Доклад на тему ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Все согласны с тем, что нет «царского пути в математику». Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя и школьника, чтобы последний смог освоить программный минимум знаний по этому предмету.
Мы привыкли сейчас к открытиям, одно поразительнее другого: изобретены лазеры и голография; расшифрован код наследственности; синтезирован ген; научились выращивать копии животных.
Недалеко, видимо, то время, когда в психологии и педагогике будут найдены такие средства обучения, эффективность которых трудно сейчас представить.
М.Е. Жуковский имел основания считать, что методы обучения математике можно сделать столь совершенными, что ее будет понимать всякий «желающий из публики».
Добиться того чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел большим объемом основательных действенных знаний – такова одна из главных забот современной педагогики.
Я работаю учительницей математики в санаторной школе интернате. У нас учатся, и проходят лечение дети с ослабленным здоровьем из разных школ, с разными уровнями подготовки по предмету. Но всегда каждый из сидящих передо мной – личность, неповторимая индивидуальность со своим интеллектом, интересами, пристрастиями, характером. И все это приходится учитывать в своей педагогической деятельности. Признание и учет индивидуальности и самобытности каждого ученика в повседневной педагогической работе является отличной особенностью личностно ориентированного обучения. Его стержнем является гуманистическая педагогика. Личностно ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика. Известный психолог И.С.Якиманская подчеркивает, что ориентация на личность ученика изменяет саму функцию обучения: теперь учитель не планирует единую, общую для всех линию развития, а поможет раскрывать индивидуальные познавательные возможности каждого ученика.
Рассмотрим таблицу сравнения учебно- дисциплинарной модели обучения (УДМО) и личностно ориентированной модели обучения (ЛОМО)
Предметы
УДМО
ЛОМО
Цели
Формирование системы знаний и развитие учащихся
Развитие индивидуальных особенностей ученика
В центре внимания учителя
Знания, их усвоение учащимися
Мир ребенка его отношение к познаваемому
Основа
Социальная педагогика: подчинение индивидуальных (особенностей) интересов общественным
Гуманистическая педагогика: помочь человеку реализовать свои потенциальные возможности
Оценивание успехов ученика
По объективным критериям; в сравнении с одноклассниками
Выявление динамики роста индивидуума; сравнение успехов ученика с его прежними успехами
Характер взаимодействия
Позиции учителя и ученика разведены
Сотрудничество
Как уже я говорила, в нашей школе учатся дети из разных школ. И очень важно в самом начале урока привлечь внимание этих учащихся, создать эмоционально – положительною атмосферу, дать установку на дальнейшую познавательную деятельность. Для этого разработала серию таблиц плакатов на развитие внимания, мышления, памяти. Задания различные: найти совершенно одинаковые две фигуры, сколько мышат смотрят телевизор, сколько весит котенок и т.п. Такие задания не занимают времени, но привлекают внимание всех детей без исключения.
Предмет изучения математики существенно отличается от предметов других наук. Математика изучает не объекты реального мира и не их движение и взаимодействие. Геометрия согласно точке зрения А.Д.Александрова раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения и формы, а также другие отношения и формы, сходные с пространственными по своей структуре. А это означает переход на другой более высокий уровень абстрагирования, чем при изучении естественных наук. Математические истины нельзя доказать с помощью постановки опытов. Проверка для конкретных чисел или геометрических фигур может лишь опровергнуть предположение, но не доказать его, хотя такая проверка имеет огромное эвристическое значение. Никакими инструментами нельзя, например, установить несоизмеримость квадрата с его стороной. Это можно сделать только путем математического доказательства. Но в математике возможен мысленный эксперимент.
Особенность математического мышления состоит в том, что оно предполагает абсолютную полноту аргументации. В естественных науках теория считается обоснованной, если она объясняет все имеющиеся на настоящее время и связанные с ней опытные факты. Если со временем появляются противоречащие этой теории факты, то она пересматривается. Каждая теория в естествознании верна в определенных границах. В математике такой подход принципиально не возможен. Если какое – либо положение не обосновано в какой то своей даже маленькой части, то оно вообще не обоснованно. Из самой маленькой ошибки можно логическим путем вывести истинность любого утверждения, то есть прийти к абсурду.
Математическое мышление является формой теоретического мышления, присущего и другим наукам, но в математике- то теоретический аспект выражен наиболее ярко. Математик и педагог А.Я. Хинчин выделяет следующие признаки, характеризующие математический стиль мышления:
- доведенное до предела доминирование логической схемы рассуждения;
- лаконизм мышления: предельная скупость, строгость мысли;
- четкая расчлененность хода рассуждения ;
- точность символики;
Особой чертой математического мышления является пространственное мышление. Оно предполагает прежде всего умение представить плоское изображение как фигуру в пространстве. Эту способность надо формировать уже в период обучения в школе.
Мы рассмотрели черты, характеризующие математический стиль мышления. Сформированность у учащегося этих качеств дает ему в руки мощные познавательные средства, необходимые для самостоятельного решения новых для него проблем.
Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой – либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы необходимые для нее – писал Л.С. Выготский.
Познавательную мотивацию можно создать с помощью целого ряда приемов. Наиболее часто учитель может использовать:
- связь изучаемого с жизнью, с достижением науки и техники;
- показ недостаточности имеющихся знаний,
- использование художественной и научно популярной литературы, а также произведений искусства;
- экскурсы в историю;
- использование сравнений ;
- привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
- познавательные игры дискуссии, другие приемы.
