Выступление на педагогическом совете Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы
Российская Федерация
Управление образования администрации городского округа Озёры
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
140560, Московская область, г. Озёры, ул.2-ая Высокополянская, д.22
8 (496 70) 21059/school6-oz@mail.ruОкружной семинар
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы»
(для зам. руководителей по УВР, зам.руководителей по ВР)
Дата: 20.12.2016г.
Цель: обобщение и распространение опыта работы администрации и учителей школы по использованиюздоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы.
ДОКЛАД
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня актуальны как никогда.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
В нашей школе картина не сильно отличается от среднестатистических показателей.
Доля учащихся по группам здоровья (данные за последние пять лет):
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014 - 2015 2015-2016
Основная 74% 85,9% 75,5% 78,3% 83,5%
Подготовительная 24% 11,1% 21,2% 18,3% 13,1%
Специальная 2% 3% 3,3% 3,4% 3,4%
Количество обучающихся, имеющих хронические заболевания (всего физ. лиц): 46 (11,86%).
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим в ФГОС нового поколения принята Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни».
Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.Здоровьесберегающая технология это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающая педагогика - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПин; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в действии (из опыта работы администрации и педагогического коллектива МБОУ СОШ №6).
1.Рациональная организация учебного процесса,
которая играет основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности школы.Учебные занятия для всех обучающихся организованы в одну смену. Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения.
Продолжительность уроков во 2 - 11 классах - 45 мин.
Решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания.
Для питания учащихся отведены 2 перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.
Внеурочная деятельность учащихся 1-8 классов начинается с 14.15 по утверждённому расписанию и заканчивается в 15.45 часов.
Дополнительные занятия, кружки, секции начинают свою работу с 15.00 часов.
Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие материальной базы и оздоровительной инфраструктуры.
В кабинетах соблюдаются все санитарно-гигиенические требования: расстановка и размеры учебной мебели, расположение доски по отношению к учащимся, благоприятный температурный режим, освещение, режим проветривания. Также в учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.
В школе работает столовая на 80 посадочных мест. Питание учащихся отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность и разнообразие в приготовлении завтраков и обедов для групп продленного дня.
Соблюдается питьевой режим учащихся.
Помимо традиционных учебных кабинетов, лабораторий и помещений в школе оборудованы кабинет психолога и социального педагога, медицинский кабинет. Медикаменты (согласно перечня) закупаются ежегодно.
Созданы условия для занятий физкультурой и спортом: школа имеет 1 спортивный зал с раздевалками и подсобными помещениями, достаточное количество комплектов лыж, спортивное оборудование и инвентарь. На пришкольной территории расположена спортивная площадка, а в 10-15 минутах ходьбы от школы – ФОК «Озеры», стадион, ледовый дворец спорта «Арена легенд», парк «Дубки», бассейн «Чайка», что существенно расширяет возможности работы в этом направлении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются по индивидуальным учебным планам.
Всё это позволяет проводить оздоровительные мероприятия по плану, а также вести профилактическую работу по укреплению иммунитета учащихся.
2.Условия обучения ребенка в школе.
Здоровьесберегающие уроки и занятия по внеурочной деятельности:
-стимулируют у детей желание жить, быть здоровыми
-учат их ощущать радость от каждого прожитого дня
-вызывают у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на таких уроках и занятиях:
-отсутствие назидательности и авторитарности
-элементы индивидуализации обучения
-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-интерес к учебе, желание идти в школу
-наличие физкультминуток
-наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
-учет возрастно-половых особенностей;
-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
-использование оптимальной плотности урока, чередования видов учебной деятельности.
Оздоровительные моменты на уроке:
-физкультминутки, динамические паузы;
-минутки релаксации;
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз.
Наличие эмоциональных разрядок:
-поговорка;
-высказывание;
-веселое четверостишие;
-юмористическая или поучительная картинка.
ВАЖНО!
1.Правильная поза ученика во время занятий за столом;
2.Правильная рабочая поза при письме.
3.Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Биология и химия, как ни какие другие учебные предметы, ориентированы на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса и дают им представление о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьесбережения.
На уроках литературы, истории, обществознания, МХК преподаватели много внимания уделяют формированию духовно-нравственного здоровья детей.
Психологическое сопровождение ребенка.
Состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.
Психологом совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, проводятся тренинги, на которых часто используются приемы релаксации.
Ориентация психолога направлена не только на учащихся, но на их семьи, что позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям и подросткам.
Цель работы педагога-психолога: помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог выступает практически на каждом родительском собрании.
