Лекция — тренинг «Современные педагогические технологии в образовательном процессе дворовых клубов»
Тема: «Современные педагогические технологии в образовательном процессе дворовых клубов».
Тренер: Подкалюк Л.Н. Цель: Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога дворовых клубов.
Оборудование: ватман, фломастеры, флипчарт, видео лекция
Организационный момент «Давайте познакомимся!». Все становятся в круг.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас. Мне очень хотелось бы познакомиться с вами.
Игра «Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника». (Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.) Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. «Привет, я - гениальная Айгуль», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальная Айгуль, я - доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится.
-Приятно познакомиться? (аплодисменты).
Деление на подгруппы. На экран вывести крылатые фразы.
-Предлагаю продолжить работу. Прошу вас выбрать любую понравившеюся карточку (на обороте одной из карточек цифра).
Ваша задача состоит в том, чтобы составить пословицу (вывести на экран).
Большому кораблю - большое плавание
Маленькое дело лучше большого безделья
Ағаш тамырымен, адам досымен мықты (дерево крепко корнями, а человек друзьями)
Достық жоқ жерде табыс жоқ (где нет дружбы, там нет успеха)
Досы жоқ адам – тұзы жоқ тағам (жить без друзей, что есть пищу без соли)
Of two evils choose the least (из двух зол выбирай меньшее)
После того как все объединились в пословицы.
-Вот в таком составе прошу вас присесть за столы!
Начинаем наше «Заседание». Работу «заседания» начнем с составления формулы «Личность педагога», «Личность воспитанника» (по 2 стола на каждую формулу). Предложить ватман, фломастеры, цветную бумагу, ножницы для оформления формулы.
-Используйте любые математические («плюс», «минус», «умножить», «разделить») или химические знаки.
Например: ПЕДАГОГ = интуиция + ироничность + доброта
ПЕДАГОГ « (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
Время на таймере: 5 минут
Каждая подгруппа должна придумать формулу, которая отражает личность педагога, личность воспитанника - интересы, черты характера, таланты, способности и др.
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить перед публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, демонстрирует формулу и рассказывает о ней всей группе, так и «стендовые доклады».
Время на каждое представление: 1 минуту.
По результатам докладов подвести итог этой «научной конференции».
Итог: В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Знания, умения и определенный уровень навыков подрастающее поколение получают в детском саду, в школе, в дворовых клубах.
Дворовые клубы – это один из важных аспектов воспитательной работы. Подростки и дети, проживающие в районе, где стабильно работает дворовый клуб, могут найти для себя новое увлечение, место для встреч с друзьями и единомышленниками, освоить новые интересные способы проведения своего досуга, что самым положительным образом может повлиять на развитие их творческого и спортивного потенциала и полноценного развития как личности. Для привлечения и поддержания интереса подростков и детей педагоги должны обладать определенным педагогическим инструментарием. Одним из которых являются современные педагогические технологии.
О них мы сегодня поговорим. Проанализировать эффективность использования в работе педагогов дворовых клубов.
Но прежде чем преступить к основным вопросам мне хотелось бы узнать здесь точно собрались педагоги полные энтузиазма, активные, умные и внимательные.
Игровое упражнение "Построится по..." (команды дает только тренер, участники группы молча выполнят)
Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.)
Комментарий ведущего по поводу разных систем оценки: первый он или последний - зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
Игровое упражнение "Ассоциации"
Цель: Ассоциативное мышление, знакомство. Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч называет слово. Тот, кому мяч перекинули называет слово - ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Может быть задана тема для ассоциаций - чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.
Видео лекция «Образовательные технологии». Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из лекции доктора педагогических наук Т.Г. Галактионовой.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Общепринятой классификации образовательных технологий в казахстанской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
Технология педагогических мастерских
Технология обучения как учебного исследования
Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
Технология эвристического обучения
Метод проектов
Вероятностное образование (А. Лобок)
Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
"Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
Дизайн-педагогика.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения.
Технология постановки цели
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
ИКТ
Технологии дистанционного обучения
4. Технологии оценивания достижений учащихся
Технология "Портфолио"
Безотметочное обучение
Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Работа в подгруппах на основе метода «Представитель»
1 подгруппа «Проектная деятельность»
2 подгруппа «Технология педагогических мастерских»
3 подгруппа «Игровая технология»
4 подгруппа «Здоровье сберегающая технология»
Работа в подгруппах.
Предложить распределить роли в подгруппе:
- теоретик
- практик
- представитель
- художник
- таймспикер (время)
Алгоритм работы.
Каждая подгруппа получает текстовый вариант одной из технологий.
Цель работы: изучить теоретический материал, оформить опорную таблицу, схему, рисунок для дальнейшей презентации.
После выполнения задания группой «Представитель» перемещается к другой группе, чтобы объяснить суть изученного материала. При этом «представитель» в каждой подгруппе берет для себя материал.
Игровое упражнение «Солнце светит над тем кто...»
Игровое упражнение «Угадай, что увидел!». Презентация.
Рефлексия «Метод 6 шляп»
Вопрос: «Можно ли применить на практике полученные знания?».
Работа подгрупп над составлением плана работы дворовых клубов по изученным технологиям.
Рефлексия «Подумай и напиши» - перечисляют педагогические технологии использованные в течение тренинга.