Этот список не претендует на полноту. Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности своих учащихся, может его продолжить.
Эффективность воздействия того или иного приема зависит от ряда факторов. Наиболее важным из них являются учет возможностей и интересов ребят и соответствующая эмоциональная окраска приема. Наконец, полезно иметь в виду , что нельзя ограничиваться каким – либо одним приемом познавательной мотивации.
Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие буквально на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.
Усвоение математики осуществляется в процессе выполнения упражнений, а потому и развитие методики математики идет по пути внедрения новых форм и видов математических упражнений, вызывающих у школьников большую мыслительную деятельность .
В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре взаимосвязанных этапа:
А) составление математического упражнения
Б) выполнение упражнения
В) проверка ответа(контроль)
Г) переход к родственному, но более сложному упражнению.
В познавательном отношении не может быть нормальным то, что процесс возникновения математического упражнения целиком отдан другому лицу, не обучающемуся. Между тем процесс составления задачи в психологическом отношении богат своеобразными синтетическими ходами мысли принципиально недоступными познающему уму, если только учебная работа ограничивается решением чужих задач; в той же мере процесс выполнения готового задания, взяты в изоляции от предшествующего этапа, носит преимущественного аналитическую направленность, ибо он структурно противоположен этапу составления упражнения. Решение и составление задачи взаимодополняющие методы работы над ней. До последнего времени была в ходу упрощенная трактовка: «Изучить математику это научиться решению задач. А на производстве, в жизни от человека требуется умение самому сформировать вопрос и, применяя математические знания, найти ответ на него»
Одним из способов пропедевтики такого качества ума является составление задач учениками на уроках, причем, естественно, что вначале для элементарного творчества детей должны служить типичные школьные упражнения. Серьезного внимания требует и последний этап – завершение одного упражнения и переход к новому, усложненному упражнению т.е. проблема группировки упражнений по степени их трудности, информативности и т.п.
Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решить задачу, изобретенную им самим.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
По любому разделу математики можно сконструировать такое синтетическое упражнение, задание, адресованное школьнику, выполнение которого действительно содержало бы различные элементы творчества.
Творчество (какое бы оно ни было – техническое, музыкальное, математическое и т.д.) всегда означает созидание , синтез чего – то существенно нового; не может быть настоящего творчества там, где деятельность не носит, прежде всего, конструктивного характера.
На уроках математики лучше организовать творческую работу в малых группах.
Крайне интересны соображения Л.С.Выготского о том, что в сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе: что в сотрудничестве ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.
Эксперименты по объединению учащихся в малые группы начались лишь в конце 50-х годов в Америке. Новая форма организации обучения привлекла к себе внимание ученых, и в последующие годы эту проблему исследовали специалисты по педагогике и социальной психологии. Приведем полученные ими главные выводы:
- Учебное сотрудничество способствует улучшению взаимоотношений его участников.
- Взаимодействие учащихся в процессе совместной работы в группе усиливает их мотивацию учения и мобилизует «резервы».
- Учебное сотрудничество благоприятно воздействует на психологический климат в классе и самооценку школьников.
- Работа в группах оказывает положительное влияние на усвоение учебного материала.
Ориентация при обучении на каждого ученика усиливает значение принципа доступности, поскольку предполагает учет подготовки и развития не только аудитории в целом, но и отдельной личности. В этой ситуации доступность следует понимать как допустимо высокий уровень сложности, стимулирующий мыслительную активность и интерес учащегося.
Обратимся к принципу научности обучения. Известно, что неправильное знание хуже, чем незнание; неправильно обученного ученика труднее направить на верный путь, чем ничего незнающего.
Принцип научности гласит: «Не всю правду, но только правду». В условиях личностно ориентированного реализация принципа научности связана с применением технологий, обязательными компонентами которых являются дифференциация и индивидуализация обучения.
Кроме гибких предписаний полезно ввести и гораздо более жесткие правила-запреты, нарушение которых чревато сведением к нулю самых блестящих методических идей и находок. Остановимся на двух из этих запретов, самых главных.
Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя унижать достоинство ученика, будь он младшим школьником или выпускником. Лучшие педагогические находки не затронут души и ума обиженного человека, не пробудят в нем интерес к изучаемому предмету. Но последствия от унижения достоинства могут быть и более разрушительными: разочарование в себе, неправильная самооценка, апатия вплоть до принятия самых скороспелых и безумных решений. Этот запрет настолько однозначен, что нельзя найти ситуацию, оправдывающую его нарушение. Он является прямым следствием личностно-ориентированной позиции.
Не допускать на занятие догматизм и скуку. Помнить, что если учителю самому на уроке скучно, то у учащихся это состояние усилено десятикратно. Наблюдайте внимательно за лицами своих учеников. Пусть не всегда у них горят глаза, но рассказ учителя должен вызвать живой интерес, а самостоятельная работа напряженную и сосредоточенную деятельность , приносящую учащимся удовлетворение.
Литература
П.М.Эрдниев, Б.П. Эрдниев «Обучение математике в школе»
Л.С.Выгодский «Педагогическая психология»
И.С. Якиманская «Личностно ориентированное обучение»
В.А. Онищук «Урок в современной школе»
Н.М. Зверева «Практическая дидактика для учителя»