разработка семинара Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Муниципальное автономное образовательное учреждение
для детей
межшкольный учебный комбинат
станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
Психолого-педагогический семинар.
Пояснение к презентации
«Здоровье сберегающие технологии
в образовательном процессе»
Разработала:
Кузьмина Любовь Станиславовна
учитель МАОУ МУК
Ст. Ленинградская
2012
Цели: Знакомство с инновационными технологиями – технологией здоровьясбережения.
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения здоровьясберегающей технологии.
Обобщение и распространение опыта работы Кузьминой Л.С.
План семинара:
1. Здоровьясберегающая технология (обзор на основе презентации).
2. Презентация: «Технология здоровьясбережения».
Слайд 1
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Слайд 2
Здоровье - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Слайд 3
Состояние здоровья детей – серьезная проблема. Пик ухудшения здоровья ребенка приходиться на школьный период от 7 до 17 лет. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. По статистики, более 20% учеников Российских школ имеют различные хронические заболевания, а среди выпускников лишь 3% абсолютно здоровых детей.
Слайд 4 (статистика)
От ВОЗ было проведено тестирование родителей 337 учащихся школ России, возраст учащихся от 6,5 до 17,5 лет, пол – 60% девочки , 40% мальчики.
Было выявлено :
-заболевания нервной системы – имеют 38%
-заболевания дыхательной системы-28%
- заболевания сердечно-сосудистой системы -46%
-заболевания кроветворной системы -11%
-заболевания иммунной системы -12%
-заболевания пищеварительной системы-41%
-заболевания эндокринной системы-27%
-заболевания мочеполовой системы -18%
-заболевания опорно-двигательного аппарата-73%
-заболевания глаз-58%
Слайд 5
Сложность современных школьных программ, дополнительная загруженность секциями, кружками, дополнительными занятиями, репетиторами, низкая двигательная активность, увлечение компьютерными играми, программами, виртуальным общением, нехватка сна приводят к увеличению нервно-психических нарушений, функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора.
Нарушение осанки влияет негативно на весь организм: нарушается дыхание, кровообращение, повышается утомляемость, появляются головные боли, снижается зрение.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов, так как ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Слайд 6
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как самые перспективные системы 21-го века, и как совокупность методов и приемов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Существуют различные трактовки определений здоровьесберегающей технологии. На мой взгляд, самой емкой является определение по О.В. Петрову.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Слайд 7
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 8
Условно здоровьесберегающие технологии можно подразделить на 2 вида:
- здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательного учреждения;
- здоровьесберегающие технологии в деятельности педагога.
Слайд 9
Принципами здоровьесберегающей технологии являются:
принцип «Не навреди!» (действуй в пределах своей компетентности);
принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Слайд 10
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии являются:
Аксиологический - педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение, как неотъемлемой части жизненных ценностей и мировоззрения, развивается эмоциональное и осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
Гносеологический - связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, интересам к вопросам собственного здоровья, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Здоровьесберегающий компонент - это система упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, предупреждению вредных привычек, нарушений здоровья.
Эмоционально-волевой - это положительные эмоции, которые сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический - человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся.
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Слайд 11
В своей педагогической деятельности я применяю здоровьесберегающие технологии
формирую здоровый образ жизни, обучая теоретическим основам и практическим навыкам здоровьясбережения.
(мной разработаны и применяются учебные программы).
Слайд 12
2. создаю условия для здорового развития детей:
- соблюдая физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю утомляемость, использую смену учебной деятельности, не допускаю эмоционального напряжения – всё это препятствует переутомлению детей)
- соблюдаю охрану труда школьников (контролирую воздушно-тепловой, световой режимы, слежу и корректирую осанку учащихся).
Слайд 13
- обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки и зрения (провожу, разработанную мною, комплексную гимнастику для глаз);
-учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
- практические занятия провожу в игровой форме с использованием движения, при этом применяю музыку – классическую, релаксирующую, что способствует созданию благоприятного климата;
-создаю ситуацию успеха для каждого ученика;
-здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности моей - это проект по обобщению педагогического опыта «Профилактика нарушения зрения», а также учащихся «Компьютерная зависимость школьников», «Влияние стресса на организм» и т.д., и в темах «Антинарко», «Антитабак».
Слайд 14
Без сомнения, успешность обучения в образовательном учреждении определяется уровнем состояния здоровья участников образовательного процесса, а здоровьесберегающее направление в деятельности педагога – это действия в интересах здоровья учащихся, так как это будущее здоровье общества и нации.
Слайд 15
Задача любого образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Список используемой литературы
1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы.- М.: Глобус, 2009, с.124.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии.-М.: ТЦ Сфера, 2005,с.125.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002, с.62.
4.Журнал «Планета людей»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15