложные Типы предложений по количеству грамматических основ
Текст
Текст Основные жанры текста. Общее понятие о тексте, виды текстов
Художественный текст Понятие о художественном тексте.
Стили речи. Типы речевых высказываний. Разговорный стиль. Общее понятие о стилях. Разговорный стиль. Лексика разговорного стиля.
Составляем документ Понятие об официально-деловом стиле. Речевые клише.
Лексика
Школа. Я в школе. Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Город. Я на улице. Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Мой день (употребление местоимений как лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Мой дом – моя крепость (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Моя страна. Мой город. (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Мы живем в России, мы живем в Югре. . (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Русские традиции. . (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Традиции моей страны . (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Русские праздники . (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Праздники моего народа. (употребление лексических единиц) Лексика, употребление лексики. Лексическое значение слова. Употребление лексики в уместной ситуации
Формы занятий:
Собеседование
Тестирование входное, промежуточное, итоговое
Занятия с визуальной опорой
Аудирование,
Чтение
Проверка техники чтения
Изложение
Выполнение ситуативных заданий
Выполнение тестовых заданий
Диктанты :буквенные, слоговые, словарные, цифровые
Письмо по памяти
Диалоги. Работа в группах.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны свободно общаться на русском языке, читать, пересказывать предложенный текст, иметь достаточный уровень знаний по лексике, грамматике и орфографии русского языка.
В результате освоения дисциплины учащийся должен
знать:
основные фонетические и интонационные нормы русского языка (произношение, ударение, интонационные конструкции и т.д.), нормы орфоэпии;
основные сведения о русской лексике и морфологии (части речи русского языка и особенности их функционирования, основные нормы словоупотребления в русском языке и т.д.);
основные сведения о русской грамматике и синтаксисе (основные синтаксические и грамматические модели русского языка, способы выражения смысловых отношений в простом и сложном предложениях и т.д.).
уметь:
применять полученные знания в устной и письменной речи при решении коммуникативных задач в соответствии с требованиями государственного стандарта по русскому языку как иностранному (элементарный уровень);
Компетенции учащихся, формируемые в результате освоения программы:
- лингвистическая компетенция - знание фонетики, лексики, грамматики и пр;
- языковая компетенция - умение использовать в своей речи различные языковые явления и понимать их в речи других людей;
- социокультурная компетенция - совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения;
- речевая компетенция - способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения;
- дискурсивная компетенция – способность построения целостных, связных, логичных высказываний в устной и письменной речи;
- коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Основные направления программы:
Учебное направление «Мой родной – русский »
Обеспечение для детей-мигрантов равных образовательных возможностей в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования; достижение овладения языком как средством межличностного общения; приобретение знаний о культуре страны; развитие речевых способностей и умения общаться.
Социокультурное направление:
Знакомство детей мигрантов с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ.
В рамках данного направления изучается история, культура, традиции принимающей страны, дается возможность рассказать о реалиях и культуре своих республик. Проводится работа по формированию среде приезжих мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, гражданской и политической культуры личности, толерантности, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу
Курс расчитан на реализацию в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Приложение 1
Лексический минимум
А
автобусный
автомобиль
автомобильный
автор
агроном
академия
актёр
актриса
алгебра
альбом
англичанин
англичанка
активный
армия
артист
артистка
архитектор
архитектура
архитектурный
аспирант
аспирантка
аспирантура
астроном
астрономия
Б
балет
бассейн
бегать
бедный
бежать
без
белый
берег
бесплатный
бесплатно
библиотека
бизнес
бизнесмен
биография
биологический
биология
близко
Бог
богатый
болеть (У меня болит)
больница
больной
бояться
брать
будущее
бумага
бутылка
бывать
быстрый
В
вагон
важно
важный
валюта
вдруг
везде
везти
век
великий
верить
вернуть(ся)
верхний
весело
весенний
вести
вести (себя)
весь, вся, всё, все
ветер
вечерний
вешать
вещь
взять
вилка
висеть
включать
включить
вкусно
вкусный
внимательно
внимательный
внук
