Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе



Обоснование выбора
Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)
Результат
(методическая и практическая направленность использования)

Здоровьесберегающие технологии.
-Интенсификация процесса обучения;
-перегрузка учащихся, снижение двигательной активности,
-отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
-несформированность навыков здорового образа жизни;
-"плохая" экология;
-кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Регулярно
На всех типах и этапах урока
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления;
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа с самопроверкой.
Создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке.
- психолого-педагогическая помощь обучающимся, повышение культуры мышления и поведения;
- снижение уровня заболеваемости
- активное участие  обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения,
- постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,
- развитие его саморегуляции,
- становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитании
- формируется ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
- воспитывается  культура здоровья, личностные качества, представления, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

На всех типах и этапах урока:
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления;
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа с самопроверкой.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
Роль учителя – в основном координирующая.
Приемы: “Корзина идей”, “Составление кластера”, “Верные и неверные утверждения”, “Знаю – хочу узнать – узнал”, “ Толстые и тонкие вопросы”, “Ключевые слова”, “Лови ошибку”, “Нарисуйте счастье”, “Письмо по кругу”, “Пометки на полях”
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- социализация личности ученика путем развития учебно универсальных действий.

Личностно-ориентированное обучение.
- способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта;
- применение на выбор различных учебных заданий и форм работы, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
- выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
- индивидуальная беседа с каждым ребёнком
- учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность
- самостоятельно оценивания результатов своей работы и исправления допущенных ошибок;
- побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
На всех типах и этапах урока:
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа.
Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
Учитель становится координатором, организатором деятельности в процессе которой учит осуществлять целеполагание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
Обеспечение самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития, самопознания, повышение познавательной деятельности.

Технология индивидуализации и дифференциации обучения.

- обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
- создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
На всех типах и этапах урока:
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления;
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа с самопроверкой.
Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения.
- позволяет учащимся реально оценивать свои возможности
- повышается интерес к предмету
- снижается психологическое напряжение учащихся на уроках
- повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся
- исчезает страх перед проверкой знаний

Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии на своих уроках использую для различных целей:
- повысить мотивацию и эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения уроков; - своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу; - использовать как средство самообразования; - качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

На всех типах и этапах урока,  с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста:
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления;
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа с самопроверкой.

- овладение учащимися ключевыми компетентностями;
- формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций;
- формируется  активная учебная деятельность, самостоятельное мышление, познавательные интересы;
- повышается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся;
- увеличение межпредметных связей;
- осуществляется индивидуализации и дифференциации;
- обучающиеся обучаются методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
становятся активными субъектами учебной деятельности, овладевают практическими способами работы с информацией;
- развивается умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках.

Проектные методы обучения.
Развивает индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.  Стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познаватель-ной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Это может быть абсолютно любой урок в рамках изучаемой темы. Наиболее удачными для использования метода учебного проекта являются вводные уроки, направленные на актуализацию материала и уроки обобщения изученного материала с целью применение знаний и предметных умений в практической деятельности.
Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы.
Повышение исследовательских, информационных, презентационных, коммуникативных умений обучающихся, желание самопознания.


Проблемного обучения
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 
Этапы урока:
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала. Уровни проблемного обучения
- проблемное изложение материала
- учитель создает проблемную ситуацию
- учащиеся по материалу учителя сами создают проблемную ситуацию
Уровни разрешения проблемной ситуации:
- осознание (фактологический уровень)
- осмысление (понятийный уровень)
- озарение (творческий, эвристический уровень)
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Формирование самостоятельности обучающихся, умения добывать новые знания самими обучающимися.

Исследовательские методы в обучении. 
Сущность исследовательского метода обучения:
- учитель вместе с учащимися формулирует проблему; - знания учащимся не сообщаются; учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; - деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; - учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Индивидуальная работа:
- задания на сравнение и  сопоставление фактов, явлений, событий;
- наблюдение, анализ текста;
- навыки конспектирования, составления тезисов;
- подготовка докладов, сообщений, рефератов;
- анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов;
Групповая форма:
- моделирование – погружение в смоделированную ситуацию, взятую из реальной жизни.
- работа над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
-составление презентаций.
Массовые формы:
- встречи с интересными людьми, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях школы, районных мероприятиях.
- расширяет область личных и общечеловеческих знаний;
- формируют научно-исследовательские навыки;
- реализуют личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;
- самостоятельно осуществляют диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;
- расширяют область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований.

Электронный образовательный ресурс

сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];

Индивидуализация обучения;
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
рост объема выполненных на уроке заданий;
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку. Компьютер дает новые возможности, позволяя учителю вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
На всех типах и этапах урока,  с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста:
- при подготовке к уроку;
- на этапе мотивации;
- на этапе актуализации знаний;
- на этапе проблемного объяснения нового материала;
- на этапе первичного закрепления;
- этап- включение в  систему  знаний и  повторение;
- самостоятельная работа с самопроверкой.

- экономия времени урока;
- повышение мотивации к обучению и интереса к предмету;
- повышение веса самостоятельной работы обучающихся;
·  увеличение осознанности усвоения знаний;
·  увеличение объема работы, выполненной на уроке;
·  повышение оперативности и объективности контроля результатов обучения;
·  позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
·  осуществление дистанционного обучения;
·  создание и презентация своих идей и наработок




15