Одним из наиболее важных участков работы школьного психолога является совместная работа с учителем. Практика показывает, что существенное число внутришкольных конфликтов изначально порождается тем, что педагоги недостаточно углубляются в проблемы детей и их эмоциональное состояние. Результаты анкетирования учащихся и их родителей помогают психологу так построить систему работы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и вовремя скорректировать взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса.
Сотрудничество медика, психолога и педагога предусматривает ежегодное возрастное обследование школьников: адаптация к школе, переход в среднее звено, адаптация к социуму и профориентация.
Учащиеся 9,11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
В системе предпрофильной подготовки для учащихся 9-го класса введён курс «Психология и выбор профессии», который ведет психолог школы Егорова Е.А. В процессе преподавания профориентационного курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, встречи с представителями отдельных профессий, диспут. Ряд занятий включает элементы тренинга, ролевые игры.
Кроме запланированных обследований проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей. Результаты исследования обсуждаются на родительских собраниях, где даются рекомендации родителям, классным руководителям и педагогам-предметникам.
На протяжении нескольких лет для учащихся 1-6 классов Егорова Е.А. ведет курс внеурочной деятельности «Жизненные навыки», основной целью которого является ранняя профилактика злоупотреблений. Дети с удовольствием посещают такие занятия.
Ещё одно важное направление работы психолога - система занятий по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации.
3.Организация двигательной активности учащихся
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.
Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки на уроках обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры, двигательной активности и некоторых других предметов (окружающий мир, биология, география) проводятся на улице.
Для профилактики детского травматизма введено дежурство учителей на переменах.
4. Организация воспитательного процесса.
Очень важным моментом здоровьесберегающей деятельности любой образовательной организации является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
• организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
• реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
• развитие системы внеурочной занятости детей.
Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашей школе, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной, поэтому акцент прежде всего делается на использовании разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся. Это:
-Общешкольные мероприятия по здоровьесбережению;
-Дни Здоровья;
-Дни ГТО;
- Школьные спортивные праздники;
-Участие в окружных спортивных соревнованиях и Президентских играх;
-Классные часы, устные журналы, беседы о здоровье и здоровом образе жизни с учащимися;
-Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет;
Проблему здоровьесберегающей деятельности в школе невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Cогласно новым образовательным стандартам в школе во второй половине дня проходят занятия по внеурочной деятельности для учащихся 1-8 классов, которые включают в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования, исследовательскую деятельность. Работают спортивные секции: «Подвижные игры и спортивные игры» (1-4 кл), «Волейбол» (5-8 кл). Руководят ими учителя физической культуры Аверьянов С.В. и Агеев В.Г.
Уже несколько лет в школе проводится курс внеурочной деятельности по программе «Правильное питание» для учащихся 1-4 классов (руководители курса - классные руководители этих классов).
2 раза в год – в сентябре и в мае - в школе проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
В планах воспитательной работы классных руководителей есть раздел «Здоровье», в котором предусмотрена реализация целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях.
В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «Скажем наркотикам – Нет!» классными руководителями проводятся классные ученические и родительские собрания, тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни учащихся. Проведены акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», интернет – урок антинаркотической направленности, мероприятия в рамках «Дня защиты от экологической опасности», «Интернет-безопасности». Стали доброй традицией проведение однодневных походов по достопримечательностям Озёрского района для учащихся школы совместно с краеведом Муромским Максимом, участие в акциях «Лес Победы», «Посади дерево». Учащиеся школы активно принимают участие в окружных спортивных соревнованиях, в «Президентских играх».
В целом проводимые мероприятия спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности соответствуют возрасту учащихся, их психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствуют повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей.
5. Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ).
Большое внимание в этом направлении уделяется просветительской работе со всеми участниками образовательного процесса, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся школа и родители должны решать совместно.
Педколлектив школы ставит перед собой задачи по формированию не только физического, но и психического, социального здоровья ребёнка. Для реализации этих задач необходимо, чтобы ребёнок обладал определёнными знаниями, умениями и навыками. Школа старается помочь ему в этом. В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают учителя физкультуры, школьный психолог, соцпедагог и медицинский работник. Они совместно проводят не только эти мероприятия, но и лектории и собрания для родителей по пропаганде и обучению основам ЗОЖ, стараются вовлекать родителей в воспитательную работу, проверяют занятость подростков в кружках и секциях.