внучка
во времявода
водить
военный
воздух
возвращать(ся)
возить
война
войти
волосы
восток
восточный
впереди
вспоминать
вспомнить
вставать
встать
встретить(ся)
встреча
встречать(ся)
вход
входить
въезжать
въехать
выбирать
выбор
выбрать
выезжать
выйти
выйти замуж
выключатель
выключать
выключить
выпить
выполнить
выполнять
вырасти
высокий
высоко
высота
выставка
выход
выходить
Г
галерея
географ
географический
география
геолог
геологический
герой
гимназия
гитара
главный
глаз
глубина
глубокий
глупый
глупо
голова
голос
голубой
гора
горе
городской
горький
горячий
господин, госпожа
гость
готов
готовить(ся)
градус
грамм
громкий
грустный
грустно
грязно
грязный
грязь
губы
Д
давать
давно
даже
далёкий
далеко
дата
дать
дверь
движение
дворец
действие
дело
дерево
деревня
дешёвый
дёшево
диплом
директор
дискета
длина
длинный
для
до
добрый
доволен
доезжать
доехать
дойти
доктор
документ
домашний
домохозяйка
дорого
дорогой
другой
дружба
дружить
дружно
дружный
душ
дышать
дядя
Е
еда
единый
если
есть (кушать)
Ё
ёлка
Ж
жалко
жаркий
желать
жёлтый
женат
жениться
женский
жив
животное
жизнь
житель
жить
журнал
журналист Зза
заболеть
заботиться
забывать
забыть
задавать (вопросы)
задание
задать (вопросы)
заехать
зайти
заказать - заказывать
заканчивать(ся)
закон
закончить(ся)
закричать
закрывать
закрыть
замечательный
замолчать
замуж
замужем
занятие
запад
западный
запах
заплакать
заплатить
запоминать
запомнить
засмеяться
затем
заходить
зачем
зачёт
звать
звонок
здоров
здоровье
здоровый
зелёный
земля
зеркало
зимний
знаком
знание
значение
золото
золотой
зонт
зуб
И
извините
игра
игрушка
известный
изменение
изменить(ся)
изменять(ся)
иметь
интерес
интересовать(ся)
информатика
искать
искусство
исправить
исправлять
исторический
К
к (ко)
к сожалению
казаться
календарь
камень
каникулы
картофель
кассир
кастрюля
кататься
килограмм
километр
кислый
класть
климат
книжный
коллекционер
коллекционировать
коллекция
команда
компания
конверт
контрольный
конференция
конфета
кончать(ся)
кончить(ся)
корабль
коридор
коричневый
космический
космонавт
космос
который
красиво
красный
краткий
кратко
кремлёвский
кремль
кресло
кричать
кровать
круглый
крупный
культура
ксерокс
курс
курсы
куртка
Л
лаборатория
левый
лежать
лес
лестница
летать
лететь
летний
лечь
ли
лимон
линейка
линия
лист
литературный
лифт
лицей
лицо
лоб
ложиться
ложка
луна
лучший
лыжи
любоваться
любовь
любой
М
масло
математический
медицина
медицинский
меню
менять
метр
механик
мечта
мечтать
мешать
минус
мир
младший
молодой
молчать
момент
морской
московский
мужской
музыкальный
музыкант
мультфильм
мыло
мыть
мягкий
мясо
Н
наверное
надеяться
надо
назад
название
наизусть
найти
налево
направо
народ
народный
находить
начать(ся)
начинать(ся)
небо
нелегко
немного
необходимо
неплохо
несколько
нести
никогда
никуда
низкий
низко
новость
нога
нож
нормальный
нормально
нос
носить
носки
нравиться
нужен
нужно
О
обещать
обмануть
обманывать
обмен (валюты)
обменивать
обменять
обсуждать
общий
обувь
объяснение
объяснить
объяснять
овощи
огромный
одежда
одеяло
одинаковый
одинокий
однажды
одновременно
озеро
океан
около окончание
окончить
опера
опять
оранжевый
организовать
организация
осенний
особенно
особенный
остров
от
ответить
отвечать
отдавать
отдать
отдельно
отдохнуть
отдых
открывать
открыть
открыт
отметить
отметка
отмечать
отойти
отпуск
отсюда
оттуда
отходить
отъезжать
отъехать
офицер
очки
ошибаться
ошибиться
Ппадать
палец
памятник
пассажир
певец
певица
пение
петь
перевести
перевод
переводить
перед(о)
переезжать
переехать
перейти
пересадка
переход
переходить
перчатки
петь
печенье
пешком
пианино
пирожное
пить
плавать
плакать
план
планета
платить
платье
плащ
плеер
плюс
плыть
по
победа
победить
побеждать
повесить
погибнуть
поговорить
погулять
под
подготовительный
подготовить(ся)
подождать
подумать
подъезд
пожениться
позавчера
позвать
поздравить
поздравлять
показать(ся)
показывать
покупать
пол
полететь
политика
политический
полиция
полный
половина
положить
полотенце
полтора
получать
получить
полчаса
полюбить
помешать
помнить
помогать
по-моему
помочь
помощь
понравиться
понять
пообещать
попадать
попасть
поправиться
поправляться
попросить
послать
после
последний
послезавтра
послушать
посоветовать
посол
посольство
поставить
постель
построить
поступать
поступить
посуда
посылать
посылка
потерять
потолок
почти
почувствовать
пошутить
поэт
правда
правило
правильный
прав
правый
практика
предлагать
предложить
прекрасно
прекрасный
преподавать
приблизительно
привет
привыкать
привыкнуть
привычка
пригласить
приглашать
приготовить
приезжать
приезд
пример
принести
принимать
приносить
принять
природа
прислать
присылать
приходить
приятно
приятный
проблема
проверить
проверять
программа
прогулка
продавать
продавец
продать
продолжать(ся)
продолжение
продолжить(ся)
продукты
проиграть-проигрыватьпройти
промышленность
промышленный
пропуск
просить
прослушать
просто
простой
против
противоположный
профессиональный
профессия
профессор
