Материал по теме Современные информационные технологии в образовательном процессе
Современные информационные технологии в учебном процессе
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
В настоящее время, когда общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Основополагающие государственные документы, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
- школа является важнейшим фактором развития личности;
- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- систему образования и школу необходимо постоянно
развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения современных образовательных технологий с целью повышения качества образовательного процесса и получения новых образовательных результатов.
Цель данного исследования - поэтапное ознакомление с содержанием образовательных технологий обучения и практическое использование данных технологий в образовательной практике.
Изучение темы построено на основе изучения современных источников научной и учебной литературы, а также опыта практической деятельности педагогов школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
выделить основные возможности, а также проблемы данных технологий;
детально изучить содержание каждой из технологий;
раскрыть всю необходимость внедрения инновационных методов в обучение школьников на современном этапе.
Объектом исследования в данной работе являются современные образовательные технологии.
Понятие «педагогические образовательные технологии»
Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими педагогической технологии являются:
- диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;
- экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
- алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
- корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;
- визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.
Эффективность преподавания предмета обеспечивается научно-обоснованной методикой обучения. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, креативного развития учащихся. Важное значение приобретает инновационная деятельность учителя, который применяет методы, обеспечивающие ученику возможность свободно проявлять речемыслительные операции и действия, мотивацию в общении на иностранном языке, формирование социокультурной компетенции.
Классификация современных образовательных технологий
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом. Существуют большой класс современных технологий, которых целесообразно использовать при обучении в школе:
- технология программного обучения;
- коллективный способ обучения КСО;
- технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев);
- технология саморазвития (М.Монтессори);
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов);
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии;
Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии.
Педагогическими целями использования информационных технологий являются:
1) Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества;
- развитие мышления;
- эстетическое воспитание;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (компьютерные игры);
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- формирование информационной культуры.
2) Реализация социального заказа.
3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
- повышение эффективности и качества обучения;
- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей.
В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении. Особое место занимает виртуальный мир Интернета. Интернет дает возможность пользоваться источниками знаний о культуре страны изучаемого языка, аутентичные материалы для речевой деятельности.
Однако для применения информационных технологий необходимо наличие квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку, достаточное количество компьютеров соответствующего уровня, наличие методически обоснованных учебных компьютерных программ и систем, наличие дидактического комплекса (учебники, система контроля и др.).
В последнее время многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, Программа модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
Результативность использования в процессе обучения современных образовательных технологий
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старших классах, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесбе-регающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Система инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания разносторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Формируется иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта.
Заключение
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы. Использование широкого спектра современных образовательных технологий в процессе обучения дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Таким образом, исходя из целей и задач современного образовательного процесса, любому руководителю ОУ необходимо:
1. Проанализировать работу педагогов школы по использованию в учебно-воспитательном процессе информационно-компьютерных технологий.
2. Определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий учителями с целью совершенствования образовательной деятельности.
3. Спланировать взаимопосещение уроков и мероприятий с целью изучения практического опыта по использованию педагогических технологий.
4. Создать в каждой творческой группе банк данных методических разработок учителей и воспитателей школы, практикующих использование ИКТ и других педагогических технологий.
5.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной и воспитательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
6. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
7. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
„ђЗаголовок 1„ђЗаголовок 2„ђЗаголовок 3„ђЗаголовок 4„ђЗаголовок 5„ђЗаголовок 6„ђЗаголовок 7„ђЗаголовок 8„ђЗаголовок 915