При этом наиболее часто используются такие формы здоровьесберегающей деятельности как:
-Дни здоровья;
-беседы о здоровье и здоровом образе жизни с обучающимися;
-тематические родительские собрания;
-анкетирование, мониторинг;
-размещение необходимой информации на школьном сайте, в соцсетях;
-оформление классных и школьных «Уголков здоровья»;
-профилактические прививки;
-витаминизация;
Большое внимание в системе здоровьесберегающей работы школы уделяется и научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся, которая дает возможность:
-раскрыть особую роль науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
-ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты – это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться?);-привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
-воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
Учащиеся школы защищают индивидуальные, парные и групповые проекты («Красота и сила волос»; «Все о шоколаде»; «Необычное в обычном (о воде и ее свойствах)»; «За дымовой завесой»; «Алкоголь. Влияние на организм»; «Химия, красота и здоровье»; «Пища и здоровье человека»; «Мир запахов»; «Белки – основа жизни»).Администрация школы уделяет особое внимание совершенствованию профилактической работы. Вопросы правового воспитания и профилактики безнадзорности, правонарушений, употребления ПАВ рассматриваются на родительских собраниях, совещаниях при директоре, школьном методическом объединении классных руководителей.
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма
и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы, которая работает по Программе «Формирование здорового образа жизни детей и первичной профилактики употребления ПАВ».
Работа ведется по трем основным направлениям: с детьми, с педагогами, с родителями.
В школе регулярно (1 раз в 3 месяца) проводятся единые Дни профилактики употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя, табакокурения. В 1-4 классах проводится «Разноцветная неделя», во время которой проводятся классные часы и внеклассные мероприятия о правильном питании, о вредных привычках, а с учащимися 5-11-х классов - интерактивные беседы с элементами тренинга. Для проведения бесед приглашаются сотрудники ОВД г.о. Озёры, КДН, специалисты из ЦРБ, социального центра «Подсолнух». Медицинский работник школы Меркулова Н.В. проводит уроки ОБЖ, на которых уделяет большое внимание профилактике вредных привычек. Педагог - психолог школы с учащимися 5-9-х классов проводит факультативные занятия по данному направлению, в том числе разъяснительные беседы о вреде употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения, наркотиков. В классах регулярно проводятся показы фильмов, рекомендованных для просмотра учащимися разного возраста. Проводятся опросы, тестирование учащихся, составляется банк данных учащихся, склонных к употреблению ПАВ, алкоголя, табакокурения. При проведении рейдов выявляются ученики, склонные к правонарушениям.
Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности.
Заместитель директора по ВР Макаренко Н.Ф. и соцпедагог Сизова Т.И. освещают вопросы правовой направленности не только с учащимися школы. Регулярно проводятся общешкольные родительские собрания, на которых освещаются правовые вопросы, проблемы воспитания и обучения детей. Часто перед детьми выступают сотрудники ОДН ОМВД – КирсановаС.С., Некрасов А.С. и Курганов М.В. Ежегодно в школе в апреле и в октябре проводятся «недели правовых знаний», в которых активное участие принимают сотрудники ОМВД разных направлений: сотрудники ГИБДД, дознаватели. На родительских собраниях частым гостем является зам. председателя КДН и ЗП Белова Виктория Валерьевна. В результате воспитательной работы снижается количество учащихся и родителей, которые на заседаниях КДН и ЗП заявляют о том, что они не знают Законов и не знают тяжёлых последствий вредных привычек.
Большую роль в организации профилактической работы играет школьный Совет профилактики правонарушений и преступлений, в состав которого входят: Макаренко Н.Ф., председатель Совета, зам. директора по ВР, Егорова Е.А., педагог-психолог, Сизова Т.И., социальный педагог и уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. От родителей – Агапова Н.А. На каждый учебный год составляется план работы школьного Совета профилактики, куда включаются вопросы профилактической работы с безнадзорностью детей, профилактика правонарушений, алкоголизма, табакокурения, ПАВ, наркомании и СПИДа. Планируются проведение месячников патриотической работы, недели правовых знаний, занятость учащихся в каникулярное время, организация проведения мониторинга воспитанности учащихся. Большое внимание уделяется выявлению детей и семей «группы риска», формированию банка данных социальной картотеки.
Заседания школьного Совета профилактики проводятся один раз в месяц.
В своей работе Совет активно сотрудничает с педагогами дополнительного образования ОУ, с ЦДТ, ДЮСШ, ДК «Текстильщик», районной библиотекой им. Д.В. Григоровича.
Профилактическая деятельность с детьми «группы риска».
В школе оформлены общие сведения о контингенте обучающихся.