проходить
процент
процесс
прошлый
прямо
психолог
психология
пустой
путешествовать
пятёрка
Ррабочий
радоваться
радостный
радость
разбить
разговаривать
разговор
размер
разница
разный
разрешать(ся)
разрешение
разрешить
район
ракета
рано
расписание
рассказать
рассказывать
растение
расти
ребёнок
редко
режиссер
результат
река
ремонт
ремонтировать решение
рецепт
рисование
рисунок
родиться
роль
роман
рост
рот
рука
рынок
рядом
С
с удовольствием
сад
садиться
салат
сам
самолёт
самостоятельно
самый
санаторий
сантиметр
свежий
свет
светлый
свободно
свободный
свой
сдавать
сдать
север
северный
секрет
секретарь
сердце
серый
серьёзный
сесть
сидеть
сила
сильный
синий
сказка
скоро
скучно
слабый
сладкий
слева
служить
случай
слышать
смелый
смерть
смешной
смеяться
снова
собака
собирать
собрать
совет
советовать
современный
совсем
согласиться
соглашаться
содержание
создавать
создать
солдат
солёный
сообщение
сосед
соседка
соседний
спасать
спасти
спать
спектакль
спеть
специалист
специальность
специальный
спешить
спокойный
спор
спорить
спортивный
справа
спрашивать
спросить
спускаться
спуститься
сразу
ставить
стакан
становиться
старинный
старший
стать
стена
стипендия
стоять
строгий
строитель
строительный
строить(ся)
судья
суметь
сфотографировать
считать
счастливый
счастье
съесть
сыграть
Т
также
такой
талант
талантливый
танец
тарелка
твердый
телеграмма
тема
темнота
тёмный
теннис
термометр
терять
тётя
тихий
тихо
толстый
тонкий
тот, та, то, те
точно
точный
трава
транспорт
туда
турист
У
убежать
увидеть
удивиться
удивляться
уезжать
уехать
уйти
узкий
узнавать
узнать
уйти
умереть
уметь
умирать
умный
упасть
услышать
успевать
успеть
успех
уставать
устать
ухо
уходить
участвовать
ученик, ученица
учёный
Ф
фабрика
факс
физический
филолог
философ
философия
фиолетовый
фотоаппарат
фотографировать
фотография
футболист
Х
химический
химия
хозяин
ходить
художник
Ццвет
цветной
центральный
Ч
чайник
часть
часы
чашка
чем
чемодан
чемпион
через
чёрный
честный
чистый
читатель
чтение
чтобы
чувствовать
Шшахматист
ширина
широкий
школьный
шумный
шутить
Э
экономика
экономический
экскурсия
экскурсовод
Ююбка
юг
южный
юмор
юность
юноша
юридический
Я
язык
ясно
ясный
Приложение 2
Уровни языковой и речевой компетенций
детей-мигрантов
Вид деятельности Сформированные речевые и языковые компетенции
Нулевой уровень
Понимание –аудированиеУчащийся не понимает русского языка
Понимание –чтение Учащийся не умеет читать; знает и правильно называет только некоторые буквы русского алфавита
Говорение – диалог, монолог Учащийся не говорит на русском языке; говорит некоторые простые слова; не может ответить на вопросы.
Низкий уровень
Понимание –аудированиеУчащийся понимает отдельные знакомые слова или короткие фразы в медленно и четко звучащей речи из ситуаций повседневной жизни (Школа, дом, есть, пить, родители, мальчик, девочка. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты родился? и т.д.)Понимание –чтение Учащийся знает и правильно называет буквы русского алфавита, читает по слогам слова, короткие фразы; при чтении путает буквы.
Говорение – диалог, монолог Учащийся может задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных ему тем; используя короткие фразы, рассказывает о себе, об услышанном или прочитанном (условие: медленно звучащая речь собеседника). Средний уровень
Понимание –аудированиеУчащийся понимает основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные ему темы, с которыми приходится иметь дело в школе, на отдыхе и т.д. Понимает, о чём идет речь в услышанном рассказе. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной.
Понимание –чтение Читает и понимает тексты, построенные на языковом материале повседневного общения (короткие рассказы, сказки, истории). Понимает описания событий, чувств, намерений героев произведений.
Говорение – диалог, монолог Умеет общаться в большинстве ситуаций. Может без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую ему/ интересующую его тему (например, «семья», «хобби», «путешествие», «текущие события»). Отвечает на вопросы, задаёт вопросы.
Умеет строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, желаниях. Может рассказать историю или изложить сюжет книги или фильма и выразить к этому свое отношение.
Достаточный уровень
Понимание –аудированиеУчащийся хорошо понимает русскую речь: прочитанные собеседником тексты, рассказанные истории. Понимает развернутые объяснения учителя по учебным темам. Понимает содержание большинства кинофильмов, если их герои говорят на литературном языке.
Понимание –чтение Выразительно и осознанно читает, понимает смысл художественных и научно-познавательных произведений в рамках возрастных норм.
Говорение – диалог, монолог Умеет без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с одноклассниками, учителем. Умеет принимать активное участие в дискуссии по знакомой ему проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Уверенно отвечает на вопросы.