Классными руководителями, соцпедагогом, медицинским работником школы ежегодно проводятся медико-социальные исследования по раннему выявлению курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому. Выявляются несовершеннолетние «группы риска», склонные к правонарушениям, употреблению ПАВ. Изучаются индивидуальные особенности развития личности учащихся «группы риска», социальное положение и материально-бытовые условия проживания их семей, условия семейного воспитания, занятость в свободное время.
С каждым учащимся «группы риска» составлен индивидуальный план работы. Подростки вовлекаются в работу кружков, спортивных секций, во внеклассные и внешкольные мероприятия. Проводится ежедневный контроль посещаемости занятий, выявляются факты снижения успеваемости и оказывается помощь в преодолении учебных затруднений. Большое внимание уделяется изучению основных Законов: об ограничении курения табака, о наркотических и психотропных веществах, Закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних» №148.
Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутришкольный учёт, с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работают педагоги.
Всё это дает свои плоды. Так, в 2015 г. на учёте в ОДН ОМВД стояло – 6 учащихся, а в КДН и ЗП - 9 учащихся нашей школы за различные правонарушения. В 2016 г. на учёте стоит 5 человек.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Активно ведется в школе и работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Инспекторы ДПС – частые гости в школе. Они проводят беседы с учащимися «Правила поведения на дорогах», «Внимание, пешеход». Уже несколько лет в школе создан и активно работает отряд ЮИД «Зеленый огонёк» (руководитель Т.И. Сизова). ЮИД - это добровольное объединение школьников, которое создано для усовершенствования полученных ими знаний Правил дорожного движения; воспитания у них чувства ответственности, высокой культуры участника дорожного движения, коллективизма, профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди дошкольников, учащихся младших и средних классов. «Юидовцы» с удовольствием осуществляют волонтерскую деятельность. Так в сентябре во время проведения целевого профилактического мероприятия «Внимание – дети!» они подготовили викторину для учеников младших классов «Знаешь ли ты дорожные знаки?», «Правила дорожного движения для пассажиров и пешеходов» и др. «Юидовцы» - частые гости в подшефном детском саду. Они принимают активное участие в окружных конкурсах по профилактике ДДТТ, в конкурсе агитбригад, зональных смотрах-конкурсах. В феврале 2016 г. в Муниципальном конкурсе творческих работ «Мы за безопасную дорогу» в (номинации «Комикс») наши «юидовцы» заняли 2 место, а в мае 2016 г. в муниципальном слёте - конкурсе юных инспекторов движения - команда ЮИД учащихся 6 класса заняла 1 место.
Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей
правилам поведения в ЧС.
Основа безопасности школы – это жизнь и здоровье детей. В обеспечении условий безопасности учебного заведения школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ и городскими, окружными и внутренними нормативными актами. Здание школы огорожено металлическим забором, оборудовано кнопкой тревожной сигнализации, установлены система наружного видеонаблюдения, автоматическая пожарная сигнализация. Имеется прямая телефонная связь с пожарной охраной. Оформлены настенные стенды по безопасности. Стены в рекреациях выкрашены негорючей краской. Ежегодно проводится обработка деревянных чердачных конструкций огнезащитными составами. Приобретаются новые огнетушители.
Ведется документация по безопасности, обновляются и разрабатываются инструкции, памятки, издаются приказы.
В школе организован пропускной режим.
В течение учебного года проводятся:
- дни безопасности – ежемесячно;
- декады безопасности – 1 раз в триместр;
- месячники безопасности – 2 раза в год.
- дни профилактики ДТП;
- 1 раз в триместр в школе проводятся тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций.
На занятия часто приглашаются сотрудники МВД, водоспасательной станции, пожарной охраны. Организуются экскурсии в пожарную часть городского округа.
Темы безопасности довольно часто звучат на классных часах, школьных линейках, родительских собраниях. На уроках ОБЖ обучающиеся получают дополнительные знания и навыки по работе с первичными средствами пожаротушения, правилами эвакуации.
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Актуальным является вопрос и о состоянии здоровья самих педагогов и об отношении их к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения? Конечно, да!
Что педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни самого педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с обучающимися.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться его понять
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Конечно, в нашей школе есть и проблемы: нехватка современного спортивного инвентаря, недостаточное оснащение спортивной площадки – отсутствие сектора для прыжка, беговых дорожек, футбольного поля, баскетбольной площадки; нет специалистов ЛФК, логопеда; хотелось бы иметь комнату психологической разгрузки для детей. Не разработана система профилактики эмоционального выгорания учителей.
Важно помнить!
Мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов учебной и внеурочной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции на уроках, привлечение учащихся к занятиям в системе дополнительного образования, организация горячего питания школьников, профилактика заболеваемости учащихся – способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Спасибо за внимание!